Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Дом дружбы» (11.12.20 г.)
Документы для скачивания
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Дом дружбы»
Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи:
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
- закреплять умение участвовать в совместном деле.
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
- обобщить знания детей по теме дружба.
- учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей,
-познакомить детей с правилами дружбы.
- закреплять умение детей вести беседу, поддерживать
диалог в ситуации творческого и игрового общения.
Оборудование и материалы: Бычок, аудио - записи песен «От улыбки» Шаинского и других о дружбе. Подбор сюжетных картинок, цветные карандаши, кубики - кирпичики напольного конструктора с приклеенными на них правилами дружбы, фломастеры, цветной картон, цветные картинки бычков для аппликации, клей, клубок ниток.
Ход занятия
Воспитатель предлагает встать детям в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся
- Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Бычка. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: «Почему ты плачешь, Бычек?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба.
Беседа на тему «Что такое дружба?»
- Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)
- А вы - дружные ребята? (да)
-А где больше всего у вас друзей? (в детском саду,
-А можно назвать детский сад «Домом дружбы»?
- А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)
предлагаю встать в круг и вспомнить какие вы «добрые» слова используете в своей речи. Я буду называть слово, и бросать мяч одному из вас. Поймавший мяч должен придумать слово, противоположное по значению, назвать его и бросить мяч обратно.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Формировать умение детей подбирать антонимы; активизировать мыслительную активность детей.
Злой – добрый
Плохой – хороший
Слабый – сильный
Трусливый – смелый
Жадный - щедрый, добрый
Поссориться – подружиться
Поругать – похвалить
Отнять – отдать
Поссориться – помириться
Плакать – смеяться
Огорчить - обрадовать
Бычку, наверное, тоже очень хотелось бы иметь такой ДОМ ДРУЖБЫ, давайте поможем ему построить такой дом, а кирпичиками в нём будут секреты (правила) дружбы.
- А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.) ЭТО ПЕРВЫЙ КИРПИЧИК. (Улыбка)
- Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)
А что значит быть доброжелательным? Как другие узнают, что ты человек, доброжелательный? Слово «доброжелательность» состоит из двух частей «добро» и «желать». Значить доброжелательный человек – тот, кто желает вам добра.
Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба и доброжелательные ли вы?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Варе. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, например, Тимофею, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче. А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (Доброжелательность) это второй кирпичик нашего дома
Следующее правило «зашифровано» в картинках.
(Выставляются сюжетные картинки).
Чтобы его расшифровать, попробуйте определить, что в них общего.
(На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям).
Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.
-Это еще одно правило дружбы - помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей (Помощь)
ТРЕТИЙ КИРПИЧИК ДРУЖБЫ
Продолжаем строить дом дружбы.
Проблемные ситуации
«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня…»
В: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)
- Посоветуемся все вместе, как выйти из такого положения. Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
Соблюдай правила.
- Не смейся над товарищами.
- Не жадничай.
- Уступай.
- Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).
- Кто в нашей группе умеет мирно жить?
- Кто умеет мириться?
Мирилка – это коротенькие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры. Своё название мирилка получила от слова МИР
«Мирилка»:
Давай мы не будем ссориться, с тобою никогда,
Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.
А теперь вы догадались, что за следующий секрет дружбы, это мир (4)
А сейчас немного отдохнём
Динамическая пауза «Если есть хороший друг»
(встаньте парами рядом друг с другом)
- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями
Но еще не все пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг - разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! - отряхиваются.
В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
– Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!
«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»
В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.(5)
- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, и построили настоящий Дом Дружбы, надеюсь, мы помогли Бычку и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их:
- улыбка
- помощь
- мир
- доброта
- честность
Ну, вот стены у нашего ДОМА ДРУЖБЫ есть, а на крыше дома пусть у нас будет девиз кота Леопольда из мультфильма «Ребята давайте жить дружно».
Как вы думаете, кого не хватает в этом доме? (Не хватает в нём друзей) А откуда можно взять друзей? Давайте поможем Бычку, и сделаем ему друзей, кто из чего хочет. Ведь правила дружбы он теперь знает, и дружить надеемся, умеет.
(Детям предоставляется свободный выбор материала для изготовления друзей)