a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа педагогического просвещения родителей по успешной адаптации детей с речевыми нарушениями

Автор: Фролова Любовь Михайловна Опубликовано: 2020-11-27 08:03:34

Документы для скачивания

СОДЕРЖАНИЕ Паспорт программы I. Целевой раздел программы 1. 1. Пояснительная записка 1. 2. Актуальность П рограммы 1. 3. Цели и задачи П рограммы 1. 4. Основные направления работы с семьями воспитанников 1. 5. Принципы, положенные в основу Программы 1. 6. Предполагаемые результаты реализации Программы 1. 7. Этапы реализации Программы II. 2. 1. Содержательный раздел программы Формы работы с родителями в период адаптации 2. 2. Содержание работы с родителями Список литературы Приложения ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Программа педагогического просвещения родителей детей, посещающих логопедические занятия на логопункте. ( далее- Программа) Руководитель программы Учител ь- логопед высшей категории Фролова Л. М. Организация- исполнитель МБДОУ детский сад «Солнышко» п. К а рдымово Смоленской области Адрес организации исполнителя п. Кардымово ул. Гагарина д. 4 Цель программы создать благоприятные условия для сотрудничест ва всех членов семьи и учителя- лого п еда ДОУ в вопросах воспитания и коррекции детей. Направленность программы Социально- педагогическая Срок реализации программы В течение учебного года Вид программы Уровень реализации программы  адаптированная    дошкольное  образование Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет учитель- логопед Ожидаемые конечные результаты программы 1. Повысится воспитательный потенциал семьи, понимание родителями необходимости и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для своего ребенка. 2. Вырастет число родителей, активно включенных в образовательный процесс группы, детского сада. 3. Окончательно сформируется представление родителей о сфере педагогической деятельности: - о педагогической деятельности в целом; - о сп ецифике работы с детьми, имеющие нарушение речи- об особенностях образовательно го процесса в условиях коррекции речи детей; 4. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с педагогами, детским садом. I. Целевой раздел программы 1. 1. Пояснительная записка Программа педагогического просвещения род ителей детей посещающих логопедические заняия на логопункте »( далее – Программа) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273. Содержание Программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам основной общеобразовательной программы МБОДУ" Солнышко». Занятия с учителем- логопедом   детьми- логопатами – од на из важных ст упеней взросления ребенка. Ребёнок проходит сложный этап адаптации, привыкает к новой обс тановке, к новым условиям, к новым требованиям и к коррекционным занятиям, которые отличатся от занятий в своих группах. По истечению определенного времени он чувствует себя  вполне спокойно и уверенно в этом окружении. С овременные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи в данный период. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Направленность программы по содержанию является социально педагогической; по функ циональному предназначению – коррекционной, по времени реализации в течение учебного года, с периодом- 1 год- . Новизна программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. 1. 2. Актуальность Программы Актуаль ность программы обуславливается, с одной стороны, тем, что переход от авторитарной системы воспитания к личностно- ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разраб отки системы комплексной помощи. С другой стороны, одним из основных направлений ФГОС дошкольного образования является взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки программы педагогического просв ещения родителей детей- логопатов. 1. 3. Цель и задачи Программы Основная цель программы – создать благоприятные условия для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания и коррекции детей- логопатов. Задачи программы: создать положительный эмоционально комфортный климат пребывания ребенка на коррекционных занятиях с учителем- логопедом; организовать методическую работу по созданию условий взаимодействия педагога с родителями воспитанников; привлечь родителей к ак тивному участию в коррекционно- образовательном процессе; повысить уровень професс иональной компетентности учителя- логопеда по организации работы с семьей; активизировать участие родителей в жизни ребенка и детского сада через поиск и внедрение инновационных форм работы с семьёй; оптимизировать детско- родительские отношения. 1. 4. Основные направления работы с семьями воспитанников Основными направлениями работы с семьями воспитанников для педагога являются: - е динство в работе учителя- логопеда и семьи по коррекции и образованию детей; - взаимное доверие во в заимоотношениях между педагогом и родителями, понимание нужд и интересов ребенка; - установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики; - создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грам отности родителей в образовании и коррекции детей- логопатов старшего дошкольного возраста. В основе взаимодействия учителя- логопеда и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности; совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности. Сотрудничество педагог а и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальн ых возможностей и способностей. Инициатором установления сотрудничества явля ется учитель- логопед. 1. 5. Принципы, положенные в основу Программы Программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки семьям воспитанников, позитивной социализации и индивидуализации. В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ре бенка лежат следующие принципы: 1. О тк рытость детского сада для семьи. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором стро ится вся работа учителя- логопеда с родит елями. В общении педагога с родителями не уместны категорично сть, требовательный тон. Учитель- логопед общается с родителями, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детско му саду в целом. Учитель- логопед еженедельно выкладывает «Домашнее задание» и заполняет тетради детей, для занятий дома с родителями по коррекции их речи. 2. Создание единой развивающ ей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. 3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в р аботе с родителями. п едагог общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и п едагогическое умение в педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 4. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. 1. 6. Предполагаемые результаты реализации Программы 1. Повысится воспитательный потенциал семьи, понимание родителями необходимости и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для своего ребенка. 2. Вырастет число родителей, акти вно включенных в образовательно- коррекционный процесс с их детьми- логопатами. 3. Окончательно сформируется представление родителей о сфере педагогической деятельности: - о педагогической деятельности в целом; - о специфике работы с детьми- логопатами; - об особенностях образовательно- коррекционного процесса детей в условиях логопункта; 4. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с педагогом. 1. 7. Этапы реализации Программы Первый этап – подготовительный  Целью данного этапа является — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.   Задачи данного этапа:   1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;   2. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.   Второй этап – практический  Его цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного- коррекционного процесса.   Задачи данного этапа:   1. Практическая реализация программы Создание  предметно- пространственной среды. совместна работа воспитателей и родителей. Третий этап – заключительный  Его цель – подведение итогов социального партнерства.   Задачи данного этапа:   Проведение анализа проделанной работы;   Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом. II. Содержательный раздел программы 2. 1. Формы работы с родителями в период адаптации Для реализации программы рекомендуемо использ овать следующие формы взаимодействия с родителями. Традиционные формы: анкетирование, лекции, беседа, родительские собрания, консультирование родителей по запросу, наглядная агитация: »Уголок логопеда». Нетрадиционные формы: семинары- пра ктикумы, игры с педагогическим содержанием, праздники, участи е родителей организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других вид ов деятельности детей. Инновационные: сайт детского сада со страничкой учителя- логопеда. В работе важно познакомить родителей с задачами, с одержанием и методами коррекции их детей в условиях детского сада и семьи. Проводятся тематические консультации, чтобы ответить на вопросы, интересующие родителей. Педагогическая беседа с родителями необходима для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу. Анкетирование проводится с целью изучения семьи и их пожеланий. На доске объявлений размещается информ ация родителей об основных событиях и мероприятиях на логопункте в детском саду. 2. 2. Содержание работы с родителями Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников Направления в работе Месяц Подготовительная группа Консультативно- рекомендательное сентябрь, январь, май Анкетирование Сентябрь, январь, май Родительское собрание сентябрь Беседа «Зачем нужны домашние логопедические задания» октябрь Консультация «Если у вас ребёнок левша» Лекционно- просветительское сентябрь Консультация «Этиология, симптоматика и структура речевого дефекта» октябрь Консультация «Сотрудничество ДОУ с семьёй» ноябрь Консультация «Способы и этапы постановки звуков» декабрь Консультация «Роль игры в развитии речи ребёнка» Выставка – презентация игр «Игры с пользой» февраль Консультация «Как добиться послушания от ребёнка» Консультация «Агрессивность и стили семейного воспитания» март Консультация «Развиваем фонематический слух» апрель Консультация «Формирование у детей положительной мотивации к школьному обучению» июнь Консультация «Как организовать летний отдых с пользой для речевого развития детей» Практические занятия для родителей ноябрь Семинар- практикум «Дыхательная гимнастика» декабрь Мастер- класс «Приёмы логопедического массажа» май Круглый стол «Наши успехи» Индивидуальные занятия с родителем и его ребёнком октябрь «Артикуляционные упражнения для свистящих звуков» январь «Артикуляционные упражнения для шипящих звуков» Подгрупповые занятия с родителями и их детьми Каждый четверг День открытых дверей Совместная деятельность участников образовательного пространства ноябрь Фотовыставка «Самая любимая» март Тематический праздник «В школе Василисы Премудрой» декабрь Мастер- класс «Украшаем помещение к Новому году» май Проектная деятельность «Кто такие герои войны» июнь Игра- соревнование « Самый умный» Список литературы 1. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа/ А вт. - сост. С. В. Чиркова. — М. : ВАКО, 2010. - 256 с. ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем) 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации( вступает в силу с 1 сентября 2013 года) . – Новосибирск: Норматика, 2013. - 128 с. - ( Кодексы, Законы, Нормы)   1. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с. 3. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ Н. В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с. 4. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие/ О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. 5. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья –е диное пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : ЛИНКА –П РЕСС, 2001. - 224 с.   6. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О. Г. Заводчикова. - М. : Просвещение, 2007. - 79 с. 7. Микляева, Н. В. Экспресс- конструктор образовательной программы: методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы/ П од ред. Т. В. Цветковой. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. П РИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Анкета для родителей «Давайте познакомимся» Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут нам узнать индивидуальные особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития. 1. Ф. И. ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата рождения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Подпись_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Ф. И. О. матери_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Образование, р од деятельности_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Ф. И. О. отца_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Образование, род деятельности_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Состав семьи( кто постоянно проживает с ребенком) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, взаимоотношения с ними_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Основные виды игр и занятий дома? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7. Может ли ребенок сам найти себе занятие дома? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ II.  1. Как Ваш ребенок засыпает( быстро/ медленно, спокойно/ неспокойно, с дополнительными воздействиями/ без дополнительных воздействий) ? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Как ребенок спит? а) спокойно; б) беспокойно( чутко; часто просыпается, но легко засыпает вновь; бывают ночные страхи, страшные сны; разговаривает во сне, др. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ) 4. Как относится к введению новой пищи, аппетит_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Заявляет ли о физическом дискомфорте и каким способом: устал, хочет есть, пить, спать? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно: ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании? ( подчеркнуть) 7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки( сосет палец, раскачивается, крутит головой и т. д. ) ? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Часто ли болеет? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ III.  1. Как переносит разлуки с матерью? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Какова была максимальная длительность такой разлуки? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Как относится к оценке взрослого: - положительной: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - отрицательной: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Легко ли идет на конта кт с взр ослыми, сверстниками( легко; избирательно; трудно) ? V. 1. Каковы Ваши действия в следующих ситуациях: - ребенок отказывается есть_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - ребенок не может заснуть_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - сломал игрушку или предмет, которым пользуются взрослые_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом, капризничает_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Как Вы: - ласкаете ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - поощряете ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - порицаете_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ VI. 1. Как передвигается ребенок? а) преимущественно бегом; б) беготня чередуется со спокойным перемещением. 2. Следует ли ребенок определенному порядку в проявлении своей жизнедеятельности( просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время, съедает ежедневно приблизительно одинаковое количество пищи, проявляет активность или спокойствие в одно и тоже время суток) ? а) да; б) нет. 3. Легко ли привыкает к новой ситуации( возникают ли проблемы, когда приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляться тем или иным переменам в повседневной жизни) ? а) да; б) нет. 4. Как Ваш ребенок выражает свои чувства? а) протестует активно: если огорчен, заливается слезами; если рад, громко хохочет. б) протестует тихо: от огорчения хнычет, хмурится; от радости улыбается. 5. Какое настроение преобладает? а) хорошее, бодрое; б) подавленное, вялое или серьезное. 6. Может ли ребенок достаточно долго заниматься каким- то делом, проявлять настойчивость? а) да; б) нет. 7. Проявляет ли Ваш ребенок особую разборчивость в мелочах( протестует, когда надевают на него несколько тесную одежду; замечает, если несколько меняется вкус любимого блюда; реагирует на запахи и пр. ) ? а) да; б) нет. СПАСИБО! Приложение 2 Анкетирование « Сотрудничество » 1. Какого мнения вы о детском саде и педагогическом коллективе, в котором пребывает В аш ребенок? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Каким В ы видите воспитателя своего ребенка? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Какой В ы представляете группу, которую будет посещать Ваш ребенок? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Какие традиции и о бычаи, по- В ашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Чем В ы могли бы помочь воспитателю в создании детского коллектива? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приложение 3 Опрос «Отношение к ребёнку» Цель: изучить отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания. 1. С каким чувством переступает порог детского сада Ваш сын или ваша дочь? 2. Как чувствует себя ребенок в коллективе группы? 3. Рассказывает ли Ваш ребёнок о своих друзьях или приятелей коллектива? 4. Создает ли детский сад, по- В ашему мнению, необходимые условия для развития В ашего ребенка? Приложение 4 Уважаемые родители! Просим Вас активно включиться в общественную работу группы и выбрать педагогическое поручение, которое Вас устраивает. Укажите, пожалуйста, любой из предложенных Вам педагогических поручений и время его проведения. Ф. И. О. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   № п/ п Поручение Сроки выполнения 1 Помощь в организации экскурсии( в библиотеку, по городу, по парку и т. д. )   3 Проведение тематической беседы с родителями( тема? )   4 Помощь в организации праздника, развлечения( какого? )   5 Помощь в трудовых делах группы( каких? )     Спасибо за сотрудничество! Приложение 5 Обучающий семинар  для родителей с элементами тренинга «Внимание: Гиперактивный ребенок! » Задачи: помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком; обучение эффективным способам взаимодействия с ним. обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка; Ход занятия Упражнение «Ритуалы приветствия» Цель: снятие напряжения, настроить группу на рабочий лад, формировать оптимистическое настроение.     Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.   Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на  середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно   приветствует всех членов группы.  Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий  справа от первого, и т. д.                          