a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум для педагогов по теме «Педагогические условия развития творческих способностей детей»

Автор: Сергеева татьяна Николаевна Опубликовано: 2020-12-09 20:29:44

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянск Семинар- практикум для педагогов по теме «Педагогические условия развития творческих способностей детей» Подготовила воспитатель: Сергеева Т. Н. Август 2020г. Цель: продолжать повышать компетентность педагогов, позволяющую им осуществлять развитие творческих способностей дошкольников, через организацию продуктивной деятельности. Задачи: - повышать профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения; - формировать у педагогов потребность в творчестве; - развивать творческие способности детей через развивающие и с/ р игры, театрализованную деятельность, поощряя исполнительское творчество, побуждая к импровизации. План семинара- практикума: 1. Теоретический материал. 2. Презентация «Педагогические условия развития творческих способностей детей» 3. Практическая часть( мастер- классы) 3. Рефлексия. 4. Принятие проекта решения. Ход семинара: Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень п ростая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно( и нужно! ) применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату. Творчество заключается в: способности – возможности придумывать, изобретать что- то совершенно новое; позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству; процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов. Творческие способности дошкольника  – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой- либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых: замечать то, чего не видят другие( например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали) ; за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей; без труда ассоциировать отдаленные понятия; стремление познавать; применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой; целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность; самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений; образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте. Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.  Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым. Условия развития творческих способностей Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать определенные условия: Раннее физическое развитие.   Создание обстановки, обгоняющей развитие ребенка.   Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Предоставление большей свободы в выборе деятельности.   Помощь взрослых – ненавязчивая и разумная.   Комфортный психологический климат.   Развитие творческого мышления Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств мышления: ассоциативность; диалектичность; системность. Ассоциативность  – это способность определять связь и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять. С развитием ассоциативности детское мышление становится нестандартным. Диалектичность  – это умение замечать в разнообразных системах противоречия, которые мешают их развитию, и способность ликвидировать эти противоречия. Благодаря этому качеству мышления рождаются открытия( например, изобретение самолета, который летает невзирая на то, что он значительно тяжелее воздуха) . Для развития диалектичности мышления у дошкольников необходимо проработать: умение выявить расхождения в любом событии или объекте; способность точно сформулировать найденное расхождение; возможность устранить расхождение. Системность – это способность воспринимать объект целостно, со всем многообразием связей. Это качество мышления дает возможность увидеть все многообразие свойств предмета, определять на уровне отдельных элементов системы взаимосвязи, выделять степень отношения с другими системами. Благодаря системности можно проследить изменения объекта на отрезке времени «прошлое- настоящее» и применить полученный опыт к будущему. У дошкольников для развития системности мышления следует сформировать: способность видеть в любом объекте систему, которая развивается во времени; умение выделять функции объектов с учетом их многофункциональности. Развитие творческого воображения На бытовом уровне воображение – это все нереальное, несуществующее и поэтому не имеющее абсолютно никакой фактической пол ьзы. А вот с точки зрения науки воображение – это умение представить объект, которого нет рядом или не бывает в принципе, удерживать его в сознании и совершать с ним какие- либо действия. Творческое воображение – это рождение абсолютно нового образа, которого до сих пор не было. Существует несколько основных приемов творческого воображения: Агглютинация( с греческого языка – «склеивание») – прием, с помощью которого созданы персонажи многих мифов и сказок. Например, русалка – девушка с рыбьим хвостом, избушка Бабы Яги – домик на курьих ножках. Акцентирование – подчеркивание какой- то характеристики объекта, в результате чего он становится непропорциональным. Этот прием выделяет самое существенное в каждом отдельном образе( например, слишком длинный нос у Буратино) . Если акцентирование переносится на целый образ и увеличивает его – это гипербола( огромная репка, которую с трудом вытянули из земли все герои сказки «Репка») , а если уменьшает – это литота( миниатюрная девочка Дюймовочка) . Разумеется, дети дошкольного возраста не знают, как называются приемы творческого воображения. Однако малышей с раннего детства знакомят с ними родители, читающие сказки. А со временем дети активно используют эти приемы для создания выдуманных персонажей собственных сказок и рисунков. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста проходит в процессе игры. Манипулируя реальными предметами, ребенок выдумывает фантазийную ситуацию. Так малыш, оседлав палочку, воображает себя всадником на лошади. При этом ребенок не в состоянии представить лошадь, если нет подходящего предмета, на котором можно «скакать». Для детей среднего дошкольного возраста важно, чтобы объект- заместитель имел определенное сходство с объектом, который он замещает. Например, играя в фею, девочка берет в руки веточку в качестве волшебной палочки. У детей постарше воображение может отталкиваться от объекта, который имеет мало общего с замещаемым( ребенок играет с флаконом из- под шампуня, представляя, что это лодочка) . Постепенно надобность во внешней опоре пропадает, а игровое действие может совершаться с объектом, которого просто нет. Этот объект наделяется новым смыслом, а действия совершаются в уме, а не в реальности. В этот момент происходит перерождение воображения в психический процесс, а придуманная ситуация воплощается в жизнь во внутреннем мире маленького человека. Существует ряд способов, помогающих дошкольнику в развитии творческого воображения: Обогащайте жизненный опыт малыша: читайте ему сказки и стихотворения, рассматривайте картинки в книгах и журналах, не упускайте возможность посетить с ребенком театр или музей, ездите с ним на экскурсии. Поощряйте лепку и рисунки по замыслу. Если у крохи не все получается, обсудите с ним план и помогите в деталях представить задуманное. Воображение формируется в результате творческой переработки пережитых моментов: научите малыша рисовать увиденное, пересказывать произошедшие интересные события. Творческому развитию ребенка способствует сочинительство. Приветствуйт е его во всех проявлениях: будь то рассказ, сказка или стихотворение. Игра – ведущая деятельность для дошкольника, развивающая его во всех направлениях. Пусть малыш играет как можно больше. Собирание детских конструкторов отлично развивает воображение. Чем разнообразнее предложенные ребенку конструкторы, тем лучше. Не ленитесь использовать для развития воображения специальные творческие задания для маленьких детей. Педагогические условия развития творческих способностей детей Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества –  разнообразие и вариантность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Возможно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание сознательно трудиться. Многие виды деятельности дошкольников не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением( «Дерево рисуется снизу в верх, потому, что оно так растет, а домик вот так» и т. п. ) а что случится, если делать по другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявлять творческие способности. Следующим условием является  учет   индивидуальных особенностей развития. В чем же проявляется индивидуальные способности детей в процессе творческой деятельности? Прежде всего, в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностью и направленность его личности. Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются в формировании перспективных действий, прежде всего в восприятии предметов и явлений окружающего мира, исследования педагогов и психологов( Л. А. Венгер, Т. С. Комарова, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др. ) доказывают, что детское восприятие индивидуально. Различия могут быть связаны с особенностями типа нервной системы ребенка, а также отличаются чертами характера. Одни дети спокойны, уравновешенны: все, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое. Индивидуальные различия между детьми проявляются и в том, как они овладевают умениями и навыками. Кто- то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа, но таких детей не много; большинству же требуется определенное время и упражнения. Выявив различное отношение детей в творческой деятельности, педагог определяет индивидуальный подход и направления развития детей. Первое направление – предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности и определение оптимального пути «выравнивания» отстающих с теми, кто хорошо освоил деятельность. Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявляют более высокие способности. Оно ставит целью формирование индивидуальности, своеобразия и тем самым не позволяет уравнивать детей, придерживая их на неком среднем уровне. Индивидуальные различия определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку( Соблюдение принципа индивидуально – дифференцированного подхода) . Следующее педагогическое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Об индивидуальном подходе к детям важно помнить и при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Дети, быстро и легко овладевающие изобразительной деятельностью, как правило, выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные задачи. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности. По- видимому, в подобных случаях целесообразнее предъявлять к детям более высокие требования не следует и спешить с похвалой. Гораздо полезнее найти время и индивидуально обсудить с ребенком, что можно было бы сделать, что бы его рисунок, лепка были еще лучше, совершеннее. В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать воображение в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям, заронить неуверенность в себе. Правильнее было бы поговорить с ребенком отдельно. Если у него что- то не получается, недостаточно сформированы какие – то навыки, следует уделять ему больше внимания на занятиях, используя дополнительный показ или упражнения. Если этого окажется недостаточно, можно позаниматься с ребенком индивидуально в свободное время. Даже самые маленькие успехи таких детей необходимо отличать при всех во время просмотра работ. Важно помнить, какие усилия вложил в работу тот или иной ребенок, не спешить хвалить тех, у кого выполнение задания не требовало много сил, кому было легко и просто. Лучше отличить детей, которые очень старались и преодолели определенные трудности. Мотивация. Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта? Следует заинтересовать детей, создать мотивационные предпосылки для творчества. Например, занятие по замыслу может начаться с того, что воспитатель устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание детей на то, какие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рассматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как правило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, потому, когда педагог спрашивает, хотят ли нарисовать еще, они с радость соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу( листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению; все, как правило, рисуют то, что хотят, и с большим интересом. Одним из существенных недостатков организации учебных занятий по развитию творческих способностей следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для творчества. Дети любят новизну, им интересны новые приемы и предметы в процессе творческой деятельности. Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно- пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В настоящее время сложились объективные основы и предпосылки для развития творческих способностей дошкольников в целостном педагогическом процессе, который можно рассматривать как объективное условие совершенствования творческих способностей. Каждый ребенок включен в эту объективно существующую педагогическую реальность. Вместе с тем в любом педагогическом процессе можно выделить вариативную составляющую условий субъективного характера. Итак, подведем дифференциацию этих условий. Первая группа  – это условия, связанные с субъектами развития и саморазвития ребенка, ориентированные на самого ребенка, на его особенности: психофизиологические, врожденные особенности личности, возрастные и связанные с ними сензитивные периоды развития творческих способностей. Вторая группа  условий связана с целенаправленной педагогической деятельностью педагога по развитию творческих способностей детей. Организация педагогического взаимодействия как свободы творчества( создание позитивных образцов творческого мышления, поведения, отношений; креативность педагога, ослабление регламентированного, но принятие и подкрепление творческого поведения) . Работа педагога в зоне ближайшего развития творческих способностей ребенка, создание мотивации творческого саморазвития, продвижение в зону ближайшего развития. Организация безопасного творческого пространства( доверительные отношения, позитивные ожидания, создание ситуации успеха, материальные условия для творческой деятельности) . Третья группа условий  – социальная ситуация как условие развития способности к творчеству; социальное окружение( среда развития) ; семейная ситуация развития. Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материал, с которым они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности. 2. Практическая часть Мастер- класс воспитателей по развитию творческих способностей дошкольников 3. Рефлексия Творческое задание « Друдлы » Друдлы( головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Друдл- это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ- тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать- и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. На основе незаконченных картинок( картинок, которые можно по- разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру- головоломку с названием друдлы( droodle) . Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора, и поэтому нередко друдлы- картинки можно встретить в различных детских книжках. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления. Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано. Для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум. Творческое задание «Реклама» Составьте рекламное объявл ение для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси- колу. Пожа луйста, приходите посмотреть. Педагоги высказывают свое мнение о семинаре- практикуме. 4. Принятие решений. В заключении воспитатель- методист вручает импровизированные чемоданы с «багажом знаний», которые пригодятся в работе.

Оставить комментарий: