Мастер - класс для педагогов "Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина"
Документы для скачивания
Мастер- класс на тему: « Использование развивающих игровых пособий Б. П. Никитина » Подготовил и и провел и: воспитатели: Пашникова Н. С. Лютенкова Е. А. Цель: ознакомление педагогов с применением в образовательной деятельности развивающих игр Б. П. Никитина. Задачи: 1. Обучить педагогов методике игровой деятельности с использованием игр Б. П. Никитина. 2. Закрепить на практике элементы применения развивающих игр. Материал: игры Б. П. Никитина: « Уникуб », « Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат». Ход мастер- класса: 1. Вводное слово. Уважаемые коллеги, мы предлагаем, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми ». Вашему вниманию мы хотим пред ставить развивающие игры Бориса Павловича Никитина. «Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных сре дств в р уках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! » ( Б. П. Никитин) Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В развивающих творческих играх Никитина- в этом и заключается их главная особенность- удалось объединить один из основных принципов обучения" от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности- " самостоятельно по способностям" . Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: - игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; - задания- ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; - ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; - игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; - играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение- сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Сегодня мы хотим познакомить с развивающими п особиями Б. П. Никитина и поиграть в них вместе с вами. 2. Основная часть. Знакомство с развивающими играми Б. П. Никитина. К развивающим играм Никитина относятся игры: «Кирпичики »( Эта игра была задумана, чтобы познакомить детей с основами конструирования, научить разбираться в чертежах и делать их самому. Первые задания можно предложить даже 3–4- летним детям, а последние будут сложны и для некоторых школьников, уже начавших изучать черчение. ) , «Обезьянка»( Цель игры – развить внимание ребенка, научить его точно копировать ваши действия. Игра рассчитана на детей 2- 3 лет) , Обучающее пособие «Времена года »( Это пособие познакомит малыша с временами года, 12 календарными месяцами и наглядно показывает, как меняетс я природа в каждом времени года. Возраст от 3 до 6 лет) , «Часы Никитна »( поможет научить малыша определять время. Возрастная категория от 3- х лет и старше) , «Узелки »( Кроме прямой практической пользы, вязание узлов представляет собою и очень своеобразную «гимнастику для ума». ) , « Таблица Пифагора»( направлена на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. Возраст 4- 6 лет. ) , «Дроби»( С помощью набора рамок и вкладышей Дроби дошкольники получают первые представления о дробях, знакомятся с понятиями целого, части целого, соотношении целого и его части. Возрастная категория 5- 99 лет) , «Точечки»( Материал для развития математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации фигур. Начинать играть можно с 1- 1. 5 лет) , «Доски и ящик Сегена »( исследование и совершенствование наглядно- действенного мышления ребенка; выявление способности малыша к осмысленным действиям и обучению. Д оска Сегена развивает зрительное восприятие, тактильные функции, моторно- зрительную координацию; логическое и пространственное мышление; стимулирует развитие речи и готовит к дальнейшему освоение письма и чтения; прививает начальное понимание цвета и разных форм. Возраст 1- 3 лет. ) , « Внимание »( направлена на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. Игра интересна с 3- 4 лет до подросткового возраста. ) , «Рамки и вкладыши Монтессори »( Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори( 1870–1952) . Игра развивает детей в нескольких направлениях: вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости( зрительно и на ощупь) ; готовит детей к овладению письмом и рисованием. знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур. Возрастная категория 1, 5 – 2 до 6 лет. ) , «Таблица сотни »( развивает творческие способности в арифметике. ) , « Уникуб »( Особенность этой игры заключается в том, что с помощью ее развивается логическое, аналитическое мышление, способности к решению поисковых задач, развивается память и внимание, повышается умственный потенциал ребенка. Возраст с 1 года до 99 лет) , « Кубики для всех»( Целью данной игры является развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственногоориентирования, комбинаторских способностей. Возрастная категория с 3- 99 лет) , «Сложи узор»( Игра хороша тем, что прекрасно развивает ум и интеллект ребенка, учит его решать нестандартные и сложные задачи. С мысл игры- построить из деревянных кубиков разнообразные изображения по схеме. Начинать играть можно с 1, 5 – 2 лет) , «Сложи квадрат»( Игра способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления. Возрастная категория 1, 5 – 4 лет. ) В своей книге «Развивающие игры» Б. П. Никитин рассказывает об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной" умственной гимнастикой" , подробное описание методики их проведения и способа изготовления. В нашем детском саду имеются в наличии такие игры, как « Уникуб », « Кубики для всех», «Сложи узор». И с егодня мы хотим вам познакомить с методикойприменения данных игр. Игр а« Уникуб » Из 27 кубиков с разноцветными гранями нужно сложить различные объёмные фигуры. Практическая часть для педагогов Прежде чем предлагать игру “ Уникуб ” ребенку, попробуйте поиграть сами. № 1. Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложит е из всех 27 кубиков куб красного цвет а( педагоги выполняют задание) . Если с первой попытки вам удалось это сделать за 2 минуты, у вас блестяще развито пространственное мышление. Но сначала охватите куб двумя руками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались. Посмотрите, как окрашено «дно». Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть, то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг « Уникуб » в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и “говорит” он об ошибках тонко: “Вы где- то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета”. И найти ошибку не так просто – нужна сразу хорошая “система контроля”, в один день вряд ли вы сумеете ее выработать. № 2. С ложит е квадр атную площадку из 9 кубиков. Это игровая площадка для дошкольников. Все 4 боковые грани желтые. № 3. Сложите к расный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета. № 4. Сложите красный колодец. Снаружи он со всех сторон красный, а внутри синий( “вода”) . К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани, и в колодце виден “песок”( одна желтая грань) . Игра «Кубики для всех» Игра состоит из 7 фигурок, различных по форме: одна фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая. Практическая часть для педагогов Перед вами рисунок- задание, постройте из фигурок точно такую же модель, как нарисована. Перед вами рисунок- задание, постройте из фигурок точно такую же модель, как нарисована. Игра «Сложи узор» Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по- разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1- , 2- , 3- и даже 4- цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по узорам- заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме( квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. Практическая часть для педагогов № 1. Перед вами рисунок- задание, сложите и з кубиков такой же узор( л ебедь, узор) . № 2. Я буду читать те кст ск азки, а Вы по ходу выкладывать соответствующие узоры. « Сказка про золотую рыбку» Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо! Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений. Игра «Сложи квадрат» Игра напоминает « пазл »- из отдельных разрозненных частей, необходимо сложить нечто целое. Этим целым является квадрат. Игра представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат- образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения. Практическая часть для педагогов № 1. Выложите на стол все квадраты( части) и перемешайте их. № 2. Рассортиру йте по цвету все кусочки квадрата и разложить на кучки( попросите ребенка назвать цвета и оттенки, сосчитать) . № 3. Теперь нужно правильно сложить квадраты( можно устроить соревнования на время между детьми) . 3. Заключительное слово. Игры Никитиных рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка. 4. Рефлексия « Чемодан, мясорубка, корзина». Ит ак, уважаемые коллеги, благодарим В ас за участие в нашем мастер- классе, и хотим узнать ваше мнение о нём. На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер- классе.