Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Учитель-логопед Чикризова М.С.
Документы для скачивания
Консультация для родителей на тему: « Для чего нужна артикуляционная гимнастика? » Учитель- логопед Чикризова М. С. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в младшем дошкольном возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны взрослых, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие нарушения произношения. А поскольку сами собой эти нарушения не исправляются, к сожалению, мы часто слышим в той или иной мере нечеткую речь, как детей, так и взрослых. Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, необходимо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Язык состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку( как при звуке У) , округляться( как при звуке О) , обнажать передние верхние и нижние зубы( как при звуке И. ) , слегка выдвигаться вперед( как при звуках: Ш, Ж) . Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой( как при звуках: П, Б) , образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам( как при звуках: В, Ф) . Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата. Цель артикуляционной гимнастики – формирование определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: 1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, перед зеркалом. 2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. 3. Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно упражнение, остальные даются для закрепления. Если же ребенок выполняет какое- то упражнение недостаточно хорошо, то отрабатывается старый материал. 4. Сначала самостоятельные движения будут замедленными. В процессе многократных повторений движения становятся правильными, привычными и могут производиться в произвольном темпе. 5. Дозировка количества повторения одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребенка. 6. Если у ребенка не получается какое- то движение, нужно использовать механическую помощь, например поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, так как ребенок не всегда точно ощущает, где должен находиться в данный момент его язык. 7. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, в игровой форме. Недостаточно только подобрать упражнения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, плавность, и устойчивость перехода от одного движения к другому. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать и контролировать свои действия. Работа организуется следующим образом: 1. Взрослый рассказывает ребенку о предстоящем упражнении, знакомит с его названием, показывает картинку с данным упражнением. «Сегодня в мы отправляемся в зоопарк. И первый кого мы встретили – это слон». Упражнение «Хоботок( «Трубочка») . Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения перед зеркалом. 3. Упражнение выполняет ребенок, взрослый контролирует правильность выполнения, сопровождая стихотворным текстом, или использует счет. Упражнение «Хоботок( «Трубочка») . «Хоботок слоненок тянет, Он вот- вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи». В целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, выполняем их в игровой форме. Упражнения преподносятся в виде сказок, стихов, загадок. Занятие становится интересным и увлекательным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Чтобы у ребенка не пропал интерес, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону. Логопед подбирает необходимые упражнения и составляет комплекс для каждого ребенка индивидуально. Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения у ребенка.