Консультации для родителей
Документы для скачивания
Консультация для родителей по лексической теме «Водоёмы и его обитатели» Уважаемые родители во время совместных прогулок с реб ё нком в парк или за город, понаблюдайте за водоёмами и его обитателями. С остав ьте описательный рассказ о жителях водо ё мов, отмечая характерные особенности проживания, питания, строения этих животных. Об судите с ребенком из каких частей состоит тело рыб, чем покрыто, чем дышат, чем питаются. Поиграйте с детьми в занимательные и очень полезные игры. Которые будут способствовать развитию слухового восприятия, связной речи, мышления, наблюдательности и зрительного восприятия. Игра « Шестой лишний» Карась, лягушка, краб, ласточка, щука, рак; Дельфин, осьминог, пчела, рак, жаба, лещ; Акула, волк, краб, окунь, лягушка, кальмар. 44996101377950023850602876550013335287655003442335292735005604510222885007658105143500 Игра « Подбери к предметному изображению силуэт и контур » 59499520193000378523521590000 222313548895005085715185420003395980688975001624330687705002425700141986000492569590614500395414518389600044005518434050037528510382250044323038862000 Игра «Узнай и назови»( наложенные изображения) Обязательно расскажите детям об охране водоёмов, и что может произойти с ними, если мы не будем их беречь. Подготовила учитель- дефектолог Н. В. Сурикова
Если ребёнок левша righttop Левша́( леворукий) — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Если ваш ребенок – левша, то вам необходи мо знать особенности, которые будут описаны ниже. Методика обучения письму, её организация рассчитаны на детей с ведущей правой рукой, поэтому у педагога и родителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, ноги всей ступнёй стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена вправо. За столом леворукий ребёнок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа не мешала ему при письме, настольная лампа располагается справа от ребёнка. Положение рук: локоть левой руки немного выступает за край стола, и левая рука свободно двигается по строке сверху вниз, а правая лежит на столе и придерживает лист. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Приёмы держания ручки: ручка кладётся на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку на расстоянии 1. 5 – 2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева на право, направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев – вправо. Несколько способов письма левой рукой. Первый способ: зеркальное отражение праворукого письма. Чаще пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приёмам письма. Это серьёзно затрудняет процесс обучения, т. к. все образцы в тетрадях, прописях располагаются слева. Начиная списывание, ребёнок не имеет возможности ориентироваться на образец. Второй способ: кисть левой руки с ручкой располагаются над строкой/ « выворачив » кисть/ этот способ даёт возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество написанных ошибок при письме. Третий способ: кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ для письма, т. к. не приходится выворачивать кисть, не смазывается ранее написанное. Хорошо виден образец, однако буквы не имеют наклона вправо, скорее даже влево. Положение тетради: тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребёнок был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, не меняя угол наклона страницы. Леворукому ребёнку трудно ориентироваться в тетради, в строке, первую страницу листа следует маркировать цветным карандашом. Необходимо созда вать условия, при которых ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не будет чувствов ать негативного отношения к своей леворукости. Подготовила учитель- дефектолог Н. В. Сурикова
Консультация « Коррекционно- педагогическая работа с детьми 3- 4 лет в период плеоптического лечения» Коррекционно- педагогическая работа тифлопедагога тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с этапами лечения. 29305252635250 Первые трудности в лечебно- восстановительной работе могут возникнуть на этапе проверк и зрения. Дети трех лет часто не узнают изображения, которые представлены в таблице определения остроты зрения. Это может быть связано с отсутствием практического опыта узнавания изображений в разных модальностях, с недостаточным объемом знаний об окружающем мире, а также обусловлены несформированностью речевой функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия. Поэтому тифлопедагог проводит коррекционно- педагогическую работу, направленную на развитие у детей умений узнавать предметы в разных модальностях, учит сличать контурные, силуэтные изображения, соотносить их с реальными предметами. Одним из способов достижения этой цели является дидактическая игра, которая, являясь основным видом детской деятельности младших дошкольников, соответствует детским потребностям и интересам. Например: «Наложи цветное изображение на силуэтное изображение», «Где, чья тень? » и т. д. Аппаратное лечение также требует от ребенка определенных знаний, умений и навыков: умение опознавать и называть предмет в силуэтном изображении; наложение объекта на контур, совмещение объекта по контуру; оперирование понятиями «вверх», «вниз», «влево», «вправо»; оречевление своих действий, понимание инструкций взрослого. У детей раннего и младшего дошкольного возраста многие из этих умений не сформированы. И на данном этапе задача учителей- дефектологов и воспитателей – наиболее успешно и в как можно более короткий срок подготовить детей к аппаратному лечению. В решении этой задачи огромную помощь оказывают игры и упражнения на: развитие мелкой моторики руки; развитие цветоразличения; локализацию предмета в пространстве в различном пространственном расположении; развитие ориентировки на листе бумаги; узнавание предмета в силуэтном и контурном изображении; развитие глазомера. В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи- офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т. д. Маленьким детям для обводки даются крупные предметы( шар, мяч, яблоко, флажок и т. д. ) . В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещённый экран. - 3079754987925 Во все образовательные занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются следующие дидактические игры: " Найди такой же предмет" ( по форме, цвету, размеру) , " Найди различия в предметах, рисунках" , " Что от тебя ближе, дальше" , " Составь из частей целое" . В период плеоптического лечения детей младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрёшками, пирамидками, игрушками- вкладышами, например: " Собери башенку" , Собери пирамидку" , " Собери корзинки" , " Составь матрёшку" . Нанизывание бус, шаров, плетение следует использовать с игровым компонентом: " Кто скорее нанизает шары" , " Наряди куклу в бусы" и др. Один из вариантов методик- воспроизведение изображений по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета. Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно- моторной координации. Шнуровку можно внести в одежду кукол, т. к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое( матрёшки, пирамидки, разрезное лото и т. д. ) заставляет детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры- лабиринты, например: на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии. Дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают то, чем питаются эти животные. Коза любит капусту, заяц- морковку и т. д. содержание таких картинок может быть разнообразным. Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения пособия уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см. , т. к. у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики. Для активизации зрения детей с косоглазием и амблиопией в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрофицированных игрушек: " Где зажёгся фонарик? " , " Сосчитай, сколько раз зажёгся" , " Проследи за огоньками" . На занятиях в качестве физкультурных минуток можно предложить задания: " Посчитай, сколько раз включилась настольная лампа" , " Где горит огонёк? " и т. д. 26358854708525 Хорошо использовать в этот период лечения рассматривание цветных слайдов и диафильмов. В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная перегрузка, пособия и материалы даются более крупного размера. Таким образом правильно организованная коррекционно- педагогическая работа будет способствовать эффективному лечению. Подготовила учитель- дефектолог Н. В. Сурикова
Памятка для родителей Игры, способствующие повышению остроты зрения Уважаемые родители, играя с детьми дома, вы можете решать сразу несколько задач – общение с ребенком и развитие зрительных функций( повышение остроты зрения) . Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой- то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи- офтальмологи предлагают проводить с детьми следующие игры: нанизывани е бус, колечек" Бусы для мамы" выкладывание из мозаики( сортировка по цвету, выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца) сортировка семян: тыквы, арбуза, бобов, фасоли игры с матрёшками « Составь матрёшку » игры с пирамидками « Собери пирамидку» игры с вкладышами « Собери башенку » лабиринты например: на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии. Дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают, кто где живет. Медведь в берлоге, белка в дубле, содержание таких картинок может быть разнообразным. р абота с предметными картинками( рассматривание, описание, нахождение новых картинок, нахождение одинаковых картинок, группировка изображений по цвету) р абота с геометрическими фигурами( группировка по цвету без учета формы, группировка по форме без учета цвета) Д идактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения в период плеоптического лечения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад № 157" Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 3- 4 лет с нарушениями зрения» Разработала: учитель- дефектолог Сурикова Наталья Викторовна Ярославль 0 5. 11. 20 24 «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 3- 4 лет с нарушениями зрения» 3811270174117000 Развитие мелкой моторики для детей имеет огромное значение. Проведенные исследования показали прямую зависимость развития функции рук с развитием мышления и речи ребенка. Чем больше умений, мастерства, точности и активности в движении пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить и познавать окружающий мир. М елкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Мелкая моторика рук способствует развитию психических процессов, как внимание, мышление, восприятие, воображение, память, речь. Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре, так что вопрос, зачем развивать моторику, не стоит. Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей, особенно быстро в младшем дошкольном возрасте. Поэтому одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – развитие мелких движений кистями и пальцами рук – мелкой моторике. В процессе выполнения каких- либо действий руками и пальцами малыш не просто забавляется – он познает мир и развивает интеллект, благодаря самостоятельному исследованию окружающего пространства. В младшем возрасте движения пальцев детей неточные и несогласованные. Если у ребенка имеются отклонения в органах зрения, то наблюдаются: снижение двигательной активности; трудности в координации рук; задержка в развитии тактильной чувствительности; трудности в выполнении мелких координированных движений кисти и пальцев. Ребенок с нарушениями зрения менее качественно выполняет задания и скорость их исполнения низкая. Дети со зрительными недугами в большей степени полагаются на ориентирование визуально, не осознавая осязания, как важное средство замещения зрительной функции. Ребенок с нарушением зрения не всегда может подражать действиям взрослых, что не позволяет им овладевать некоторыми практическими навыками. Вследствие этого у таких детей мышцы рук плохо развиты, вялые, часто напряжены. Недоразвитость тактильной чувствительности и мелкой моторики задерживается общее развитие ребенка, его речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Средства развития мелкой моторики повсюду: это не только специальные – “развивающие” – игрушки, которыми сегодня завалены реальные и виртуальные магазины, но и бытовые предметы. - 156210435483000 Вы можете приобрести специальные сортеры, бизиборды, рамки- вкладыши, шнуровки для развития мелкой моторики, а можете приспособить для игры всё, что есть под рукой: пластиковые контейнеры, бумажные стаканчики, разноцветные пробки от детских пюрешек, салфетки, бусы – всё, что подскажет фантазия. Важно только не оставлять ребенка без присмотра во время игры с мелкими предметами. Нужно убедиться, что игрушки или предметы, которые ими служат, безопасны, не имеют неровных острых поверхностей, а также следить, чтобы малыш ничего не тянул в рот. Д ети с нарушениями зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения. Подготовила учитель- дефектолог Сурикова Н. В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад № 157" Памятка для родителей «Полезные игры на ориентировку в пространстве» Разработала: учитель- дефектолог Сурикова Наталья Викторовна Ярославль 05. 02. 202 4 Памятка для родителей «Полезные игры на ориентировку в пространстве» Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить время ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры. «Транспорт» Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т. д. «Что стоит у нас в квартире» П редварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами. «Где игрушки? » Расставьте пять стульев таким образом, чтобы один был в центре, а четыре других стояли по кругу( спереди от стула, сзади, справа и слева) . На стул, стоящий в центре, посадите ребенка, а на остальные четыре посадите игрушки. Далее вы называете игрушку, а ребенок должен ответить, где она находится( спереди, сзади, справа и слева) . Потом Вы меняете расположение игрушек и продолжаете игру. Все дети любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: «Два шага налево, один прямо, один направо…» А еще можно поиграть так. Сядьте с ребёнком на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади- куклу, справа- зайку, слева- мишку. Теперь расскажите ему такую присказку: Вперед пойдешь- машину найдешь. Направо пойдешь- зайку найдешь. Налево пойдешь- мишку найдешь. Назад пойдешь- куклу найдешь. Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? Ребенок говорит, например: «Я хочу пойти направо и найти зайку». Затем игра повторяется снова. «Регулировщик» Пусть ребёнок будет регулировщиком, а Вы автомобилистом. Смастерите малышу жезл, а сами возьмите руль. Пусть ребёнок встанет посередине комнаты, и будет показывать Вам жезлом направление движения, а также он должен произносить команды: направо, налево, вперед, назад. Затем можно поменяться ролями. «Робот» Предложите ребёнку поиграть в робота. Вы будите давать команды, а он исполнять. Например, иди вперед, поверни направо, подними левую руку, повернись налево. Потом можно поменяться ролями. «Свет мой, зеркальце…» С этой проблемой сталкиваются практически все родители. Даже если ребёнок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Сообщите ребёнку, что сейчас покажете ему фокус. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку «лицом» к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, чтобы разобраться в этом фокусе. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, чтобы он понял, что правая рука так и осталась правой. А путаница произошла из- за того, что предмет изменил свое положение в пространстве. Возможно, ребёнок не сразу осознает, что расположение предмета относительно и зависит от того, каким образом расположены мы сами по отношению к этому предмету. Но постепенно он осилит и это. И здесь тоже на помощь придут игры. «Зеркало» Поставьте два стула друг напротив друга. На один стул сядьте сами на второй посадите ребенка. Объясните ему, что то, что вы будите делать правой или левой рукой, малыш должен будет повторять за Вами той же рукой. Прикоснитесь рукой по очереди к правому, а затем к левому плечу, правой рукой к левому уху, левой рукой к правому колену, правой рукой к правому уху и т. д. Попросите ребёнка повторить то же самое действие. С детьми большое внимание необходимо уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега. " Как пройти в магазин( в аптеку и пр. ) " . Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять" картину пути" . Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. " Наоборот" , " Дополни предложение" . Например, родитель начинает предложение: " Сережа подбросил мяч. . . ( вверх) ; папа поставил кружку. . . ( справа) , а мама поставила тарелку. . . ( слева) . Эта игра поможет ребёнку научиться пользоваться терминами, обозначающие пространственные отношения. «Графический диктант» О чень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. Подготовила учитель- дефектолог Сурикова Н. В.