Консультация для педагогов "Подвижные игры в режимных моментах детского сада"
Документы для скачивания
Консультация для воспитателей Воспитатель: Лютенкова Е. А. Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие. Подвижные игры проводятся ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Более подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Нецелесообразна активная двигательная деятельность сразу после завтрака, т. к. может нанести вред организму. Перед занятиями уместны игры средней подвижности. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду( сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей. На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от д етей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры. Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки. В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых де йствий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. . На вечерней прогулке можно проводить подв ижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подв ижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Наиболее благоприятными сезонами для пров едения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использован ы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. О днако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быт ь активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как дети быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает желание участвовать в этих играх. Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют движения детей, делают неповоротливыми, неловкими. В этот перио д возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Поскольку в зимнее время многие игры не мо гут быть проведены на участке с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в п омещении- в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности ну жно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре. На участке же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную площадку- сделать постройки из снега( снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты) , а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности( вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п. ) . Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе. Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновре менно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается р амками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже з накомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2- 3 занятиях подряд, затем используется новая, а чере з несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре. В занятие физической культурой для дошкольников могут быть включены две игры. Е сли занятие традиционное. Одна, более подвижная- в основную ч асть, вторая, более спокойная- в заключительную часть занятия; цель последней- усп окоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. А так же можно полностью в форме подвижной игры проводить физкультурные занятия. Одно из запланированных занятий рекоменд уется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих за нятий зависит от времени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях им еют место упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время ч аще всего включаются простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледян ым дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними- подвижные игры. При менее благоприятной погоде( весной, поздней осенью) занятия могут быть построены преимущественно из игровых упражнений и подвижных игр.