a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека музыкальное развитие.

Автор: Сибикина Елена Геннадьевна Опубликовано: 2021-01-03 04:08:50

Документы для скачивания

   1. « На что похожи облака? » Цель:   формировать умение видеть в неживой природе изображение и фантазировать. Материалы:   карточки с облаками разной формы Содержание. Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по  цвету, но и по форме. Воспитатель обращает внимание на то,  что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.    2. « Портрет заговорил» Цель:   продолжить знакомство с детскими портретами, формировать умение  составлять связный рассказ. Материалы:   различные репродукции картин. Содержание.   Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе.    3. « Угадай настроение» Цель:   формировать умение описывать настроение человека по выражению лица. Содержание. Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т. д.    4. « Отгадай и отойди» Цель:   формировать умение определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования- обойди этот предмет. Содержание. Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками( если объёмный – руки, как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по  плоскости стола) .    5. « Найди недостаток в портрете» Цель:   формировать умение  видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями. Материалы:   картинки с изображением одного и того же лица с разными недостатками( нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей) , черные фломастеры или карандаши. Содержание. Детям раздаются изображения лица. Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.    6. « Составь натюрморт» Цель:  закрепить знания детей о натюрмортах. Материалы:   изображения неживой и живой природы. Содержание. 1вариант.   Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе. 2вариант.   Предлагается составить натюрморт из разных предметов( посуда, продукты, цветы, игрушки, а также фон для натюрморта. Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.    7. « Художники – реставраторы» Цель:   продолжить знакомство детей с разными жанрами живописи и работой художников. Материалы:   разрезная на несколько частей репродукцию картины или иллюстрации. Содержание. Дети восстанавливают разрезанную на несколько частей репродукцию картины или иллюстрацию( по количеству детей) . По окончании работы называют её жанр.    8. « Найди картину на палитре» Цель:   развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры( холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение. Материалы:   репродукции картин с палитрой холодных, теплых цветов. Содержание. Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор.    9. « Волны» Цель:   формировать    умение представлять образы выполняемых действий. Содержание. Дети садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается  «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.    10. « Шторм» Цель:   развивать наблюдательность, фантазию. Материал:   для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Содержание. Воспитатель говорит: «Беда тому кораблю, который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.    11. « Чего не стало? » Цель:   развивать наблюдательность, внимание. Материалы:   несколько репродукций картин. Содержание. Педагог закрывает на репродукции картины, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.      12. « Скульптор и глина» Цель:   закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора. Содержание. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую- нибудь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.    13. « Найди эмоцию» Цель:   формировать умение выделять картины по настроению. Материалы:   пиктограммы с эмоциями на каждого ребенка, разные по жанру репродукции картины. Содержание. Воспитатель раздаёт детям  пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают, глядя на картину.    14. « Опиши соседа» Цель:   формировать умение  внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет. Содержание. Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.    15. « Волны шторма» Цель:   формировать умение показывать руками «волны» с разной амплитудой движения( первые волны можно изображать сидя) . Материалы:   репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал». Содержание. Дети вместе с педагогом показывают высоту волн  -  каждого вала; называют словами « первый вал», « второй вал»……. .  «девятый вал»( перед упражнением рассматривается репродукцию картины) .    16. « Алёнушка» Цель:   продолжать знакомить детей со сказочным жанром живописи. Показывать  настроение переданное художником на картине, а также позу и эмоциональное состояние. Материалы:   репродукция картины В. М. Васнецова «Алёнушка и братец Иванушка». Содержание. По желанию ребёнок изображает позу девушки изображённой на картине и её настроение, и затем  предлагает свой вариант её действий дальше.    17. « Найди в природе яркие и блеклые цвета» Цель:   формировать умение находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их. Содержание. Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в «Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях.    18. « Иду, вижу, рассказываю сам себе» Цель:   формировать умение погружаться в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции. Материалы:   репродукции картин. Содержание. Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.    19.  « У кого такой цвет? » Цель:  обеспечить развитие умений точно узнавать цвета, определять предметы по цвету. Содержание. Педагог показывает детям, например, зеленый квадрат из бумаги, Дети называют не цвет, а предметы того же цвета: трава, свитер, шляпа и пр.    20.   « Цветные часы» Цель:  систематизировать знания детей о названии цветов. Содержание. Круг из картона разделен на 4- 6- 8 частей. Каждая часть другого цвета. В середине прикреплена вращающаяся стрелка. Каждый ребенок должен заполнить цвет по указанию педагога. Кто- нибудь из детей двигает стрелку по кругу. Когда стрелка останавливается, например, на секторе красного цвета, ребенок, запомнивший красный цвет, говорит: «Красный», и т. д    21.   «Закрой картой» Цель:  систематизировать знания детей о геометрических формах и цвете. Материалы.   2 больших цветных квадрата из толстой бумаги, краски, карандаш, линейка, ножницы. Площадь одного квадрата разделена карандашом на квадратики со стороной 10 см. В квадратиках по очереди рисуются три синих круга или один желтый треугольник, 2 синих и 2 красных круга и пр. На другом квадрате все изображения повторяются, но все квадратики вырезаются и складываются, как карты. Содержание. Педагог кладет большой квадрат на стол. Вызывает несколько детей и раздает им карты, при этом показывает, что рисунки на большом и маленьких квадратах одинаковы. Затем педагог говорит: «Найди два желтых круга и закрой их правильной картой! ». Вызванные дети находят карточку и накрывают изображение. Остальные проверяют, правильно ли выполнено задание. ( Задания можно усложнять, в зависимости от возраста детей) .    22.   Найди предмет той же формы. Цель:  уточнить представления о форме предметов. Материалы.   Картинки с изображением предметов разной формы: круглые( мяч, колесо, глобус и пр. ) , овальные( яйцо, огурец, слива, лист фикуса и пр. ) , четырехугольные( окно, книга и пр. ) , треугольные( крыша, колпак и пр. ) . Каточки с начерченными геометрическими фигурами. Содержание. Педагог раздает детям картинки, а карточки оставляет, Затем кладет на стол карточку, на которой начерчен круг, и говорит: «У кого есть круглые предметы? ». Каждый ребенок ищет среди своих рисунков круглые предметы и, когда находит их, кладет под карточку с соответствующей геометрической формой. Игра кончается, когда все картинки разложены. музыкально- дидактические игры Ступеньки. Цель: развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки( матрешка, мишка, зайчик) , детские музыкальные инструменты( аккордеон, металлофон, губная гармошка) . Ход игры. Ребенок- ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку( например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий реб енок действует другой игрушкой. Найди нужный колокольчик. Цель: разв ивать звуковысотный слух детей. Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валд ай». Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика. Дидактические игры на развитие ритмического слуха. Определи по ритму. Цель: развивать чувство ритма детей. Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных( ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др. ) . Каждому дают по 2—3 карточки. Ход игры. Ребенок- ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки( картинку после прави льного ответа дает ведущий) . При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дат ь большее число карточек( 3—4) . Веселые подружки. Цель: развивать чувство ритма детей. Игровой материал: плоские фигурки из картона( 5 шт. ) . Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по- разному, или куклы разного размера( по типу матрёшек) в оде жде с различными узорами и т. д. Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская н ародная мелодия «Светит месяц». Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. ( Выставляет их в одну шеренгу. ) Они очень любят плясать и хотят вас н аучить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано. Дидактические игры на развитие тембрового слуха. На чем играю? Цель игры: раз вивать тембровое чувство детей. Игровой материал: карточки( по числу играющих) , на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и д етские музыкальные инструменты. Ход игры: детям раздают по нескольку карточек( 3—4) . Ребенок- ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком- либо инструменте( перед ведущим небольшая ширма) . Дети определяют звучание инструмента и закрывают ф ишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов( 4—6) . Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой. Музыкальные загадки. Цель игры: раз вивать тембровое чувство детей. Игровой материал: металлофон, треугольник, б убенчики, бубен, арфа, цимбалы. Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе. находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок- ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком- либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у ког о окажется большее число фишек. Дидактические игры на развитие диатонического слуха. Громко- тихо запоем. Цель: разв ивать диатонический слух детей. И гровой материал: любая игрушка. Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку Колобок. Цель: разв ивать диатонический слух детей. Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется н а игровом поле в любом порядке. Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спр ячут колобок, и зовут водящего: «Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой прине сти? Ну- ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи». Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети п оют тихо, если близко — громко. Дидактиче ская игра на определение жанра. Песня, танец, марш. Цель игры: 1. Дать представ ления о первичных жанрах музыки( песня, танец, марш) , их характерных особенностях. 2. Познакомить с обработками народных мелод ий – фортепианной, оркестровой. 3. Обогащать высказывания детей об эмоционал ьно- образном содержании музыки. 4. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров. Ход игры: 1- вариант. Музыкальный руководитель исполняет( или дает прослушать) детям музыкальное произведение( или отрывок) . Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки( это может быть «смайлик», «лицо»- спящее, плачущее, весёлое) . 2- вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкаль ного произведения поднимают их. Дидактическая игра на развитие музыкальной памяти. Слушаем музыку. Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционал ьно- образном содержании музыки. Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений( это могут быть и инструментальные пьесы) . Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое- либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают. Дидактическая игра на развитие восприятия музыки. Какая музыка? Цель: развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционал ьно- образном содержании музыки. Игровой материал: проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих в альс, народную пляску и польку. Ход игры: детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано( в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку- 94678510668000- 756285111760 Картотека дидактических игр по художественно- эстетическому и музыкальному развитию старшая группа. 00 Картотека дидактических игр по художественно- эстетическому и музыкальному развитию старшая группа.

Оставить комментарий: