a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Утренняя гимнастика как компонент здоровьесберегающей технологии в ДОУ"

Автор: Бурляева Наталья Вадимовна Опубликовано: 2021-01-09 11:48:54

Документы для скачивания

Утренняя гимнастика как компонент здоровье сберегающей технологии в ДОУ Воспитатель МБДОУ № 4 «Уголек» г. Мыски Кемеровской области Бурляева Наталья Вадимовна Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Педагогическая технология- это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса( Б. Т. Лихачёв) . Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно- коммуникационные технологии; личностно- ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология технология «ТРИЗ» технологии предметно – развивающей среды. Одной из важнейших технологий, применительно к ДОУ, является здоров ьсберегающая.   В  дошкольном  детстве  закладывается  фундамент   здоровья ребенка, происходит  его  интенсивный  рост  и  развитие, формируются  основные  движения, осанка, а так же  необходимые  навыки  и привычки, при обретаются базовые физические качества, вырабатываются  черты  характера, без  которых  невозможен  здоровый  образ жизни. В  современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более  высокие  требования к человеку, в  том числе  к ребенку, к  его  знаниям  и  способностям. Забота о здоровье ребенка стала  занимать  во  всем  мире  приоритетные  позиции.   Каждый родитель хочет чтобы  их  ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому очевидным является поиск путей решения  проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, подгото вки их к здоровьес бережению. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Целью применения здоровьесберегающих технологий является: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. Задач ами здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий являются: 1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие. 2.   Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью. 3.   Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников.     4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ включают в себя занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры, ритмику, динамические паузы во время занятий( комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д. ) , релаксацию, занятия в бассейне, сказкотерапию, беседы о ЗОЖ, спортивные развлечения, праздники и т. д. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является  утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 4- 12 минут( зависит от возраста) на воздухе или в помещении( в зависимости от погодных условий) . Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Подбор упражнений( комплексы) и продолжительность гимнастики определяются Программой с учетом особенностей и возможностей детей каждой возрастной группы. Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Х одьба  может быть на месте, обычная или с высоким подниманием колен. Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6—8 раз. Полезно менять скорость ходьбы — от медленной до быстрой, от быстрой до медленной. Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация( «лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу») . После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умере нном темпе. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений. Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях. Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях( вперед, назад, в стороны, по кругу и др. ) ; перепрыгивание через предметы( палки, обручи, кубики) ; впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседаниями, ходьбой( например, на 4—8 счетов — прыжки и на 4- 8 счетов – полуприседания или ходьба) ; повторяются такие сочетания 3- 4 раза. В младших группах при прыжках применяется имитация( «зайчики», «мячики» иди др. ) . Далее выполняются общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног. Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуется 3- 4 упражнения; для второй младшей 4- 5 упражнений. Упражнения могут выполняться в разном темпе, из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа на спине или животе. В младшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика может носить сюжетный ха рактер. В нее могут входить общеразвивающие упражнения образно- имитационного характера( «Птички клюют зернышки», « Кошечка проснулась» и т. п. ) . В комплексе утренней гимнастики сюжетного характера должны быть знакомые и интересные детям персонажи( малышам нужен образец для подражания) . В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки. При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания. Приведем пример утренней гимнастики «Солнышко» в первой младшей группе: Выглянуло солнышко и зовет гулять. Как приятно с солнышком вместе нам шагать Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек. Выглянуло солнышко, светит высоко. По тропинке с солнышком нам бежать легко. Бег стайкой за воспитателем 8 сек. ОРУ « Поиграем с солнышком » 1. « Греем ладошки » И. п. – о. с. Руки веред, ладони вверх – и. п. – 4 раза. 2. « Ищем лучик » И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И. п. , влево – И. п. – 2 раза 3. « Солнышко и тучка » С музыкальным сопровождением. Музыка звучит( солнышко светит) – дети бегают, прыгают или танцуют. По окончании музыки дети останавливаются или приседают, складывают руки над головой « домиком ». – 2 раза Ходьба стайкой за воспитателем. Таким образом, можно сделать вывод, что у тренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов здоровьесберегающей технологии и двигательного режима детей. Она является многосторонним физкультурно- оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм, воспитывающим у детей стремление к здоровому образу жизни. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное бодрое настроение с утра. Список литературы: 1.  Ахутина Т. В. Здоровь есберегающие технологии: индивидуально- ориентированный подход/ / Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28. 2. Воспитание основ з дорового образа жизни у малышей. Авторы – составители Н. С. Голицына, И. М. Шумова. , М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 3. Здоровьесберегающая система ДОУ. Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Во лгоград. Издательство «Учитель», 2008. 4. Маханева М. Д.   Воспитание здорового ребёнка/ / Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 1999. 5. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева/ / Развитие личности. - N2. - С. 171- 187. 6. Оздоровление детей в условиях детского сада.   Под редакцией Л. В. Кочетковой. Москва.   Издательство «ТЦ – Сфера», 2005. 7. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. – М. : ВЛАДОС, 2002.     8. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002. 9. Терновская С. А. , Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждени и/ / Методист. - 2005. - N4. - С. 61- 65.

Оставить комментарий: