a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации для педагогов

Автор: Сурикова Наталья Викторовна Опубликовано: 2020-12-13 15:21:02

Коррекция изобразительных навыков 4023360156591000 Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно – моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в тетрадях или альбомах, можно использовать разные виды коррекции изобразительных навыков. 1. Коррекция точности направления руки. Цель. Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные линии, и наклонные сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки. Задание: изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчёлка летит с цветка на цветок, самолёт улетает в небо, машина едет в гараж. 2. Коррекция размаха движения руки при рисовании. Задание: нарисуй, как кораблик плывёт по волнам. 3. Коррекция глазомерной оценки величины предметов и умения передавать разную величину в рисунке. Задание: нарисуй мячи большие и маленькие, большие и маленькие окошечки. 4. Коррекция формообразующих движений. Задания: «н амотай клубочки»( от края и до центра, и от центра по часовой стрелке) , стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры, вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры. Подготовила учитель- дефектолог Н. В. Сурикова

lefttop00 Памятка для педагогов Офтальмологические требования при работе с детьми имеющими нарушения зрения. Определение места ребёнка на занятиях в зависимости от зрительного диагноза и остроты зрения. Мебель должна соответствовать росту ребёнка( контроль осанки) . Расстояние от глаз до рабочей поверхности для каждого ребёнка индивидуально до 33см, картинк у предъявля ть под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора. Расстояние до доски не менее 2 метров, для детей с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 метра от глаз. Объекты размещать на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Изображения следует подбирать, учитывая пропорциональность отношений по величине в соответствии с реальными предметами. Выб ирать адекватн ый фон. Использовать для фронтальных демонстраций наглядность от 8 до 15см. для слабовидящих детей обязательно индивидуальный образец на столе. Раздаточный материал подбирать в соответствии с зрительной нагрузкой от 2- 5 см. Использова ть указки. Подготовила учитель- дефектолог Н. В. Сурикова

Консультация для воспитателей « Что такое плеоптика и плеоптическое лечение. Модель взаимодействия педагогических и медицинских работников» Лечение амблиопии и косоглазия у детей — это длительный и трудоемкий процесс. Регу лярное лечение в процессе формирования зрительной систе мы требует нескольких лет упражнений и постоянного кон троля за их выполнением. Первый этап лечения называется плеоптический. Плеоптика — раздел офтальмологии, занимающийся способами и методами лечения функционального недоразвития органа зрения- амблиопии, которая является одной из частых аномалий зрительного анализатора. Для плеоптического лечения характерны медицинские мероприятия, направленные на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии, коррекции очками, всевозможных раздражений сетчатки глаза посредством различных стимулов, применения специальных медицинских приборов и аппаратов и компьютерных программ. Занятия на них требуют от детей опреде ленного запаса знаний, умений, навыков и представлений об окружающем мире. Длительность плеоптического этапа может быть различной в зависимости от тяжести заболевания. Для того чтобы лечение на аппаратах проходило более эффективно необходимо выявить у детей уровень восприятия предметов и изображений, и подготовить их к аппаратному лечению. При подготовке детей к восстановлению зрения с помо щью специальных медицинских аппаратов процесс обуче ния включает не только сообщение новых знаний, формиро вание навыков и умений, но, в первую очередь, развитие умственных способностей и познавательных интересов, ко торые во многом определяют эффективность лечения, а так же и успешность обучения детей. Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать определенный запас зна ний, необходимых для выполнения методик лечения. Повышение эффективности коррекционно- педагогической и лечебно- восстановительной работы в дошкольном образовательном учреждении требует использовать систем ный подход для решения проблемы восстановления зрения и развитию детей на основе сотрудничества медицины и педагогики. Педагогическим и медицинским работникам дошкольного учреждения рекомендуется решать следую щие задачи: создание лечебно- педагогических основ организации образовательных занятий и проведение лечебно го воздействия без ущерба для учебно- воспитательно го процесса; организация работы всех специалистов, предотвра щение перегрузки детей; разработка наиболее оптимальных путей и средств индивидуального и дифференцированного подхода к содержанию коррекционно- развивающей работы в тесной взаимосвязи с лечением детей. Сочетание коррекционно- педагогических задач с лечебной работой – это отличительная особенность детских садов для детей с нарушением зрения. Подготовила учитель- дефектолог Н. В. Сурикова

