Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Тема: «Солнце-источник тепла и света».

Опубликовано: 19:03:41 18-12-2020

Автор: Евтушенко Елена Викторовна

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

Города Ялуторовска «Детский сад №8»

     Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада.

Тема: «Солнце-источник тепла и света».

 Задачи:

Образовательные: Дать представление о Солнце, как о звезде и источнике жизни на земле; закрепить знания о том, как происходит смена дня и ночи, времён года;

Развивающие: развивать речь детей, логическое мышление, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; умение рассуждать, внимание, логическое и пространственное мышление, смекалку, фантазию, творчество, моторику рук.

Воспитательные: бережное, заботливое отношение к природе; любовь к родной земле.

Предварительная работа.

Наблюдение за звёздным небом в сумерки;

Игры с солнечным зайчиком;

Опыты с нагреванием на солнце предметов белого и чёрного цвета с целью уточнения степени нагревания различных предметов;

Знакомство с иллюстрированным атласом, глобусом, картой звёздного неба.

Материалы и оборудование.

Макет Солнечной системы, глобус, кубики из набора палочек Кюизенера, мяч, свечка, фонарик, электрическую лампочка, утюг, обогреватель, плитка, картинки  с изображением водоема, растений,  животных и планеты в обычном виде и в том, как бы они выглядели, если бы пропало солнышко, интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, шар – звездное небо.

Ход занятия.

Дети сидят на коврике. Внимание детей привлекает начавшийся  на интерактивной доске  сюжет из мультфильма «Краденое солнце»  По произведению К.И. Чуковского, где крокодил  проглотил солнце.  (с начала до 1 минуты)                      

Воспитатель: А что же произошло дальше в сказке Корнея Ивановича Чуковского?

 Дети: Потерялись медвежата, плачет зайка на лужайке, воробью зернышко не видно, кто на улицу попал, заблудился и пропал…

Воспитатель: Проглотил крокодил солнце. Что будем делать?

Дети: Нужно помочь бедным зверятам.

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь?

Дети: Попробуем найти замену солнцу.

Воспитатель: Что мы получаем от солнца?

Дети: Свет, тепло.

Воспитатель: Чем можно заменить солнышко? У нас в группе есть такие предметы, которые дают свет и тепло. 

Дети ищут в группе предметы , которые могут светить и греть и светить: находят свечку, электрическую лампочку, утюг, обогреватель, плитку.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какой из этих предметов является источником света и тепла, но отличается от других предметов?

Дети: Свечка.

Воспитатель: Объясните, почему? Как можно назвать все остальные предметы, одним словом?

Дети: Электроприборы.

Воспитатель: Могут ли помочь все эти предметы зверятам?

Дети: Могут.

Воспитатель: А если вдруг отключат электричество? Что произойдет? 

Дети: Будет темно и холодно.  

Воспитатель: Так сумели мы найти замену солнцу?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, что же, все таки,  такое солнце такое незаменимое и нужное?

Дети: Солнце это звезда. Солнце — центр Солнечной системы. Центральное тело солнечной системы - представляет собою горячий газовый шар, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы.

Воспитатель: Я вижу, вы уже много знаете о солнце, но давайте ещё спросим об этом у космонавта, он то нам и расскажет, что такое солнце.

(Входит космонавт,  звучит космическая музыка)

Воспитатель: Здравствуй космонавт! Расскажи, пожалуйста,  нашим ребятам, что же такое солнце.

Космонавт: Солнце — ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Земля и  восемь других планет  вращается вокруг Солнца, все они составляют Солнечную систему. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него.

Как и другие звезды, Солнце — пылающий шар. Солнце намного больше Земли. Наша планета в сравнении с Солнцем — как горошина рядом с арбузом. Но нам оно кажется небольшим, так как находится от Земли очень далеко - на расстоянии 150 миллионов километров. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету.

Воспитатель: Ребята, нам космонавт сказал, что солнце это одна из звезд, а на небе очень много звезд. Мы можем заменить наше солнце новой звездой?

Дети: Мы можем пригласить любую из звёзд быть нашим солнцем.

Воспитатель: Только для этого нам, вместе с космонавтом   нужно полететь в космос.   На чем же мы можем полететь в космос?

Ответы детей: На ракете.

Воспитатель: Чтобы построить ракету, нужно пойти  на склад, взять инструменты для построения ракет – это будут   палочки Кюизенера.  Возьмите инструменты и найдите свой космодром. Ракету конструируем по собственным проектам. Время я засекаю на песочных часах.  Открываем коробки. Готовы? Начали (переворачиваем песочные часы)

 Воспитатель: Смотрите, какие замечательные ракеты у нас получились! (Рассматривают ракеты, у кого какая получилась).

Воспитатель: Ну что, наши ракеты  готовы к запуску в космическое путешествие, пора отправляться в космос, только смотрите, наш космонавт в скафандре, давайте и мы наденем скафандры (надеваем воображаемые скафандры): Надеваем космические сапоги, скафандр, шлемы. ( звучит музыка космическая) Начинаем обратный отсчёт 10987654321 взлетаем….

(отправляются в спальню: окна завешены плотной тканью, в комнате темно)

Воспитатель: Ребята смотрите, несмотря на то, что в космосе очень много звёзд, здесь очень темно:  «Окрашен космос в черный цвет, поскольку воздуха там нет!» У нас на земле может быть также темно, как в космосе,  если солнца не будет. А что может произойти, если не будет солнца?

 (воспитатель фонариком направляет луч света на картинки на стене:

  • Что случится с водоемами?
  • Что случится растениями?
  • Что случится с животными?
  • И что же случится с планетой?

 (кусочек мультфильма на ноутбуке)

Воспитатель: Жизнь на Земле без солнца угасла бы.

(Включается шар – звездное небо).

Воспитатель: Ребята смотрите сколько звездочек!

-Звездочки, может, кто то из вас согласится стать нашим солнышком?

Аудиозапись (голос звездочки):- Нет. Мы далеко от вас и не можем осветить и обогреть вашу землю.

   Воспитатель: Ну что же делать? Значит нужно крокодила попросить отдать наше солнышко.

Для этого нам нужно вернуться на землю - Закрываем глаза, обратный отчёт 10987654321.  Вот мы и в детском саду…

Воспитатель: Слышите голос: (аудиозапись – голос крокодила) – Я отдам вам солнышко, если вы мне расскажите, как на земле происходит смена дня и ночи и времен года.

    Воспитатель:  Рассказать, как на земле происходит смена дня и ночи и времен года нам поможет макет солнечной системы.  (Работа с макетом солнечной системы):

Дети вместе с педагогом на макете видят,  что Земля вращается вокруг Солнца и крутится вокруг своей оси. Во время вращения одна часть Земли освещается Солнцем. Другая часть находится в темноте, поскольку лучи Солнца на неё не попадают.

Воспитатель: Ребята, кто может рассказать, как происходит на земле смена дня и ночи. (отвечает тот ребенок, который поднял руку).

Ответ ребенка: На той стороне Земли, которая поворачивается к Солнцу, будет день. А на той, куда не попадает солнечный свет, в это время ночь.

Воспитатель: ЗА какой промежуток времени, Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

Дети:  За 24 часа, то есть за сутки.

Воспитатель: За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

Ответы детей: За год.  

Воспитатель: Во Время движения солнечные лучи неодинаково освещают разные полушария Земли. Летом лучи падают на наше полушарие почти прямо, хорошо нагревая. Весной, осенью, а особенно зи­мой лучи будто скользят по поверхности Земли, согревая её зна­чительно меньше.

 

На интерактивной доске сюжет из мультфильма «Краденое солнце» где крокодил  выпускает солнце.  Конец  7м. 55сек.

Воспитатель: Ну вот, наше солнышко снова с нами. Посмотрите какое  оно!

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

 

Воспитатель: У нас в вами сегодня было увлекательное приключение. Какой вывод мы с вами можем сделать?

Дети: Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно даёт свет и тепло всем обитателям нашей планеты.

 

Воспитатель: Спасибо вам за активную работу и за помощь, в том, что помогли выяснить, что было бы, если бы пропало солнышко.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: