Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника
Документы для скачивания
Сообщение из опыта работы «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника» Воспитатель Иноземцева Е. И. «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь обеспечивает коммуникативную функцию речи, реализуется в двух формах – диалог и монолог. Прежде у ребенка формируется диалог, а затем, когда он научиться общаться со взрослыми, сверстниками, появляется монологическая форма речи. Развитие связной речи происходит: - во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса; - в совместно- партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов( в режиме дня по программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы и т. д. ) ; - в самостоятельной деятельности детей( успешность зависит от создания условий, предметно- пространственной среды, соответствующей данной теме планирования) ; - в семье( взаимодействие детей и их родителей) . В старшем дошкольном возрасте совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача воспитателя поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Для решения поставленных задач и дальнейшего развития связной речи у дошкольников в нашей группе создана речевая среда. Создание речевой сред ы- это речевые потоки, которые окружают ребенка, льются из уст близких ребенку людей – мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст педагогов и сотрудников детского сада, просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек и т. д. Ребенок слышит речь, когда смотрит телевизор, слушает радио, посещает театр, ему читают книгу … И золировать малыша от речевых поток невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе. Ребенок оказывается в речевой среде сразу же после своего рождения. А какая эта среда? Какого качества слышится речь в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений полностью зависят от среды. Ребенок( правильнее его речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он выбирает их такими, какие они есть. Основными составляющими речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения являются: - Речь педагога; - Методы и приемы разных сторон речи детей; - Специальное оборудование для каждой возрастной группы. При создании речевой развивающей среды необходимо учитывать: 1. Особенности детей конкретной возрастной группы; 2. Уровень речевого развития каждого ребенка; 3. Интересы и способности детей. Хочется упомянуть о модели предметной речевой среды. Модель предметной речевой среды Развивающая речевая среда: * уголок для театрализации; * оборудование и атрибуты для сюжетно- ролевых игр; * уголок для сенсорно- моторного развития; * книжный уголок. Речевая развивающая среда – это рационально организованная естественная обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами( предметное окружение, система дидактических игр, игрушки, книги, предметы, обучающие зоны) тоже способствуют обогащению, закреплению, становлению речи. В своей группе я работаю над развитием связной речи как во всех образовательных областях, так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Не забываю при этом о самостоятельной художественно- речевой деятельности, для которой создаю необходимые условия в развивающей среде( уголок театра, ширма, книги) . Особое внимание уделяю обогащению и активизации словаря детей, использованию в речи слов- синонимов, антонимов, прилагательных, глаголов и других частей речи. В речевом уголке накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий. Он включает в себя пособия, способствующие развитию речи детей ( материалы для рассказывания: предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как «Что из чего», «Что лишнее», «Что не так», «Определи на ощупь» и т. д) . В группе оформлен театрализованный уголок, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствуют развитию диалогической речи. Большое значение для развития речи дошколь ника имеют сюжетно- ролевые игры: «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. , которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр. При организации непосредственно образовательной деятельности использую много наглядного материала, игр и игровых упражнений, побуждающих ребенка говорить. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными. Для совместной подгрупповой и индивидуальной работы собран материал по темам: «Фрукты и овощи», «Зимние забав ы», « Объяснялки », «Скажи наоборот», « Подберем красивые слова», «Что летает, ползает, идет? » «Узнай предмет по описанию», «Кто, где живет» и многие другие. Работа по развитию связной речи проводилась в тесной связи с родителями, что помогло добиться положительных результатов. Совместно с родителями были разработаны: выставка «Мир сказки», подготовила консультации: «Учимся рассказывать», «Приёмы обучения детей рассказыванию», старалась привлекать родителей принимать участие в организации развивающей среды. Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования связной речи детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности и в естественной обстановке живой разговорной речи.