Из опыта работы
Документы для скачивания
Формирование и развитие личностных компетенций обучающихся( из опыта работы) Мельникова Е Г Готовясь к очередному уроку, каждый учитель задаёт себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний? Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает личностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний- вот чему необходимо учить наших ребят. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть личностными, т. е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Если руководствоваться теорией о ключевых( личностных) компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А. В. , то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются на мой взгляд, учебно- познавательные, информационные, коммуникативные, социальные. У чебно- познавательные компетенции: • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности; • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы; • выступать устно и письменно о результатах своего исследования; • иметь опыт восприятия картины мира. Информационные компетенции: • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ( Сегодня лидерство в формировании сознания и мировоззрения подрастающего поколения принадлежат СМИ. Пробелы в родительском воспитании, в образовании восполняются легкодоступными носителями информации. Литература низкого качества и сомнительные передачи негативно влияют на формирование личности ребёнка, притупляют чувство гордости за Родину, подрывают моральные устои, складывающиеся в нашей стране в течение столетий. ) • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; • овладеть навыками использования информационных устройств; • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет. Коммуникативные компетенции- это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; • уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка; • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; • владеть разными видами речевой деятельности( монолог, диалог, чтение, письмо) ; • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Социальные компетенции: • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно- бытовой сферы; • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; • владеть элементами художественно- творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и « запредметных » областях. Чтобы перейти к формированию и развитию ключевых компетенций, необходимо их вырабатывать в деятельностной форме. Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Органы чувств человека». Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания- составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала соответствующий орган чувств человека и результат- разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Вот такие правила предложили ребята одной из групп, составив памятку «Как сохранить зрение»: • книгу надо держать на расстоянии 30 см от глаз; • телевизор можно смотреть не более 1 часа в день, располагаясь не ближе двух метров от экрана; • заниматься у компьютера нужно не более 30 минут в день, делая зарядку для глаз, которую мы делаем в классе на уроках; • нельзя читать лежа; • есть больше ягод черники и морковь. На этом уроке формировались такие компетенции, как коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. Учебно- познавательные- само задание уже носит познавательный, творческий характер; социальные – надеемся, зная, что органы чувств человека нужно беречь, ученики поведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища. В настоящее время в практике преподавания наметились тенденции к созданию новых технологий, связанных с построением новой системы обучения. Я придерживаюсь системы работы, состоящей из нескольких направлений видов деятельности: учитель, классный руководитель, руководитель творческих групп, наставник в работе с одаренными детьми, научный руководитель. Задача каждого моего урока – заинтересовать, вызвать интерес к изучаемому материалу. Без него не будет результата. Провожу как классические, так и нетрадиционные типы уроков: урок- соревнование, урок открытых мыслей, урок- турнир, урок- эврика, урок- зачёт, урок творчества, урок- спектакль, урок- конкурс, урок- конференция, интегрированный урок, урок- игра, урок- сказка, урок взаимообучения, урок- КВН, урок- путешествие, аукцион знаний. Если тип урока классический, стараюсь поддерживать интерес современными технологиями: использую в работе презентации, тренажеры, словари, энциклопедии, фонохрестоматии, аудио- и видеоаппаратуру, таблицы- все это и познавательно, и интересно. В настоящее время я попробовала провести урок взаимообучения «Три склонения имён существительных». Это в первую очередь работа с детьми с повышенной мотивацией к обучению. Именно на них легла вся ответственность в подготовке и проведении урока. Из 20 обучающихся этого класса у меня есть с кем работать и на кого положиться. Какие компетенции формируются на этом уроке? Это, конечно же у чебно- познавательные компетенции: 1. ставится цель и организовывается её достижение 2. описываются результаты, формулируются выводы самими детьми 3. дети выступают устно и письменно, докладывая о результатах своего исследования; 4. накапливается опыт восприятия картины мира. Информационные компетенции: 1. школьники овладевают навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; 2. самостоятельно ищут, извлекают, систематизируют, анализируют и отбирают необходимую информацию, преобразовывают, сохраняют и передают ее Коммуникативные компетенции: Дети овладевают способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы( Я ставлю задачу: договоритесь, кто ведёт основной доклад, кто выполняет оформление, кто подсказывает в нужном случае) Социальные компетенции: ребята приобретают позитивные навыки общения в обществе, основанные на соблюдении этических норм общения со взрослыми: с учителем, при выполнении д. з. с родителями. В данном случае дети, которые находились в роли учителя, должны были выстроить линию поведения со своими одноклассниками, что было непросто. Любят мои учащиеся различные виды диктантов: объяснительный, выборочный, предупредительный, творческий, работают над опорным конспектом в тетрадях- справочниках, использую ассоциативные рисунки, тестирование, взаимоопрос в парах, творческие мастерские, технологию встречных усилий( ТВУ) . Урок, построенный в соответствии с ТВУ, условно разбивается на 5 основных этапов. Содержание первого этапа деятельности- психотренинговые упражнения, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Приемы данного этапа: «Замкнутое кольцо», «Клубочек», «Отсроченная отгадка». ( Это коммуникативные компетенции и социальные) Содержание второго этапа деятельности- «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Приемы этого этапа: «Лови ошибку», «Опрос- кроссворд», «Повтор с расширением», «Согласен – не согласен»( учебно- познавательные, информационные) Цель третьего этапа заключается в создании ситуации преодоления: учитель( ученик) сознательно ставит себе задачу, решение которой потребует определенных усилий. Приемы, используемые на данном этапе: «Цель к цели», «Вопросы к тексту», «Знаю- не знаю». ( учебно- познавательные, информационные) На четвертом этапе главное – поддержка активности, интереса, усилий. Деятельность учителя не управляющая, а координирующая. Некоторые приемы данного этапа: «Деловая игра», «Машина времени», «Колонка редактора», «Театрализация». ( Это коммуникативные компетенции) На пятом этапе урока основным содержанием является осмысление результатов работы, их оценка. ( рефлексия) В конце урока выставляется оценка. Главное, чтобы она стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Такие технологии помогают достичь поставленных целей в процессе формирования и развития компетенций как на уроках. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодежи» у меня сложилась система работы с одаренными детьми. Это дополнительные занятия с детьми, интересующимися отдельными предметами, участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах- играх. Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах- все это способствует формированию и развитию ключевых компетенций. Внеурочная деятельность построена на формировании и развитии языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Ежемесячная работа по основным видам деятельности: организационной, трудовой, спортивно- оздоровительной, познавательной, досуговой, деятельность- работа с родителями, с психологом, с учителями- предметниками, с учащимися индивидуально, деятельность по ПДД и ОБЖ Ведется система отслеживания, работа над портфелем достижений учащегося. Поставив перед собой цель в начале учебного года, каждый воспитанник с интересом подсчитывает баллы по рейтинговой системе отслеживания, заносит свои достижения в портфолио. На последнем классном часе каждой четверти мы подводим итоги такой успешности. Все учащиеся класса по разным направлениям получают призы, то есть использую метод поощрения. И в заключении я хочу представить вашему вниманию советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций. 1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, учите иx учиться. 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему? ”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно- следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует прочитанное на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Поощряйте исследовательскую работу учеников. 13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.