Варианты приветствия: легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам( Япония) ; объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки( Россия) ; легкий поклон со скрещенными на груди руками( Китай) ; рукопожатие и поцелуй в обе щеки( Франция) ; легкий поклон, ладони сложены перед лбом( Индия) ; поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера( Испания) ; простое рукопожатие и взгляд в глаза( Германия) ; мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев( Малайзия) ;  Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей встречи  « Гиперактивные дети» выбрана не случайно. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в последнее время приобретает все большую актуальность. Сегодня, вы познакомитесь, с понятием гиперактивности, поиграете в игры, в которые нужно играть с такими детьми, научитесь лучше понимать своего ребенка. Мини- лекция «Что такое гиперактивность ». « Гипер. . . »( от греч. hyper- «над», «сверху») - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского « activis » и означает «действенный, деятельный». Причины по явления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы, перенесенные ребенком инфекцион ные заболевания и др. Внешние проявления гиперактивности это- невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: « Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко  отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда- нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать,   им  трудно долго сидеть на одном месте, молчать, Подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, раздражительны, вспыльчивы и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы,   толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.   Вероятно, каждому педагогу и родителю знаком этот портрет. Часто гиперактивности   сопутствуют проблемы  во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет, и продолжается до подросткового возраста. Чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.   Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем- то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние  раздражители. Приложение 6 Определить признаки импульсивности   поможет анкета «Признаки импульсивности» Импульсивный ребенок 1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем- то спрашивают( возможно, и неверный) . 2. У него часто меняется настроение. 3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя. 4. Ему нравится работа, которую  можно делать быстро. 5. Обидчив, но не злопамятен. 6. Часто чувствуется, что ему все надоело. 7. Быстро, не колеблясь, принимает решения. 8. Может резко отказаться от еды, которую не любит. 9. Нередко отвлекается на занятиях. 10. Когда кто- то из ребят на него кричит, он  кричит в ответ. 11. Требует к себе внимания, не хочет ждать. 12. Обычно уверен, что справится с любым заданием 13. Может нагрубить родителям, воспитателю. 14. Временами кажется, что он переполнен энергией. 15. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит. 16. В играх не подчиняется общим правилам. 17. Горячится во время разговора, часто повышает голос. 18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой. 19. Любит организовывать и предводительствовать. 20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.        Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2- 3 взрослых человека хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности  с помощью данной анкеты. Затем   надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат:    15- 20 баллов  свидетельствует о высокой импульсивности;   7- 14   баллов    о   средней;     1- 6 баллов  - о   низкой. Приложение 7 Памятка для родителей гиперактивных детей. Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить" нет”, " нельзя”, " прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье. 1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения( то есть его собственную" территорию”) . В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало. 2. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство. 3. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально. И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие. Не опускайте рук.  Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что" Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту”( Мэри Ш. Курчинка) . Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках. Подведение итогов, рефлексия: Педагог предлагает родителям( по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным. Приложение 8 Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения( по методике Е. Н. Степанова, видоизменена на ДОУ) Цель:  выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. Ход тестирования На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. 1. Коллектив, в котором воспитывается наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 2. В среде своих сверстников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 5. В группе, где воспитывается наш ребенок, хорошие воспитатели. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 6. Педагоги выстраивают правильные взаимоотношения с детьми. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 7. Наш ребенок не перегружен образовательной деятельностью. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 8. Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 9. В ДОУ проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 10. В ДОУ  работают различные кружки, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 12. В детском саду  заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 13. ДОУ сп особствует формированию достойных поведен ческих качеств нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 14. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 15. ДОУ по- настоящему готовит нашего ребенка к школе. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА Удовлетворенность родителей работой учебного заведения  ( У)  определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. Результаты анкетирования Анкетирование родителей показало, что коэффициент У равен больше 3 – это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в группе ДОУ и его работой.

Оставить комментарий: