a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на РМЦ

Автор: Опубликовано: 2020-12-09 14:42:35

Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.

Воспитатель.

Ржевская С.А

высшая квалификационная категория

 

Среди множества факторов, обуславливающих развитие дошкольника, наиболее мощным является культура. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. В рамках ФГОС большое внимание уделяется нравственному, духовному воспитанию, приобщению к истокам русской народной культуры.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений. Игрушки – носитель народных ценностей, информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. В настоящее время дети разучились играть в куклы, в разные игры с мягкими игрушками. Чтобы привить детям умения игры с игрушками, вернуть любовь игры с куклами, я решила разработать программу кружка «Кукольный сундучок». Изготавливая собственноручно игрушку, ребенок познакомится с историей ее создания, научится фантазировать. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Таким образом, работа над созданием игрушки, является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

В рамках кружковой работы учимся изготовлять мягкую игрушку своими руками, знакомимся с историей развития, технологией изготовления, эти знания помогут детям пополнить свой кругозор, приобщиться к истокам народной культуры, научиться играть с куклой, развить навыки домашнего быта, бережно относиться к изделиям, которые впитывают в себя тепло ваших рук и души.

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Я использую различные формы работы с детьми: совместная деятельность, включая различные виды деятельности: продуктивную, двигательную, коммуникативную, музыкальную, использование художественного слова. Также включаю элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, формами организации занятий являются обучающие игровые занятия в обстановке непринужденного общения со сверстниками и взрослыми.

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи: обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Кружковая работа по приобщению детей к истокам народной культуры с помощью народной куклы позволяет мне достичь положительных результатов в воспитании и развитии детей, помогает обогатить внутренний мир ребенка, формировать систему знаний об обычаях и традициях русского народа, повышать интерес к русской национальной культуре.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное введение в тему. Степень новизны заключается в реализации программы через интеграцию образовательных областей: социализация, труд, художественное творчество, музыка, познание, коммуникация. Мною разработана рабочая программа и перспективный план кружка «Кукольный сундучок».

За небольшой период работы кружка дети научились изготавливать несложные куклы — пеленашки, куклы — кувадки и т.д. Дети стали чаще включать элементы народного быта и кукол в самостоятельную игровую деятельность. Силами детей и родителей была организована выставка детских и совместных работ детей с родителями.

Я планирую продолжить работу по выбранному направлению: разработать план работы по изготовлению народной куклы с использованием природных материалов.

 

Оставить комментарий: