a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей в детском саду»

Автор: Лютенкова Елена Анатольевна Опубликовано: 2021-01-09 20:05:06

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей в детском саду» Для дошкольной педагогики экологическое воспитание- это новое направление, которое появилось на рубеже 80- х и 90- х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно- следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому- ознакомление с природой приняло природоохранную окраску. Экологическое воспитание- новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Цель экологического воспитания дошкольников- формирование начал экологической культуры- базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры- базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности- природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом- это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно- природным миром, который их окружает: растениями, животными( сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания- это задачи создания и реализации воспитательно- образовательной модели, при которой достигается эффект- очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение- конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого- педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг: • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития; • многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов; • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств. Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно- образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании. В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются, это: - наглядные( наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе) ; - словесные( беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов) ; - практические( экологические игры, опыты, труд в природе) . Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы: использование элементов ТРИЗ, проектной деятельности и др. На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительных группах детям предлагаются кроссворды. Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование. Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Использование моделей начинается уже с младшей группы. Но в этом возрасте используются только предметные модели, так как предмет легко узнаваем. В старшем дошкольном возрасте меняется уровень мышления детей – и меняются модели: появляются предметно- схематические и схематические модели. Таким образом, реализация программы формирования у детей начал экологической культуры возможна лишь посредством соответствующих методов и форм воспитательно- образовательной работы. В педагогическом процессе должны использоваться как традиционные так и инновационные методы.

Оставить комментарий: