Перспективно-тематическое планирование пальчиковых игр для детей младшей группы
Пояснительная записка
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “ Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста ”; С.О.Ермаковой “ Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я хочу заняться ее изучением через самообразование, выбрав тему “ Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста ”.
Создала картотеку пальчиковых игр, которые будут направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, выбрав эту тему по работе по интересам с детьми раннего возраста, наметив главную цель:
формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста .
Для достижения хороших результатов буду использовать разнообразные формы работы с родителями:
- индивидуальные беседы.
- консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
Рекомендации родителям определю в виде памяток, в которых буду убеждать их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста ” “ Пальчиковая гимнастика ”.
“Практикум для родителей по теме: “ Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”.
Папку-передвижку “ Пальчиковые игры”, которые буду обновлять по мере разучивания.
Памятка для родителей “ Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников”
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти планирую проводить во время утренней стимулирующей гимнастики , физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения буду подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Методическая литература:
"Ребенок от рождения до года" под редакцией .С.Н.Теплюк;
-Н.А.Ильина "Играем в памперсах";
-А.С.Галанов "Развивающие игры для малышей"
-Н.С.Жукова "Учимся говорить правильно";
-Е.А.Янушко "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
(1-3 г.).
-Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»
Перспективный план образовательной деятельности по теме:
«Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста»
№ |
тема |
цель |
дата |
1. |
«Ладушки – ладушки» . |
Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений |
сентябрь |
2. |
«Сорока – сорока» |
Активизировать движения пальцев рук. |
|
3. |
«Как у нашего кота…» |
Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук. |
|
4 |
«Этот пальчик – бабушка» |
Активизировать движения пальцев рук. |
|
5. |
«Где же ручки» |
Активизировать движения пальцев рук. |
октябрь |
6. |
«Бумажный мячик» |
Развивать моторику обеих рук. |
|
7. |
«Водичка, водичка…» |
Развивать моторику обеих рук. |
|
8. |
«Пальчик о пальчик» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
9. |
«Волк раскроет свою пасть» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
ноябрь |
10. |
«Сидит белка на тележке» |
Развивать моторику обеих рук. |
|
11. |
«Капуста» |
Развивать моторику обеих рук. |
|
12. |
«Пальчики»
|
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
13. |
«Перчатка» |
Активизировать движения пальцев рук. |
декабрь |
14. |
"Дом" |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
15. |
«Два маленьких кузнечика…» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
16. |
«Маленькая мышка» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
17. |
«Паучок» . |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы |
январь |
18. |
«Червячки» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
19. |
«Шалун» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
20. |
«Лягушка – попрыгушка» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
21. |
«На лесной лужайке» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
февраль |
22. |
«В домике живёт волчок» |
Активизировать движения пальцев рук |
|
23. |
«Избушка на лужочке» |
Активизировать движения пальцев рук. |
|
24. |
«Встали пальчики» |
Активизировать движения пальцев рук. |
|
25. |
«Пальчики здороваются» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
март |
26. |
«Кольцо» |
Активизировать движения пальцев рук. |
|
27. |
«Вымыли мы ручки» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
28. |
«Крылья нашей мельницы» |
Активизировать движения пальцев рук. |
|
29. |
«Пляшут в кухне на стене» |
Активизировать движения пальцев рук. |
апрель |
30. |
«Мои веселые пальчики» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. |
|
31. |
«Повстречались» |
Активизировать движения пальцев рук. |
|
32. |
«Идет коза рогатая» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы |
|
33. |
«Котятки» |
Развивать моторику обеих рук. |
май |
34. |
«Дарики-комарики» |
Развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы |
|
35. |
«Два медведя» |
Развивать моторику обеих рук. |
|
36. |
«Помощник» |
Активизировать движения пальцев рук. |