Конспекты уроков
Документы для скачивания
Технологическая карта урока по русскому языку Тема урока: «Обучающее сочинение- описание «Моя любимая игрушка». 4 класс. Тип урока: Открытие нового знаний Цель урока: Создание условий для развития умений накапливать опыт включения в речь( описание) имён прилагательных, учить составлять текст- описание игрушки; развивать речь. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: Метапредметные( развивающие) : Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи. Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу( составлять план. ) ; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: умение извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации. Предметные( образовательные) : умение накапливать опыт включения в речь( описание) имён прилагательных, продуцировать текст с использованием имён прилагательных. Личностные( воспитательные) : умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь. План урока: Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Формирование УУД Орг. Момент- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Ребята, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удач, успехов. Регулятивные УУД: Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог Мотивация к учебной деятельности- Посмотрите на меня. - Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Слушайте внимательно! Объясняйте обстоятельно! Ответить хотите- не шумите А только руку поднимите! Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно- следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; Актуализация знаний – Откройте тетрадь. – Что надо записать? ( Дату. ) Комментированная запись числа. Постановка проблемы Для того, чтобы начать работу, нам необходимо получить" билет" на урок. Правильный ответ на вопрос позволит нам продолжить работу. ( Работа в парах) . Перед вами карточки. 1. Укажите части речи. № п/ п Мой ответ Правильный ответ 1. Кукла 2. Любимая 3. Подарили 4. Плюшевый 5. Медведь 6. Мяч 7. Футбольный Цветик- семицветик 2. Составьте из этих слов словосочетания, используя имена существительные и имена прилагательные. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Но сначала вспомним: - что такое словосочетание? - что такое имя существительное? - - что такое имя прилагательное? Что объединяет эти словосочетания? Как одним словом можно назвать эти предметы? ( игрушки) . Давайте сформулируем тему нашего урока. Что будем делать сегодня на уроке? ( Описывать свои любимые игрушки) . Цель урока: Подготовиться и написать сочинение о своей любимой игрушке. Расшифровка темы «Моя любимая игрушка» 2. Прочитай название темы урока на доске. Как ты думаешь, какое слово главное в названии? 2. Любимая. 3. Выясни, что означает это слово? Обратись к словарю Ожегова С. И. 3. Любимый- пользующийся наибольшей любовью. 4. Подбери синонимы к этому слову. Если вдруг ты забыл, что такое синонимы, можешь вновь обратиться к словарю. 4. Дорогой, обожаемый, симпатичный, бесценный. 5. Какие чувства и эмоции передают эти слова? 5. Положительные, позитивные. - Какие типы текста вы знаете? ( описание, повествование, рассуждение) . - Что такое повествование? - Что такое рассуждение? - Что такое описание? ( описание- это тип т, основа которого перечень признаков предмета, явления) . - Работа по учебнику. Упр. 14 с. 9. - Прочитайте текст. Определите тип текста. ( Описание) - Назовите тему текста. ( Игрушечный мишка) . - Какова его основная мысль? Старые, невзрачные игрушки часто бывают любимы детьми) . - Слова какой части речи помогли вам представить медвежонка? - Расскажите, какой был медвежонок? - Почему же девочка прижимала его к себе? - Выполните письменное задание к упражнению. Спишите только те предложения, в которых даётся описание игрушки. Начните так: Это был игрушечный медвежонок. - Выполнение грамматических разборов. Маленькой- 1 ряд, в кровати- 2 ряд, ( - сущ. , в чем? Н. ф. кровать, неодуш. , нариц. , ж. р. , 3 скл. , ед. ч. , П. п. вт, чл, пр. ) , задумчивое- 3 ряд. Постановка проекта выхода из проблемы- Сколько частей имеет текст- описание? ( 3) Назовите их. ( Начало, основная часть, концовка) - В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке. чтобы вам легче было писать сочинение мы составим план по которому вы его напишите. Составление плана. План. ( с лайд 3) 1. Как эта игрушка попала ко мне. 2. Какая она ( описание игрушки цвет, размер, материал) 3. Как и с кем, я в неё играю. 4. Почему это самая любимая моя игрушка. В первой части вы и расскажите: Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась? - А какая часть текста самая большая? ( 2- основная) - О чём в ней говорится? ( Что в ней описывается? ( Игрушка) - В ней даётся описание игрушки, сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится. Это будет основная часть вашего сочинения. В третей части вы опишите как и с кем вы играете с игрушкой, перечислите игры, друзей. В последней части вы должны объяснить почему эта игрушка является самой любимой. А так как вы авторы, то должны выразить свое отношение к предмету. Именно в последней части вы раскрываете главную мысль сочинения: Показать любовь к своей игрушке. - Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. - Д авайте прочитаем( 4 слайд) 3. Орфографическая работа Чтобы написать сочинении нам нужно повторить орфограммы и записать слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки. Пла … ма … овая М… ханическая Мета… ическая Увл … кательная Пр …красная З… бавная Ч… дес) н ая Кр …сивая Зан … мательная Инт … ресная Уд… вительная Зав… дная Пластмассовая Механическая Металлическая Увлекательная Прекрасная Забавная Чудесная Симпатичная Занимательная Интересная Удивительная Заводная Вот неваляшка, из какого материала она сделана? ( из пластмасса) ( слайд 5) - значит она какая? ( пластмассовая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с, это машинка ( а желез о- это что такое? –металл) ( металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) , а если её заставит двигать какой- то механизм, она будет какая? ( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого- то механизма) ( механическая – непроверяемая гласная буква е в корне, а матрёшка у нас какая? ( деревянна я- две буквы н в суффиксе янн) , - Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне) . ( слайд 6) - А вот эти слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( слайд 7) зав. дная уд. в ительная ч. десная инт. ресная з. бавная- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная( безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод, к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем) - Молодцы! - А теперь посмотрите ещё раз на все слова. ( 8 слайд) - Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными) . Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( у дивительная, чудесная, интересная, забавная) - Эти слова помогут вам ярче описать игрушку. - Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях. - Ребята, так какой текст вы будете писать, текс- повествование или текст- описание? ( описание) 4. Написание сочинения- Ребята, давайте еще раз посмотрим на ваши игрушки. Рассмотрите их. Чтобы правильно написать сочинения вам понадобятся памятки они у вас на столе. На уроке вы пишите сочинение в черновике, а дома переписываете на чистый лист и делаете иллюстрации. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы. Первичное закрепление с произношением во внешней речи- Попробуем описать устно ваши любимые игрушки, пользуясь планом. ( 2 ученика составляют устные описания, ребята их поправляют) Сам. Работа с проверкой по эталону- Сейчас вы будете работать самостоятельно. Пользуясь планом, на черновике вы напишите сочинение- описание «Моя любимая игрушка». - В процессе работы можно задавать мне вопросы. Включение в систему знаний- Обменяйтесь работами. Прочитайте сочинения. Дайте друг другу полезные советы. - Кому пригодились советы друга? - Поблагодарите ребят за помощь. Итог- Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили на уроке? - Смогли ли мы ее достичь? - Какими знаниями мы пользовались? - Что мы закрепляли, что отрабатывали? - Для чего используются в речи? Личностные УУД: смолообразование Рефлексия- Окрасьте сегодняшний урок при помощи звёздочек. У меня всё получилось, я всё понял, поэтому мне – радостно( КРАСНЫЙ) У меня получилось, но было трудно, поэтому мне спокойно, но немного грустно( ЗЕЛЁНЫЙ) Мне трудно, я ничего не понял, поэтому мне грустно и тревожно( СИНИЙ) ( Выставление оценок) Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. № п/ п Мой ответ Правильный ответ 1. Кукла 2. Любимая 3. Подарили 4. Плюшевый 5. Медведь 6. Мяч 7. Футбольный