Картотека игр и опытов с водой, песком (вторая младшая группа)
Документы для скачивания
Картотека игр и опытов с водой, песком вторая младшая группа «ВОДА». Знакомство с водой «Вода льется». Цель: Познакомить детей с тем, что вода льется, мы выпускаем воду, и она течет. Вода чистая, прозрачная. Сквозь нее видны руки, мыло. Вода смывает грязь. Воду надо беречь. Оборудование: тазик, салфетки, мыло. Словарная работа: льется, чистая, прозрачная, глазки, щечки, рот, зубок. Ход и руководство: Воспитатель вносит тазик с чистой водой. И предлагает поиграть с ней, читая стихотворение: Водичка, водичка, умой мое личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. Дети прыскаются в воде, пропускают ее через руки. Вопросы: Какая вода? Верно, посмотрите, какая вода чистая, сквозь нее видны руки. Предлагает намылить руки мылом. Посмотрите и скажите, какая вода стекает с ваших рук? ( грязная) . Вот какие грязные у вас были руки. Так что же смывает грязь? ( Вода и мыло) . Нужна ли вода? Кому? ( Верно, нам) . Вода нужна всем, ее надо беречь. Кран не надо открывать сильно, не баловаться ею. Беседа «Зачем нужна нам вода? ». Цель: Познакомить детей со свойствами воды, рассказать для чего и для кого она нужна. Развивать познавательность у детей. Воспитывать бережное отношение к воде. Оборудование: лейка с водой. Словарная работа: льется, можно пить, мыть руки, поливать ею растения, чтобы они росли. Ход и руководство: Посмотрите, что я принесла. Что это? Верно. Это лейка, а в ней вода. Посмотрите, какая вода чистая, прозрачная. Для чего вода нам нужна? Правильно, чтобы пить, руки мыть, а еще зачем? Мы с вами пьем ее, а животным и растениям она нужна? Да, нужна без нее они погибнут. Давайте, подойдем к клумбе, и польем наши цветочки, чтобы они росли, цвели и были красивые цветочки. Действия детей совместно с воспитателем. Опыт с водой «Тонет – не тонет». Цель: Познакомить с тем, что в воде предметы могут тонуть, а другие плавают на поверхности. Развивать умение различать предметы, которые тяжелые, а какие легкие, желание знать. Воспитывать любознательность. Оборудование: таз с водой, камешки, резиновая игрушка утенок. Словарная работа: вводить в речь детей слова тонет, плавает, тяжелый, легкий. Ход и руководство: Воспитатель вносит таз с водой предметы. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Воспитатель показывает детям предметы. Что это у меня? ( верно, камушки и утенок) . Смотрите, я вам покажу фокус. Воспитатель опускает камушек и утенка в воду. Что это, ребята, посмотрите, почему камушек потонул, а утенок плавает? Предлагает потрогать камушек. Какой он? ( тяжелый) . Верно он тяжелый, поэтому он тонет. А утенок? ( легкий) . Поэтому, он не тонет, а плавает на поверхности. Дети играют с водой и игрушками. Опыт «Вода бывает холодная и горячая». Цель: Продолжать развивать ощущения детей – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами. Вода наша помощница. Воспитывать чувство чистоты и опрятности у детей. Оборудование: две пластмассовая емкости с холодной и горячей водой. Словарная работа: холодная, горячая. Ход и руководство: Воспитатель вносит емкости с водой. И предлагает определить, где холодная, а где горячая вода. В одном тазу горячая, а в другом холодная, поэтому нельзя опускать руки в нее. Ребята как проверить? Не знаете, надо дотронутся, до емкости. Воспитатель вместе с детьми дотрагивается до емкости с холодной водой. Какой тазик? Ответ детей: холодный. Затем они дотрагиваются до емкости с горячей водой. Какой таз, как вы думаете? Верно, горячий, потому что вода горячая. Из нее можно сделать теплую воду. Воспитатель смешивает воду в одной емкости на глазах у детей. Теперь ее можно потрогать пальчиком. Давайте скажем: «Мойся, мойся – воды не бойся». Вода помогает нам быть чистыми и опрятными. Мы не хотим быть грязнулями. Дети, вода нужна всем, она наша помощница, ее надо беречь. Опыт «Разноцветная вода». Цель: Продолжать знакомить детей с водой, о том, что она бывает чистая, которая льется из крана. Чистая вода нужна всем, ее надо беречь. Но воду можно сделать цветной, добавив в нее краски. Такая вода становится непрозрачная, сквозь нее ничего не видно. Оборудование: емкость с водой, краска, камушек. Словарная работа: активизировать в речи детей слова чистая, прозрачная, непрозрачная, цветная. Ход и руководство: Воспитатель вносит стакан с чистой водой, и краску. Предлагает посмотреть, что он принес. Воспитатель: верно, я вам принесла чистую воду и краску. Ребята, а зачем мне краска? Не знаете. Я вам покажу фокус. Какая вода? Верно, чистая, прозрачная, сквозь нее видно руки. Что у меня налито в этой баночке? Верно, краска. Посмотрите, я взяла и налила немного красной краски в баночку с чистой водой. Что вы видите, какая цветом стала вода? ( Красная) . В эту баночку я налила синюю, а в эту желтую. Какая стала вода цветом? Верно, желтая и синяя. Давайте, посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга. Сейчас я брошу что – то в воду. Скажите что я бросила? Аня, а теперь ты брось. Погляди, видно ли что ты бросила? Почему не видно? ( Вода грязная, не прозрачная) . Вот какой фокус мы с вами сделали, понравилось. Вода может быть разной. Опыт «Твердая вода». Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода бывает твердая, если ее заморозить, льдинки – это тоже вода. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать бережное отношение к воде. Оборудование: емкость с простой водой и замороженной. Словарная работа: вода течет, жидкая, твердая, не течет. Ход и руководство: Воспитатель вносит баночку с простой водой и емкость с льдинками, предварительно замороженными в холодильнике. Воспитатель: посмотрите, что я вам принесла? В одной баночке у меня простая, чистая вода. Она течет, жидкая. В ней можно мыть руки, как вы думаете? Верно, можно. А теперь посмотрите, что в этой баночке? Правильно, льдинки. Какие они, потрогайте? Верно, они холодные. А еще они твердые. Из чего «сделаны» льдинки? Верно, из воды. Это тоже вода, только она замерзла в холодильнике. А такая вода может течь? Правильно, нет, а что же нам делать. Давайте, ее поставим на солнышко и посмотрим, что же будет. Проходит время и педагог с детьми проверяют баночку с льдинками. Посмотрите, куда исчезли льдинки? Нет, они вовсе не исчезли, а превратились в воду. Солнышко ее нагрело, и льдинки растаяли. Также льдинки тают весной. Игра – забава с водой «Круги на воде». Цель: Вызвать у детей положительно – эмоциональный отклик. Развивать умение выдувать струю воздуха, складывая губы трубочкой. Воспитывать желание играть с водой. Оборудование: таз с водой. Ход игры: Воспитатель вносит таз с водой. Игровая мотивация: я хочу показать фокус с водой. Воспитатель наклоняется над тазом и дует на воду. Посмотрите на воде появились круги. Предлагает детям сделать то же самое. Действия детей. Игра – забава с водой «Пускание кораблика на воду». Цель: Вызвать положительный эмоциональный настрой. Развивать желание играть с водой летом. Воспитывать желание играть вместе. Оборудование: таз с водой, кораблики. Приемы: 1. Сюрпризный момент: внесение корабликов. 2. Игровая мотивация: посмотрим у кого дальше уплывет кораблик. 3. Указание: пускать по очереди, не толкать руками, дуть губами, делая трубочкой. 4. Действия детей. 