Сообщение «Дидактические игры в детском саду»
Документы для скачивания
В работе дошкольных образовательных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности воспитанников. Выполняя функцию обучения, дидактическая игра может служить составной частью всей образовательной деятельности, в разных образовательных областях. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся квалифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по- прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи: тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности. Уровень развития, которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Поэтому проблема интеллектуального развития старших дошкольников через дидактическую игру на сегодняшний день имеет особую актуальность. Дидактические игры включают в себя учебные, познавательные задачи, взаимосвязаны с игровыми задачами, поэтому при организации игры, необходимо обратить особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементам занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приемы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы. Результативность дидактических игр зависит, во- первых, от систематического использования, во- вторых, от целенаправленности программы в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Место игры в интеллектуальном развитии детей. Игра занимает главное место в жизни ребёнка. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. В первую очередь игра способствует умственному воспитанию детей. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх( подвижные, дидактические) заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное представление об окружающем; объектах и явлениях окружающей действительности, систематизирует и углубляет знания, способствует развитию познавательных процессов. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения и доводы. Методика организация и проведение дидактических игр. В основе любой игровой методики проводимой в непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности воспитанников, должн ы лежать следующие принципы: Актуальность дидактического материала( актуальные формулировки обучающих задач, наглядные пособия и др. ) собственно помогает д е т я м в о с п р и н и м а т ь з а д а н и я к а к и г р у, ч у в с т в о в а т ь заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую- более сложные. Соревновательность создает у группы воспитанников стремление выполнить задание быстрее и качественнее «конкурента», что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда? »( одна половина задает вопросы – другая отвечает на них) . На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым дидактическим играм: Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми. Организация воспитательно – образовательного процесса. Воспитательно- образовательный процесс нужно построить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время непосредственно образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки или в свободное время непроизвольно произошло обсуждение среди детей полученной информации. При отборе содержания дидактических игр необходимо, чтобы используемый учебный материал был эмоционально насыщен, запоминающимся. В материал образовательной деятельности обязательно включать четкий, конкретные образы. Выбор игры будет определяться в первую очередь от того, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры так же зависит от времени ее проведения, природно- климатических условий, протяженности времени, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившийся в детском коллективе. Но всегда стоит помнить, при проведении образовательной деятельности, нельзя переутомлять детей играми, и необходимо следить за правильной позой ребенка. Игровая форма обучения – ведущая в дошкольном воспитании. Дидактические игры дадут положительные результаты при условии планомерности их проведения. Предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела программы воспитания в детском саду, можно распределить материал по образовательным областям, соблюдая при этом принцип последовательности от простого к сложному. Очень важно, чтобы образовательная деятельность создавала у детей хорошее настроение, вызывала радость: ребенок радуется тому, что узнал что – то новое, радуется своему достижению. Такая радость будет являться залогом успешного развития детей дошкольного возраста, и иметь большое значение для дальнейшего развития. Используемая л итературы 1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. — М. , 2008. 2. Вилькеев Д. В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы. С- Пб. , 2000. 3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. М. Мозаика- синтез, 2012 4. Иванова, Н. В. Игровое обучение детей 5—7 лет. Методические рекомендации/ Н. В. Иванова — М. : Сфера, 2008. — 112 с. 5. Зак З. А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М. , 2001. 6. Каличенко А. В. , Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников, 2004 7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений М. : АРКТИ, 2001. — 48 с. ( Развитие и воспитание дошкольника) 8. Михайленко Н. Я. , Н. А. Короткова Как играть с ребенком. — М. : Педагогика, 2008. 9. Харько Т. Г. , Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 3- 7 лет. - Спб. : ООО « Рив », 2007г. - 109 стр. 10. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольника», М, Сфера, 2011 г