«Обучение детей наблюдательности на улице»
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» Наблюдения – это планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения, большое значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения взрослый задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания. Прогулка отлично подходит для проведения наблюдения. Взрослый обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Гуляя вместе с ребенком — просите его запоминать, а потом описывать словами любые интересные ему предметы и объекты. Если у Вас мальчик: наверняка ему интересны будут автомобили. Предложите ему внимательно посмотреть на проезжающий мимо Вас автомобиль — а через несколько секунд спросите сына — какой был у машины цвет, размер, форма? Если же у Вас девочка: то возможно, для нее будут более интересны красочные витрины, яркие цветочные клумбы. Так, отходя, например, от витрины — можно поиграть в игру «Давай вспомним все до мелочей»: цвет предметов, форму, расположение, забавные детали. Вы скажете — «но, это же обычная тренировка памяти. . . ». Отчасти — да, но прежде чем запомнить — ребенку надо увидеть и заметить важные детали, а потом суметь воспроизвести их устно. Тут работает не только зрительная память, но и логическое мышление, способность думать и анализировать. Развитие наблюдательности у детей на лоне Природы. Для развития наблюдательности можно использовать все, что попадется на глаза: веточки, шишки, камушки, листочки, травинки, кусочки древесной коры. Пусть ребенок внимательно рассмотрит каждый из наденных предметов, определит их величину, цвет, форму, а Вы в свою очередь, опишите ему их особенности: зубчики и прожилки на листьях, насыщенность цвета, причудливость формы, ощущения при прикосновении … К месту придутся вопросы: «На кого похожа эта шишечка? Чем отличаются эти два листика? » Во время наблюдений в природе дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки. Попробуйте выработать у ребенка привычку прислушиваться к звукам окружающего мира — благодаря этому Вы разовьете у него тонкое чутье. И тогда, в будущем, даже по малейшим изменениям в тембре голоса он сможет улавливать, какие эмоции на самом деле ощущают люди, независимо от того, что они говорят. Он сможет не только сл у шать, но и сл ы шать. Примерные упражнения на тренировку «Умения С лышать»: — Шум ветра. Научите ребенка прислушиваться к ветру: и отличать — как шумит ветер в городе( за окном) — и как в парке, в листве деревьев. Пусть он научится чувствовать разницу. Таким же образом можно предложить прислушаться: к шуму крыльев — голубя и воробья; к гулу больших и маленьких машин, проезжающих по магистрали — и по обычной городской улице; дробь дождя по асфальту и оконному стеклу. . . — Звуки, воспроизводимые животными. Чем они отличаются? Объясните, что такое высокий и низкий «голосок». Предложите ребенку повторить их — иммитируя различные звуки, ребенок сможет лучше для себя определить их различие. Можно приобрести сборник музыки для детей со звуками природы — дождя, ветра, журчание ручья, волн реки, звуками, издаваемыми домашними животными и птицами( частично лесными) . Этот аудиоматериал может превратиться в увлекательную игру: пусть ребенок попробует угадать — какое животное или птица «говорит»/ поет в данный момент? Детям старшего возраста предлагается отражать результаты наблюдения. Можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире. Подготовка к наблюдению включает в себя: - определение места наблюдения- выбор объекта наблюдения- подготовка объекта к наблюдению Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что- то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения. Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятны м. И напоследок: Не останавливайтесь на достигнутом — ищите новые способы развития наблюдательности у своего малыша! Ведь научившись наблюдать, он сможет лучше концентрироваться, анализировать, мыслить, тоньше чувствовать, видеть внутреннюю красоту, любить и осознавать как устроен окружающий его мир.