5. Поощрение: Молодцы, у всех кораблики уплыли далеко. «ПЕСОК». Беседа «Для чего нам песок нужен? ». Цель: Обратить внимание детей на вещи, которые их окружают, для чего они нам нужны. Продолжать закреплять умение бережно относится к окружающему их миру. Словарная работа: активизировать в речи детей слова: песочница, песок, беречь, играть с ним, сыпать, пересыпать. Делать постройки с помощью лопатки, ведра, формочек. Ход беседы: Воспитатель приглашает детей к песочнице. - Посмотрите, что я принесла. ( Показывает лопатку, ведро и формочки) . Дети называют то, что принесла педагог. А зачем мне эти игрушки? Правильно, чтобы играть. А что это? ( Показывает на песочницу) . Песочница, в ней лежит песок. А он для чего нам нужен? Верно, для игры с ним. Как мы можем с песком играть? дети отвечают, воспитатель помогает им в ответах и показывает действия с песком. Молодцы, верно сказали, я могу его пересыпать из формочки в формочку. Что нибудь слепить, копать лопаткой. Ребята, а можно его выносить? Верно, нет, если мы с вами будем каждый раз выносить, то у нас песка совсем не останется в песочнице. Его надо беречь. Воспитатель предлагает поиграть с песком и раздает игрушки. Опыт с песком « Мокрый – сухой». Цель: Учить детей различать сухой и мокрый песок. Обратить внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка. Развивать внимание. Воспитывать желание играть. Словарная работа: сухой, мокрый, рассыпается. Оборудование: две емкости с песком( сухим и мокрым, две формочки. Ход: Воспитатель вносит прозрачные миски с песком и формочки. - Ребята, посмотрите, что я принесла. Я вам принесла песок и формочки. Давайте с вами сделаем куличик. Воспитатель сначала насыпает в формочку песок сухой, переворачивает формочку и стучит по ней. Открывает и песок весь рассыпается, куличик не получается. Что ребята, произошло, почему у нас не получился куличик? Какой нам для это нужен песок? Правильно, мокрый. - Ребята, посмотрите на сухой песок он светлый, он рассыпается в руках. А мокрый – темный, в руках он не рассыпается, из него можно сделать много куличиков. Для того, чтобы он был мокрый его надо полить водой. Воспитатель дает детям игрушки и предлагает поиграть в песочнице с мокрым песком. Игра с песком «Испечем пирожки… » Цель: Продолжать совершенствовать умения детей играть с песком, насыпать, переворачивать, лепить. Развивать воображение. Воспитывать интерес к играм с песком. Оборудование: игрушка Мишка, лопатки, ведра, формочки. Ход игры: Воспитатель вносит Мишку. Игровая ситуация: Ребята, к нам в гости пришел Мишка, у него много будет гостей. Игровая мотивация: давайте ему поможем испечь много пирожков. Воспитатель раздает формочки и лопатки. Воспитатель показывает и сопровождает их словами. - Набираем песок, насыпаем его в формочку, переворачиваем, стучим и поднимаем формочку. Действия детей. Игра с песком «Домик для собачки». Цель: Продолжать учить детей раскапывать ямку совком. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать бережное отношение к животным. Оборудование: лопатки, игрушки – втыкалочки в песок с изображением собачки. Ход игры: Воспитатель вносит втыкалочки и собачку. Игровая ситуация: к нам в гости пришла собачка, у нее нет дома. Игровая мотивация: давайте сделаем ей домик. Показ педагога: воспитатель берет лопатку и копает ямку, затем ставит на палочке в ямку. Действия детей. Поощрение: Молодцы, ребята, теперь у нее есть домик. Игра – забава «Рисование на песке». Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке. Оборудование: футляры от ручек. Приемы: 1. Игровая мотивация: воспитатель приглашает порисовать на песке. 2. Действия педагога: воспитатель начинает рисовать солнышко, а дети дорисовывает лучики. ( Травку, цветок) . 3. Указание: рисовать можно сидя. 4. Действия детей. 5. Поощрение: молодцы, вот какую красивую картинку. Играя, познавайте мир!