«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Опубликовано: 09:08:32 07-12-2020

Автор: Бережная Татьяна Николаевна

Документы для скачивания:

57411_zimushka zima.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

57411_zimushka zima.docx

Конспект занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА» Подготовил: Воспитатель высшей категории Бережная Т. Н. Цель:  Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Задачи:     Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы; Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже; Активизировать словарь по данной теме;  Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе. ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно. 1.   Отгадывание загадки. Наступили холода, Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает: Когда это бывает? ( зимой) 2 Беседа о зиме. «Зимушкой – зимой» в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться. Какими еще словами можно сказать о зиме?  ( белоснежная, холодная, морозная, зимушка) 3. Отгадайте  загадку: Я белым покрывалом всю землю накрываю, Белю поля, дома, зовут меня ….  ( Зима) . Невидимкой, осторожно Он является ко мне И рисует, как художник, Он узоры на окне… ( мороз) . В белом бархате деревья – И заборы и деревья. А как ветер нападет, Этот бархат опадет … ( иней) . Бел, да не сахар Ног нет, а идёт. На всех садится, Никого не боится… ( снег) . Явилась вслед за осенью Я по календарю. Я самый лучший праздник вам На радость подарю! А землю белым снегом я Укутала сама. Ребята, отгадайте- ка, Ну, кто же я?  ( Зима) - Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.  ( Декабрь, январь, февраль) . Декабрь- первый зимний месяц.   Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по- прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народ е « хмурень »   – хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. П о ночам в декабре трещит мороз – строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря – самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь- второй месяц зимы.   Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют  « лютень »  или  « лютовей ». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры.   «Месяц январь- зимы государь»   – так в народе говорят. Февраль- последний месяц зимы.   Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называл и « снеговеем »,   « ветродуем ». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли  «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли  «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили:   «Сиверка подул»  В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета. Сейчас мы превратимся с вами в ветер. 4. Физкультминутка Вот студеною зимой.                             Дети машут руками Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу.                           Дети выполняют круговые Он суровый и могучий.                          Движения руками. Зайцы прячутся в кустах.                       Дети садятся в глубокий присед  Даже хитрая лиса                                   на   несколько секунд, Притаилась и сидит                               потом встают. Ну а снег летит, летит.                            Дети машут руками. Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах.                      Потягивания — руки в стороны. Скачет по полю лиса.                            Прыжки. Ну а мы чуть- чуть пройдемся               Ходьба. И домой к себе вернемся.                       Дети садятся за столы. 5. Беседа о снежинках. Воспитатель: Откуда же берется снег? Дети: Он подает из тучи. Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода п ара в твердые кристаллы льда. В время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде" сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок?  ( Ответы детей) . Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался. Все снежинки одинаковы на цвет – Но близнецов, поверьте, нет. Найти похожих здесь нельзя – Мороз старался, и не зря. Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?  ( Ответы детей) . Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию  « Снеговичка ». 6. Опыт «Почему снег хрустит? » Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку ( железную)  и надавливаем ею на соль ( несколько раз) . Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук ( ломаются кристаллики соли) . Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Вывод:  Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит. 7. Дыхательные упражнения.   Дыхательные упражнения. Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. - Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех. - Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. ( Дети берут снежинки) . - А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». ( Дети дуют на снежинку) . - А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. ( Дети «греют ручки) . Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки. Но все- таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице. - Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. 8. Загадки о зимних забавах. 1. Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. ( Коньки) . 2. Две новые кленовые подошвы двухметровые На них поставили две ноги – И по большим снегам беги( Лыжи) . 3. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка. За верёвочку- узду через двор коня веду, С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. ( Санки) . 4. Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку, Глазки- угольки, ручки- сучки. Холодный, большой. Кто я такой? ( Снеговик) . 9. А сейчас я предлагаю поиграть в игру  «Какая погода может быть зимой? » Предлагаю вариант ( если дети затрудняются) : Если на улице идёт снег, то погода… Снег – ( снежная) ; Мороз – ( морозная) ; Ветер – ( ветреная) ; Стужа – ( студёная) ; Холод – ( холодная) . 10. Игра- _ викторина  «Что наделала зима? » 1. Зима пришла с морозами и всё… –  ( заморозила) . 2. Метель мела и все тропинки…– ( замела) . 1. Река покрылась льдом и всё( заледенела) . 2. Зима позвала и вьюгу и всё( завьюжила) . 11. Игра  «Назови ласково»- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?  ( Зимушка) . 1. Мороз – ( морозец) . 2. Лёд – ( ледок) . 1. Холод – ( холодок) . 2. Метель – ( метелица) . 12. Игра  «Найди лишнее слово». - Послушайте и найдите лишнее слово.  ( Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор) . Мороз, морозильник, мороженое, моросит. Снег, снегирь, снасти, снеговик. Холод, хороший, холодильник, холодок. Лёд, ледышка, лекарство, ледяной. Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления. 13. Упражнение  «Назови действие»  ( со снежком) Зимой метель ( метёт) Ночью ветер в трубах ( воет, завывает) Из снеговой тучи снежинки ( падают, летят, кружатся) . В лесу зимой голодный волк ( воет) На зиму медведь в берлоге  ( засыпает) Мороз щёки и нос ( щиплет) Зимой вода в реке ( замерзает) Иней на ветках деревьев ( блестит) Зимой снег всё вокруг  ( накрывает) Деревья зимой ( спят) Под снегом травка зимой ( греется) Зимой насекомые ( прячутся) - Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки. - Зачем человек зимой надевает шубу? Мы говорим:   «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод. Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.   14. Рисование «Снежинка»- А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу»( в тарелочках с манкой) . Дети рисуют. 15. Рассматриваем снежинки. Подводим итог занятия. - Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? ( Дети передают друг другу снежок) .

Оставить комментарий: