Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок
Документы для скачивания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шороховская средняя общеобразовательная школа Исетского района Тюменской области Структурное подразделение дошкольного образования Шороховский детский сад « Радуга ». Доклад на тему: «Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок». Воспитатель: Дикусар Я. Г. с. Шорохово 2018г. Цель мастер- класса: обучить участников мастер- класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. Задачи мастер – класса: • передача опыта путём прямого и комментированного показа. • совместная отработка метода решения поставленной в программе мастер- класса цели. • распространение передового опыта. • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса. Результат мастер- класса: коллективная авторская сказка, созданная методом наглядного моделирования( с использованием мнемотаблицы) . Оборудование: ноутбук, экран, проектор, беспроводная мышка, столы и стулья по числу участников мастер – класса. Материалы на каждого участника мастер – класса: силуэты героев сказки, цветные бельевые прищепки, мнемотаблица( рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности) . Модель проведения: Теоретическая часть. Презентация: представление системы работы. Из всех существующих методов работы со сказкой самым совреме нным, по- моему, является метод моделирования. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во- первых, предупреждает быструю утомляемость и потерю интереса к занятиям. Во- вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. В- третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Что же такое наглядное моделирование? Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Исходя из возрас тных особенностей, дошкольники наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти( зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми) , совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности. Что же является целью моделирования? Цель моделирования: Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. В своей работе я использую следующие виды моделирования сказки: Наиболее простой вид наглядных моделей- модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например: при знакомстве детей со сказкой «Репка», героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом, а под ними выкладывать модели их заменяющие. Например: дед – самая длинная полоска, бабка – покороче, внучка – еще короче, жучка, кошка, мышка – по убывающей. Репку можно обозначить большим желтым кругом. С детьми воспитатель обговаривает, кого из героев сказ ки должна замещать та или иная полоска. Когда дети освоят заместители, они сами с могут разложить полоски в нужном порядке и рассказать сказку. Важно, чтобы ребенок понимал принципы замещения и мог использовать его самостоятельно, играя в речевой зоне или театральном уголке. После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать более сложное двигательное моделирование. Для него характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия( ушел, пришел и так далее) . Предварительно к сказкам готовлю круги или треугольники одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых изображает конкретный персонаж. Постепенно дети учатся выделять основную сюжетную линию сказки, развивается умение составлять временно- пространственную модель, как наглядный план для рассказывания. Начинать сочинять сказки лучше коллективно и сочинять или начало к знакомой сказке или закончить знакомую сказку своим вариантом. И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы. В данном случае, модель представляет собой как бы" план сочинения" , который помогает детям организовать отде льные события в единый сюжет. После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность — они сами придумывают название, место действия, героев и определяют их количество, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами, образными характеристиками. Дети начинают придумывать собственные истории, рассказы, сказки, в работу включается воображение. Если педагог систематически использует наглядное моделирование в работе с детьми в разных учебных областях, то дети могут самостоятельно составить историю и рассказ, и пересказ, последовательно изложить, используя наглядное моделирование. Выбор вида моделирования зависит: - от возраста детей, - уровня их подготовки, - учёта сложности материала. Я очень надеюсь, что мои дети, воспитанные на добрых сказках, сумеют сделать все от них зависящее для изменения мира к лучшему!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шороховская средняя общеобразовательная школа Исетского района Тюменской области Структурное подразделение дошкольного образования Шороховский детский сад « Радуга ». Доклад на тему: «Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок». Воспитатель: Дикусар Я. Г. с. Шорохово 2018г. Цель мастер- класса: обучить участников мастер- класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. Задачи мастер – класса: • передача опыта путём прямого и комментированного показа. • совместная отработка метода решения поставленной в программе мастер- класса цели. • распространение передового опыта. • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса. Результат мастер- класса: коллективная авторская сказка, созданная методом наглядного моделирования( с использованием мнемотаблицы) . Оборудование: ноутбук, экран, проектор, беспроводная мышка, столы и стулья по числу участников мастер – класса. Материалы на каждого участника мастер – класса: силуэты героев сказки, цветные бельевые прищепки, мнемотаблица( рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности) . Модель проведения: Теоретическая часть. Презентация: представление системы работы. Из всех существующих методов работы со сказкой самым совреме нным, по- моему, является метод моделирования. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во- первых, предупреждает быструю утомляемость и потерю интереса к занятиям. Во- вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. В- третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Что же такое наглядное моделирование? Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Исходя из возрас тных особенностей, дошкольники наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти( зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми) , совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности. Что же является целью моделирования? Цель моделирования: Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. В своей работе я использую следующие виды моделирования сказки: Наиболее простой вид наглядных моделей- модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например: при знакомстве детей со сказкой «Репка», героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом, а под ними выкладывать модели их заменяющие. Например: дед – самая длинная полоска, бабка – покороче, внучка – еще короче, жучка, кошка, мышка – по убывающей. Репку можно обозначить большим желтым кругом. С детьми воспитатель обговаривает, кого из героев сказ ки должна замещать та или иная полоска. Когда дети освоят заместители, они сами с могут разложить полоски в нужном порядке и рассказать сказку. Важно, чтобы ребенок понимал принципы замещения и мог использовать его самостоятельно, играя в речевой зоне или театральном уголке. После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать более сложное двигательное моделирование. Для него характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия( ушел, пришел и так далее) . Предварительно к сказкам готовлю круги или треугольники одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых изображает конкретный персонаж. Постепенно дети учатся выделять основную сюжетную линию сказки, развивается умение составлять временно- пространственную модель, как наглядный план для рассказывания. Начинать сочинять сказки лучше коллективно и сочинять или начало к знакомой сказке или закончить знакомую сказку своим вариантом. И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы. В данном случае, модель представляет собой как бы" план сочинения" , который помогает детям организовать отде льные события в единый сюжет. После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность — они сами придумывают название, место действия, героев и определяют их количество, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами, образными характеристиками. Дети начинают придумывать собственные истории, рассказы, сказки, в работу включается воображение. Если педагог систематически использует наглядное моделирование в работе с детьми в разных учебных областях, то дети могут самостоятельно составить историю и рассказ, и пересказ, последовательно изложить, используя наглядное моделирование. Выбор вида моделирования зависит: - от возраста детей, - уровня их подготовки, - учёта сложности материала. Я очень надеюсь, что мои дети, воспитанные на добрых сказках, сумеют сделать все от них зависящее для изменения мира к лучшему!