Консультация для воспитателей « Умения и навыки детей, необходимые для лечения на специальных медицинских аппаратах в период плеоптического лечения» Для эффективности лечения на специальных медицин ских аппаратах ребенок должен овладеть знаниями, уме ниями и навыками, необходимыми для выполнения мето дик лечения. С этой целью нужно развивать у детей когнитивные способности. В зависимости от индивидуаль ных психологических и зрительных возможностей ребенка проводятся занятия по развитию у него зрительной памяти, зрительного внимания, зрительного прослеживания, зри тельно- моторной координации, мелкой моторики кистей рук, а также на различение и выделение информативных признаков объекта, на узнавание предметов разной модаль ности, на развитие локализации. Ниже представлены характеристики навыков детей для лечения на специальных медицинских аппаратах. Задачи развития когнитивных способностей. Учить группировать предметы по одному из сенсорных признаков( форме, величине, цвету) ; различать и называть форму гео метрических фигур; различать, выделять, называть, срав нивать величину двух предметов; расширять представления о предметах окружающего мира; учить понимать и активно употреблять в речи существительные с обобщающим значе нием; учить группировать предметы по двум сенсорным признакам( цвет и форма, цвет и величина) ; развивать зри тельную дифференцировку величины предметов; учить вы полнять действия в соответствии с требованиями взрослого; учить следовать стержнем точно и безошибочно по дорож кам аппарата; расширять представления о предметах, назы вая их опознавательные признаки; учить видеть характер ные особенности одного рода предметов при их опознании; учить сопоставлять силуэтные изображения с реальными предметами; различать и называть форму геометрических фигур( круг, квадрат, треугольник) ; учить выделять по си луэтному( контурному) изображению круг, квадрат, тре угольник; различать, выделять, называть, сравнивать вели чину по размеру; учить узнавать и называть точным словом основные цвета; учить видоизменять геометрические фигу ры, составляя их из разных фигур; учить целостно просле живать контур предметов сложной конфигурации; разви вать координацию движения по схеме( глаз- рука) ; учить составлять схемы пути; учить находить различия в двух картинках; учить понимать словесную установку; разви вать зрительную дифференцировку предметов; развивать мелкую моторику рук; учить соотносить и подбирать пред меты по величине на глаз без нарушения пропорции, отра жать эти знания в практической деятельности; учить ориен тироваться в реальной обстановке в соответствии со зрительными возможностями; учить различать и называть ахроматические и хроматические цвета. Необходимые умения и навыки. Сравнивать два пред мета по величине, выражая результаты сравнения словом; использовать для опознания предмета различные органы чувств; различать оттенки цветов; узнавать и называть гео метрические фигуры; называть точным словом величину предмета; правильно держать стержень прибора, не допус кать ошибок в программе лечения; узнавать предметы по характерным особенностям своего рода; узнавать предметы в разных модальностях( цветном, контурном, силуэтном изображении) ; уметь использовать эталоны формы; строить рисунки из мозаики; находить фигуру по цвету и форме; со ставлять целое из частей; распутывать лабиринты; уметь группировать предметы по отдельным информативным при знакам; точно выполнять действия в соответствии с указа ниями взрослого; соотносить и подбирать предметы по вели чине на глаз. Необходимый уровень знаний. Уметь группировать предметы по цвету, форме, величине; знать и употреблять значение обобщающих слов; уметь группировать предметы по двум признакам; уметь называть картинки таблицы в си луэтном изображении; знать геометрические фигуры; рабо тать с тетрадью; пользоваться схемой движения; уметь са мостоятельно выполнять действия; координированными движениями выполнять установку; называть белый, чер ный цвет. Подготовила учитель- дефектолог Н. В. Сурикова

rightcenter00 Консультация для воспитателей. Ребенок после операции по устранению косоглазия. При наличии выраженного нарушения работы глазодвигательных мышц у детей им рекомендован оперативный способ избавления от данной проблемы. Оптимальный в озраст для проведения коррекции шестой год. К этому времени становится ясна степень нарушения зрительной функции, а ребёнок может активно участвовать в послеоперационной реабилитации. В стандартной схеме лечения будут присутствовать следующие этапы: Предоперационная подготовка. Включает в себя все методы коррекции, которые предписаны офтальмологом в зависимости от типа нарушения. Аппаратные, очковые методики, гимнастика могут быть предп исаны на срок от 6 и более месяцев перед назначением операции. Лечен ие сопутствующих заболеваний: инфекций, амблиопии, коррекция дальнозоркости и близорукости, а также других офтальмологических нарушений. Зрительные функции должны удовлетворять некоторым требованиям, в противном случае операция бессмысленна до 10- 12 лет. Подготовка за несколько дней до операции: прохождение осмотра у назначенных специалистов, ЭКГ, анализ крови. Сама о перация. Проводится под общим наркозом, на одном или двух глазах и длится от 30 минут до нескольких часов. Послеоперационный период восстановления. Его тяжесть и длительность зависят от травматичности процедуры, используемого инструмента, личных особенностей организма пациента. Несколько недель после операции применяют специальные противовоспалительные капли и( по необходимости) антигистаминные препараты. Глаз будет покрасневшим и отекшим. Пару дней глаз будет сильно слезиться и болеть, также будет казаться, что в глазу есть соринки. Швы самостоятельно рассасываются по истечении 6 недель. В течение месяца после оперативного вмешательства нужно бережно охранять глаз. На протяжении всего этого периода следует соблюдать правила предосторожности: отказаться от занятий физическими упражнениями, от повышенных нагрузок, не тереть глаза, избегать пребывания в запыленных и задымленных помещениях. Детей на полгода освобождают от физкультуры. Обычно ребёнок быстро восстанавливается и физически, и психологически: устранение видимого дефекта улучшает самооценку, а болезненные ощущения от проведённого вмешательства забываются. Окончательная оценка положения глаз проводится через 2- 3 месяца. После операции требуется не менее 12 месяцев для формирования бинокулярного зрения и закрепления эффекта операции. Подготовил учитель- дефектолог Н. В. Сурикова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад № 157" Тема: Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира Разработала: учитель- дефектолог Сурикова Наталья Викторовна Ярославль 09. 0 1. 202 3 Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира В тифлопсихологии и тифлопедагогике придаётся большое значение компенсации дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии детей дошкольного возраста. Как показали исследования тифлопедагогов, для детей со зрительной патологией, зрительное восприятие является одним из ведущих способов познания окружающей действительности и ориентировки в ей. При этом сохранные органы чувств нередко не используются. Между тем, многочисленные эксперименты показали, что наиболее сильный компенсаторный эффект в сфере познавательной деятельности и процессах пространственной ориентации достигается при совместном функционировании аномального зрения и сохранных органов обоняния, осязания, слуха. В связи с этим можно говорить о том, что успешность адаптации ребёнка с нарушением зрения во многом будет определяться уровнем его осознания своих зрительных возможностей и умением пользоваться сохранными анализаторами. Сдерживающим фактором в формировании таких знаний у детей является не только слишком щадящее отношение со стороны взрослых, но и отсутствие специальных научно – методических разработок. Наличие у ребёнка представлений о своих возможностях уже в дошкольном возрасте позволяет ему адекватно оценивать себя как действующего и познающего субъекта. Знакомство со своими сенсорными возможностями поможет детям с нарушением зрения самостоятельно регулировать свои действия. При этом создаются благоприятные условия для развития у них перцептивной потребности и познавательной активности. У детей формируются умения анализировать своё восприятие, имеющее важное значение в процессе компенсации и коррекции нарушенных функций. Детям дошкольного возраста 5- 7 лет было предложено ответить на пять вопросов: «Для чего нужны глаза, уши, руки, язык, нос? » ответы детей можно распределять на 2 группы: 1. Анализаторная функция органа. 2. Ф ункция органа по обеспечению физиологической потребности организма. Очень важно, чтобы в ответах детей раскрывалась значимость органа: в восприятии предметов, в процессе общения с людьми, в осуществлении какой – либо деятельности, при ориентировке в пространстве. Анализ ответов детей на вопрос о значении зрения показал, что большинство детей не отмечают значимость зрения для коммуникативной деятельности. Полученные данные говорят о том, что дети с нарушением зрения используют своё зрение для обозрения тех предметов, которые находятся перед глазами, а не с целью познания их особенностей и контроля за своими действиями. Функцию рук, как органа осязания отмети л только один ребенок. Никто из детей не отметил, что помогает здороваться, обнимать, гладить, что свидетельствует о наличии у детей с нарушением зрения определённых трудностей в общении. Отмечая значение органа слуха, все дети осознают его прежде всего как средство, обеспечивающее восприятие речи. О значении слуха для восприятия звуков предметного мира говор или еденицы: …слышать, как музыка поёт…. Как было уже ранее отмечено, для детей с нарушением зрения особо важным моментом является ориентировка в пространстве. На возможность с помощью слуха получить какую либо информацию указал только один ребенок: «…услышать мотор машины » Рассматривая результаты, полученные при анализе детских представлений о функциональной значимости такого органа, как нос, то дети отмечали в основном функцию дыхания. О возможности обонять говори только несколько детей, при этом были отмечены только запахи природы и пищи. Можно сказать, что имея обедненный запас представлений о запахах, низкий уровень осознания анализаторных функций органа обоняния, дети с косоглазием и амблиопией затрудняются на такой признак, как запах. Ещё реже дети вычленяют познавательную функцию языка отмечая роль его в общении и значимость при употреблении пищи. Наблюдения показали, что большинство детей дошкольного возраста имеют представления о познавательной активности своих органов чувств. Однако в своих ответах самостоятельно они не уточняли особенности и признаки, которые можно выделить с помощью того или иного способа восприятия. Для конкретизации представлений о познавательной функции органов можно предложить следующие вопросы: 1. Когда ты смотришь на предмет, что твои глаза помогают увидеть и узнать о нём? 2. К огда ты что- нибудь ощупываешь, что чувствуют пальцы, что они помогают тебе узнать о предмете? 3. К огда ты слышишь какие звуки издаёт предмет, что позволяют о нём узнать твои уши? 4. К огда ты что- нибудь нюхаешь, что твой нос чувствует и помогает узнать? 5. Ч то можно узнать о предмете с помощью языка? Согласно данным вопросам, может быть спланирована деятельность с воспитанниками по ознакомлению с окружающим миром. В работе с ребёнком, имеющем нарушение зрения нельзя рассчитывать лишь на спонтанное накопление знаний о самом себе. Необходимо целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее осознание ребёнком необходимости компенсации нарушенных зрительных функций, получение представлений о собственных возможностях восприятия окружающего мира и ориентировки в нём. Такой подход к осуществлению коррекционной работы позволит ребёнку осознанно включаться во взаимодействие с окружающей действительностью.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад № 157" Тема: Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира Разработала: учитель- дефектолог Сурикова Наталья Викторовна Ярославль 09. 0 1. 202 3 Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира В тифлопсихологии и тифлопедагогике придаётся большое значение компенсации дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии детей дошкольного возраста. Как показали исследования тифлопедагогов, для детей со зрительной патологией, зрительное восприятие является одним из ведущих способов познания окружающей действительности и ориентировки в ей. При этом сохранные органы чувств нередко не используются. Между тем, многочисленные эксперименты показали, что наиболее сильный компенсаторный эффект в сфере познавательной деятельности и процессах пространственной ориентации достигается при совместном функционировании аномального зрения и сохранных органов обоняния, осязания, слуха. В связи с этим можно говорить о том, что успешность адаптации ребёнка с нарушением зрения во многом будет определяться уровнем его осознания своих зрительных возможностей и умением пользоваться сохранными анализаторами. Сдерживающим фактором в формировании таких знаний у детей является не только слишком щадящее отношение со стороны взрослых, но и отсутствие специальных научно – методических разработок. Наличие у ребёнка представлений о своих возможностях уже в дошкольном возрасте позволяет ему адекватно оценивать себя как действующего и познающего субъекта. Знакомство со своими сенсорными возможностями поможет детям с нарушением зрения самостоятельно регулировать свои действия. При этом создаются благоприятные условия для развития у них перцептивной потребности и познавательной активности. У детей формируются умения анализировать своё восприятие, имеющее важное значение в процессе компенсации и коррекции нарушенных функций. Детям дошкольного возраста 5- 7 лет было предложено ответить на пять вопросов: «Для чего нужны глаза, уши, руки, язык, нос? » ответы детей можно распределять на 2 группы: 1. Анализаторная функция органа. 2. Ф ункция органа по обеспечению физиологической потребности организма. Очень важно, чтобы в ответах детей раскрывалась значимость органа: в восприятии предметов, в процессе общения с людьми, в осуществлении какой – либо деятельности, при ориентировке в пространстве. Анализ ответов детей на вопрос о значении зрения показал, что большинство детей не отмечают значимость зрения для коммуникативной деятельности. Полученные данные говорят о том, что дети с нарушением зрения используют своё зрение для обозрения тех предметов, которые находятся перед глазами, а не с целью познания их особенностей и контроля за своими действиями. Функцию рук, как органа осязания отмети л только один ребенок. Никто из детей не отметил, что помогает здороваться, обнимать, гладить, что свидетельствует о наличии у детей с нарушением зрения определённых трудностей в общении. Отмечая значение органа слуха, все дети осознают его прежде всего как средство, обеспечивающее восприятие речи. О значении слуха для восприятия звуков предметного мира говор или еденицы: …слышать, как музыка поёт…. Как было уже ранее отмечено, для детей с нарушением зрения особо важным моментом является ориентировка в пространстве. На возможность с помощью слуха получить какую либо информацию указал только один ребенок: «…услышать мотор машины » Рассматривая результаты, полученные при анализе детских представлений о функциональной значимости такого органа, как нос, то дети отмечали в основном функцию дыхания. О возможности обонять говори только несколько детей, при этом были отмечены только запахи природы и пищи. Можно сказать, что имея обедненный запас представлений о запахах, низкий уровень осознания анализаторных функций органа обоняния, дети с косоглазием и амблиопией затрудняются на такой признак, как запах. Ещё реже дети вычленяют познавательную функцию языка отмечая роль его в общении и значимость при употреблении пищи. Наблюдения показали, что большинство детей дошкольного возраста имеют представления о познавательной активности своих органов чувств. Однако в своих ответах самостоятельно они не уточняли особенности и признаки, которые можно выделить с помощью того или иного способа восприятия. Для конкретизации представлений о познавательной функции органов можно предложить следующие вопросы: 1. Когда ты смотришь на предмет, что твои глаза помогают увидеть и узнать о нём? 2. К огда ты что- нибудь ощупываешь, что чувствуют пальцы, что они помогают тебе узнать о предмете? 3. К огда ты слышишь какие звуки издаёт предмет, что позволяют о нём узнать твои уши? 4. К огда ты что- нибудь нюхаешь, что твой нос чувствует и помогает узнать? 5. Ч то можно узнать о предмете с помощью языка? Согласно данным вопросам, может быть спланирована деятельность с воспитанниками по ознакомлению с окружающим миром. В работе с ребёнком, имеющем нарушение зрения нельзя рассчитывать лишь на спонтанное накопление знаний о самом себе. Необходимо целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее осознание ребёнком необходимости компенсации нарушенных зрительных функций, получение представлений о собственных возможностях восприятия окружающего мира и ориентировки в нём. Такой подход к осуществлению коррекционной работы позволит ребёнку осознанно включаться во взаимодействие с окружающей действительностью.

Оставить комментарий: