Конспект открытого занятия на тему: «Воздух – невидимка»
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе
Тема: «Воздух-невидимка».
Подготовила :Воспитатель МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» Чмуж М.Л
Дата: 25.11.2020г
Форма проведения: Занятие – эксперименты
Форма организации: подгрупповая
Аннотация: данный конспект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию воздуха с помощью детского экспериментирования . В ходе которого воспитанники самостоятельно действуют и делают выводы.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
1.Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха .
2.Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг
другу, чтобы создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Ребята послушайте загадку и отгадайте её:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
- А хотите узнать, что такое воздух? (Да)
- Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.
Проходите в лабораторию, - вот теперь мы молодые учёные
Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.
Посмотрите на исследовательскую доску.
На первой схеме изображен глаз.
Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Да, правильно, - как можно увидеть воздух?
Опыт 1. «Поймай воздух».
Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты.
Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.
Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
Внимание коллеги. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.
Опыт 3 «Воздух в человеке»
А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.
Вывод: значит, сейчас мы убедились, что в человек есть воздух! Мы им дышим!
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.
Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?»
Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.
Дать понюхать детям духи.
Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок…
Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки.
Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.
Опыт 5. «Движение воздуха»
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.
На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?
Опыт 6. «Слышим воздух»
Если подуть, крышечку от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.
Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается.И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза хлопнем 5 раз (Дети считают вместе с воспитателем)
Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.