«Итоговое сочинение в 11 классе. Совершенствование модели проведения итогового сочинения».
Документы для скачивания
Доклад учителя русского языка и литературы Остапенкео Н. Н. на МО учителей филологического цикла на тему: « Итоговое сочинение в 11 классе. Совершенствование модели проведения итогового сочинения». Итоговое сочинение( изложение) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации( ГИА) . Результатом итогового сочинения или изложения является «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена( ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена( ГВЭ) допускаются только выпускники, получившие «зачет». По желанию итоговое сочинение( изложение) могут писать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы. Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме в виде открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Направления тем сочинения публикуются на официальном сайте Минобрнауки России. Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Изложение вправе писать следующие категории лиц: - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети- инвалиды и инвалиды; - обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно- воспитательных- учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; - обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно- курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации. Особенности формулировок тем итогового сочинения Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера( - ов) из литературного материала. В 2020/ 2021 учебном году объявлены следующие пять открытых тематических направлений итогового сочинения, а также комментарии к ним: Забвению не подлежит; Я и другие; Время перемен; Разговор с собой; Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинения 2020/ 2021 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня( по одной теме от каждого общего тематического направления) . Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям: Тематическое направление Забвению не подлежит Комментарий Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, к ритики, публицистики, мемуарной прозы. Тематическое направление Я и другие Комментарий При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам( в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему. Тематическое направление Время перемен Комментарий В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники( художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику) , а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени »с его проблемами и противоречиями. Тематическое направление Разговор с собой Комментарий Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей( или поступков литературных героев) , стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, д невникам и публицистике. Тематическое направление Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Комментарий Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХ I века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики. При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны: соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения; соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения( не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения) ; соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения( давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях) ; нацеливать на рассуждение( наличие проблемы в формулировке) ; соответствовать возрастным особенностям выпускников( как основных участников) , времени, отведенному на написание сочинения( 3 ч 55 мин. ) ; быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам. Разработанные темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях( как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы) . Общие положения Категории участников итогового сочинения( изложения) Итоговое сочинение( изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI( XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для выпускников прошлых лет, обучающихся СПО, лиц, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, лиц со справкой об обучении. Изложение вправе писать участники с ОВЗ, участники – дети- инвалиды и инвалиды, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно- курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении( изложении) Для участия в итоговом сочинении( изложении) обучающиеся XI( XII) классов подают заявления( см. приложение 3) и согласия на обработку персональных данных( см. приложение 5) в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения( изложения) . Участники итогового сочинения( изложения) с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении( изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового сочинения( изложения) – дети- инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность. Лица, перечисленные в подпункте 2. 1. 2 настоящих Методических рекомендаций, не позднее чем за две недели до даты проведения итогового сочинения подают заявления( см. приложение 4) и согласия на обработку персональных данных( см. приложение 5) в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определяемые ОИВ. Лица, перечисленные в подпункте 2. 1. 2 настоящих Методических рекомендаций, с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а дети- инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность. Лица, перечисленные в подпункте 2. 1. 2 настоящих Методических рекомендаций, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных Порядком, которую указывают в заявлении. Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения( изложения) Итоговое сочинение( изложение) проводится в первую среду декабря. В 2020- 2021 уч. г. написание сочинения будет проведено не раньше 5 апреля 2021 года. Продолжительность написания итогового сочинения( изложения) составляет 3 часа 55 минут( 235 минут) . Для участников итогового сочинения( изложения) с ОВЗ, детей- инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения( изложения) увеличивается на 1, 5 часа. При продолжительности итогового сочинения( изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения( изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения( изложения) определяется ОИВ. В продолжительность написания итогового сочинения( изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия. Требования к сочинению: Требование № 1. «Объем итогового сочинения( изложения) » Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов( в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные) , то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом( такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) » и критериям оценивания) . В клетки по всем требованиям( № 1 и № 2) и критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения( изложения) » ставится «незачет». Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) » Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения( фрагментов сочинения) из какого- либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста( работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и( или) электронном виде, и др. ) . Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник( ссылка дается в свободной форме) . Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом( такое сочинение не проверяется по критериям оценивания) . Выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения( изложения) » ставится «незачет». Требования к изложению: Требование № 1. «Объем итогового изложения» Рекомендуемое количество слов – 200. Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов( в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные) , то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом( такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) » и критериям оценивания) . В клетки по всем требованиям( № 1 и № 2) и критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения( изложения) » ставится «незачет». Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения» Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого- либо источника( работа другого участника, исходный текст и др. ) . Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом( такое изложение не проверяется по критериям оценивания) . Если сочинение( изложение) не соответствует требованию № 1 и( или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом( такие итоговые сочинения( изложения) не проверяются по критериям оценивания) . Выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения( изложения) » ставится «незачет». Итоговое сочинение( изложение) , соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы: Сочинение Изложение 1. Соответствие теме 1. Содержание изложения 2. Аргументация. Привлечение литературного материала 2. Логичность изложения 3. Композиция и логика рассуждения 3. Использование элементов стиля исходного текста 4. Качество письменной речи 5. Грамотность Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям( по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) , а также «зачет» по одному из других критериев. Итоговое сочинение( изложение) для лиц с ОВЗ, детей- инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. В данном случае к эксперту поступают копии бланков итогового сочинения( изложения) от участников итогового сочинения( изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой «Х» в поле «В устной форме», подтвержденной подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения( изложения) в образовательных организациях( в местах, определенных ОИВ) . В таком случае оценивание итогового сочинения( изложения) указанной категории участников проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения( изложения) » и «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) ». Итоговое сочинение( изложение) , соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение( изложение) необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4. Итоговое сочинение( изложение) в устной форме по критерию № 5 не проверяется и отметка в соответствующее поле «Критерий 5» не вносятся( остается пустым) . Порядок проверки и оценивания итогового сочинения( изложения) экспертами Технический специалист передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертам. Эксперты перед осуществлением проверки итогового сочинения( изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения( изложения) требований «Объем сочинения( изложения) » и «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) » 11. При проверке итогового сочинения( изложения) по требованию № 1 «Объем сочинения( изложения) » следует учитывать правила подсчёта слов, которые совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, написанных в рамках единого государственного экзамена( ЕГЭ) и основного государственного экзамена( ОГЭ) по русскому языку и литературе. В ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, а также в итоговом сочинении( изложении) приняты единые подходы к подсчету слов. При подсчёте слов в сочинении( изложении) учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела( например, «всё- таки» – одно слово, «всё же» – два слова) . Инициалы с фамилией считаются одним словом( например, «М. Ю. Лермонтов» – одно слово) . Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются( например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова) . Безусловно, в лингвистике понятие «слово» значительно сложнее. Одну лексик о- грамматическую или семантическую единицу могут образовать несколько слов. Ниже приведены некоторые примеры: словоформы: повелительное наклонение( «пусть напишут») , будущее время( «буду играть») , сравнительная степень( «менее громко») ; части речи: составные предлоги( «в течение») ; составные союзы( «несмотря на то, что») ; составные числительные( «триста тридцать пять») ; имена собственные: имена людей( «Николай Васильевич Гоголь») ; названия произведений( «Война и мир») , топонимы( Белогорская крепость) ; фразеологизмы: «душа в душу»; члены предложения: осложненные сказуемые( «знай себе отдыхает», « говорят не наговорятся) . При подсчете слов не следует рассматривать слово как лексико- грамматическую или семантическую единицу, необходимо учитывать авторскую орфографию( « Белогорская крепость» – 2 слова; «Александр Сергеевич Пушкин» – 3 слова; «А. С. Пушкин» – 1 слово; «для того чтобы» – 3 слова; «в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов; «в возрасте 22 лет» – 3 слова; « влесу( ошибочное слитное написание) » – 1 слово; «черно белый( ошибочное раздельное написание) » – 2 слова) . После проверки установленных требований № 1 и № 2 эксперты приступают к проверке сочинения( изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения( изложения) по критериям оценивания, выставляют «незачет» по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований. При проверке итогового сочинения по Критерию № 1 «Соответствие теме» нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее раскрытия. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. При оценке сочинения по данному критерию не учитываются логические ошибки( они выявляются при оценке сочинения по Критерию № 3) . При проверке итогового сочинения по Критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» нужно учитывать следующее. В соответствии с данным критерием участник сочинения подкрепляет аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Участник может привлекать произведения устного народного творчества( за исключением малых жанров) , художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научн о- популярную литературу( в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую) , дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе( аргументы примерами не подкрепляются) . Если в итоговом сочинении осуществлена опора на фрагмент текста из пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку( произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента) , то такой литературный аргумент не засчитывается. Также необходимо учитывать, что участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые могут существенно отличаться от школьных критериев. Например, вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами( их нужно рассматривать как органическую часть сочинения) . При проверке итогового сочинения( изложения) по Критерию № 5 «Грамотность» следует обратить внимание на то, что в критерии не указано, как должны локализоваться ошибки в работе выпускника. Так, если подавляющее большинство ошибок располагается в какой- то одной части работы, в расчет берется общее количество слов, написанных участником итогового сочинения( изложения) . При проверке сочинения( изложения) рекомендуется традиционным способом отметить все ошибки на полях копий бланков, учесть однотипные и негрубые ошибки и, произведя после этого подсчет, соотнести полученную цифру с количеством слов в работе( речевые ошибки в данном критерии не учитываются) . Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то на 20 слов – одна ошибка. Общее количество слов в конкретном сочинении делится на 20. Полученное число округляется. Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18, 5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения( изложения) может получить «зачет» по Критерию № 5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется «незачет». При соотнесении количества ошибок и количества слов в итоговом сочинении( изложении) берутся конечные числа, полученные при подсчете по итогам проверки всего итогового сочинения( изложения) в целом. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: в написании фамилий, имен автора и героев произведений( включая анализируемый текст) ; в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война; в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива; в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например( слова даны в неискаженном написании) : глухонемой, нефтегазовый, военно- ист орический, гражданско- правовой, л итературно- художественный, индоевропейский, научно- исследовательский, хлебобулочный; в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: ( активно) действующий, ( сильно) действующий, ( болезненно) тоскливый; в необоснованном написании прилагательных на- с кий с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой( кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым) ; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических( в армии, в роще; колют, борются) и фонетических( пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое( опорное) слово или его форму( вода – воды; рот – ротик; грустный – грустить; резкий – резок) . Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. При выявлении ошибок, влияющих на выставление «зачета» за итоговое сочинение по Критерию № 5, предлагается использовать «Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению», за итоговое изложение – предлагается использовать «Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению»( документы опубликованы на сайте http: / / www. fipi. ru/ ) . Проведение повторной проверки итогового сочинения( изложения) В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения( изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата( «незачет») за итоговое сочинение( изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения( изложения) комиссией по проверке итогового сочинения( изложения) другой образовательной организации или комиссией по проверке итогового сочинения( изложения) в местах, определенных ОИВ. Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения( изложения) указанной категории обучающихся определяет ОИВ. Структура итогового сочинения Любое сочинение состоит из трех частей: I. Вступление ( 60- 70 слов) . Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. II. Основная часть ( включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. Т e зис 1 ( 20- 30 слов) Д o кaзaтeльствa, пpимepы( oдин или нeскoлькo) Мик po вывoд( oбoбщeниe нaписaннoгo) Л o гичeский пepeхoд к нoвoй мысли Т e зис 2 Д o кaзaтeльствa, пpимepы Мик po вывoд Л o гичeский пepeхoд к нoвoй мысли Т e зис 3 Д o кaзaтeльствa, пpимepы Мик po вывoд I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов: объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; ответ- тезис на главный вопрос темы. Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа: тема- вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что. . . », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли. . . » и т. д. , тема- утверждение ( в т. ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение ( ключевые слова) . Нужно сформулировать свое суждение о II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. В каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Помни! По o бъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe. Т e зис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин. Оптим a льнoe кoличeствo – 2. К a ждoму тeзису – свoй apгумeнт! Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации. Аргумент нужно: привести из литературных источников. в ыделить в отдельный абзац. в конце каждого абзаца написать микровывод. к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент! Аргумент состоит из 3 элементов: Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр( если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок) . Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем геро я( - ев) . Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда- то, сделал то- то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод ( он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста) : в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. . . » и т. п. III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. 4 способа закончить сочинение: Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. Заключение- призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю! ». Лучше не использовать глаголы 2- го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. . Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что- нибудь позитивное. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, ( например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово. Клише для итогового сочинения 2020- 2021 по литературе Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения. Клише к итоговому сочинению: Для вступления Конечно, каждый человек по- своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям. Конечно, каждый человек по- своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . . . Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что. . . Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …( некое понятие) . Я считаю, что … Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . . . Для перехода к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема. . . Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к. . . Обратимся к произведениям художественной литературы За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о. . . , я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором. . . Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . . . ( ответ на вопрос, заданный во вступлении) Для тезисов Сегодня мы понимаем, что. . . ( основная мысль сочинения) Конечно, каждый человек по- своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . . . ( основная мысль сочинения) . Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. . . ( основная мысль сочинения) Для аргументов Обращение к произведению Так, в лирическом стихотворении( название) поэт( имя) обращается к теме… Тема( …. ) затрагивается в романе…( автор, название) . Тема( . . . ) раскрывается в произведении…( автор, название) . Проблема( варварского отношения к природе и т. п. ) волновала многих писателей. Обращается к ней и. . . ( имя писателя) в. . . ( название произведения) . Идея( единства природы человека и т. п. ) выражена в стихотворении…( автор, название) . Мысль о необходимости( защищать природу и т. п. ) выражена и в романе…( автор, название) . Вспомним героя повести…( автор, название) . Обратимся к роману…( автор, название) . Лирический герой стихотворения …( автор, название) тоже размышляет об этом. Интерпретация произведения или его фрагмента: Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на … Этот поступок героя говорит о. . . Мы видим, что герой поступил так потому. . . Автор показывает, к каким последствиям привело. . . Этому герою/ поступку автор противопоставляет. . . Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает… Промежуточный вывод: Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. Мы можем прийти к выводу. . . Для заключения Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… Невольно напрашивается вывод… Таким образом, мы приходим к выводу: … Итак, можно сделать вывод, что… В заключение хочется призвать людей к … Т ак давайте не забывать о. . . ! Будем помнить о. . . ! Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … Обобщая сказанное, хочу сказать, что… Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что. . . Заканчивая рассуждение на тему «. . . », нельзя не сказать, что люди должны…( Цитата) «. . . , »- писал. . . . В этих словах выражена мысль о. . . . Автор текста тоже считает, что. … К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «. . . »? Думаю, надо… Алгоритм написания итогового сочинения 2020- 2021 Алгоритм работы над сочинением: Внимательно прочитать формулировку темы. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу? », «Что я могу сказать по этому поводу? ». Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним- двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения. Потом займи другую( противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту. Выстрой логическую последовательность своих доказательств. Запиши их, составляя план. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком! ! !
Доклад учителя русского языка и литературы Остапенкео Н. Н. на МО учителей филологического цикла на тему: « Итоговое сочинение в 11 классе. Совершенствование модели проведения итогового сочинения». Итоговое сочинение( изложение) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации( ГИА) . Результатом итогового сочинения или изложения является «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена( ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена( ГВЭ) допускаются только выпускники, получившие «зачет». По желанию итоговое сочинение( изложение) могут писать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы. Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме в виде открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Направления тем сочинения публикуются на официальном сайте Минобрнауки России. Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Изложение вправе писать следующие категории лиц: - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети- инвалиды и инвалиды; - обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно- воспитательных- учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; - обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно- курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации. Особенности формулировок тем итогового сочинения Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера( - ов) из литературного материала. В 2020/ 2021 учебном году объявлены следующие пять открытых тематических направлений итогового сочинения, а также комментарии к ним: Забвению не подлежит; Я и другие; Время перемен; Разговор с собой; Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинения 2020/ 2021 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня( по одной теме от каждого общего тематического направления) . Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям: Тематическое направление Забвению не подлежит Комментарий Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, к ритики, публицистики, мемуарной прозы. Тематическое направление Я и другие Комментарий При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам( в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему. Тематическое направление Время перемен Комментарий В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники( художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику) , а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени »с его проблемами и противоречиями. Тематическое направление Разговор с собой Комментарий Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей( или поступков литературных героев) , стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, д невникам и публицистике. Тематическое направление Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Комментарий Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХ I века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики. При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны: соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения; соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения( не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения) ; соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения( давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях) ; нацеливать на рассуждение( наличие проблемы в формулировке) ; соответствовать возрастным особенностям выпускников( как основных участников) , времени, отведенному на написание сочинения( 3 ч 55 мин. ) ; быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам. Разработанные темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях( как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы) . Общие положения Категории участников итогового сочинения( изложения) Итоговое сочинение( изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI( XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для выпускников прошлых лет, обучающихся СПО, лиц, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, лиц со справкой об обучении. Изложение вправе писать участники с ОВЗ, участники – дети- инвалиды и инвалиды, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно- курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении( изложении) Для участия в итоговом сочинении( изложении) обучающиеся XI( XII) классов подают заявления( см. приложение 3) и согласия на обработку персональных данных( см. приложение 5) в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения( изложения) . Участники итогового сочинения( изложения) с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении( изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового сочинения( изложения) – дети- инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность. Лица, перечисленные в подпункте 2. 1. 2 настоящих Методических рекомендаций, не позднее чем за две недели до даты проведения итогового сочинения подают заявления( см. приложение 4) и согласия на обработку персональных данных( см. приложение 5) в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определяемые ОИВ. Лица, перечисленные в подпункте 2. 1. 2 настоящих Методических рекомендаций, с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а дети- инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность. Лица, перечисленные в подпункте 2. 1. 2 настоящих Методических рекомендаций, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных Порядком, которую указывают в заявлении. Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения( изложения) Итоговое сочинение( изложение) проводится в первую среду декабря. В 2020- 2021 уч. г. написание сочинения будет проведено не раньше 5 апреля 2021 года. Продолжительность написания итогового сочинения( изложения) составляет 3 часа 55 минут( 235 минут) . Для участников итогового сочинения( изложения) с ОВЗ, детей- инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения( изложения) увеличивается на 1, 5 часа. При продолжительности итогового сочинения( изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения( изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения( изложения) определяется ОИВ. В продолжительность написания итогового сочинения( изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия. Требования к сочинению: Требование № 1. «Объем итогового сочинения( изложения) » Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов( в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные) , то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом( такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) » и критериям оценивания) . В клетки по всем требованиям( № 1 и № 2) и критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения( изложения) » ставится «незачет». Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) » Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения( фрагментов сочинения) из какого- либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста( работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и( или) электронном виде, и др. ) . Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник( ссылка дается в свободной форме) . Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом( такое сочинение не проверяется по критериям оценивания) . Выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения( изложения) » ставится «незачет». Требования к изложению: Требование № 1. «Объем итогового изложения» Рекомендуемое количество слов – 200. Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов( в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные) , то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом( такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) » и критериям оценивания) . В клетки по всем требованиям( № 1 и № 2) и критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения( изложения) » ставится «незачет». Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения» Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого- либо источника( работа другого участника, исходный текст и др. ) . Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом( такое изложение не проверяется по критериям оценивания) . Если сочинение( изложение) не соответствует требованию № 1 и( или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом( такие итоговые сочинения( изложения) не проверяются по критериям оценивания) . Выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения( изложения) » ставится «незачет». Итоговое сочинение( изложение) , соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы: Сочинение Изложение 1. Соответствие теме 1. Содержание изложения 2. Аргументация. Привлечение литературного материала 2. Логичность изложения 3. Композиция и логика рассуждения 3. Использование элементов стиля исходного текста 4. Качество письменной речи 5. Грамотность Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям( по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) , а также «зачет» по одному из других критериев. Итоговое сочинение( изложение) для лиц с ОВЗ, детей- инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. В данном случае к эксперту поступают копии бланков итогового сочинения( изложения) от участников итогового сочинения( изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой «Х» в поле «В устной форме», подтвержденной подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения( изложения) в образовательных организациях( в местах, определенных ОИВ) . В таком случае оценивание итогового сочинения( изложения) указанной категории участников проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения( изложения) » и «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) ». Итоговое сочинение( изложение) , соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение( изложение) необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4. Итоговое сочинение( изложение) в устной форме по критерию № 5 не проверяется и отметка в соответствующее поле «Критерий 5» не вносятся( остается пустым) . Порядок проверки и оценивания итогового сочинения( изложения) экспертами Технический специалист передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертам. Эксперты перед осуществлением проверки итогового сочинения( изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения( изложения) требований «Объем сочинения( изложения) » и «Самостоятельность написания итогового сочинения( изложения) » 11. При проверке итогового сочинения( изложения) по требованию № 1 «Объем сочинения( изложения) » следует учитывать правила подсчёта слов, которые совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, написанных в рамках единого государственного экзамена( ЕГЭ) и основного государственного экзамена( ОГЭ) по русскому языку и литературе. В ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, а также в итоговом сочинении( изложении) приняты единые подходы к подсчету слов. При подсчёте слов в сочинении( изложении) учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела( например, «всё- таки» – одно слово, «всё же» – два слова) . Инициалы с фамилией считаются одним словом( например, «М. Ю. Лермонтов» – одно слово) . Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются( например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова) . Безусловно, в лингвистике понятие «слово» значительно сложнее. Одну лексик о- грамматическую или семантическую единицу могут образовать несколько слов. Ниже приведены некоторые примеры: словоформы: повелительное наклонение( «пусть напишут») , будущее время( «буду играть») , сравнительная степень( «менее громко») ; части речи: составные предлоги( «в течение») ; составные союзы( «несмотря на то, что») ; составные числительные( «триста тридцать пять») ; имена собственные: имена людей( «Николай Васильевич Гоголь») ; названия произведений( «Война и мир») , топонимы( Белогорская крепость) ; фразеологизмы: «душа в душу»; члены предложения: осложненные сказуемые( «знай себе отдыхает», « говорят не наговорятся) . При подсчете слов не следует рассматривать слово как лексико- грамматическую или семантическую единицу, необходимо учитывать авторскую орфографию( « Белогорская крепость» – 2 слова; «Александр Сергеевич Пушкин» – 3 слова; «А. С. Пушкин» – 1 слово; «для того чтобы» – 3 слова; «в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов; «в возрасте 22 лет» – 3 слова; « влесу( ошибочное слитное написание) » – 1 слово; «черно белый( ошибочное раздельное написание) » – 2 слова) . После проверки установленных требований № 1 и № 2 эксперты приступают к проверке сочинения( изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения( изложения) по критериям оценивания, выставляют «незачет» по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований. При проверке итогового сочинения по Критерию № 1 «Соответствие теме» нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее раскрытия. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. При оценке сочинения по данному критерию не учитываются логические ошибки( они выявляются при оценке сочинения по Критерию № 3) . При проверке итогового сочинения по Критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» нужно учитывать следующее. В соответствии с данным критерием участник сочинения подкрепляет аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Участник может привлекать произведения устного народного творчества( за исключением малых жанров) , художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научн о- популярную литературу( в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую) , дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе( аргументы примерами не подкрепляются) . Если в итоговом сочинении осуществлена опора на фрагмент текста из пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку( произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента) , то такой литературный аргумент не засчитывается. Также необходимо учитывать, что участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые могут существенно отличаться от школьных критериев. Например, вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами( их нужно рассматривать как органическую часть сочинения) . При проверке итогового сочинения( изложения) по Критерию № 5 «Грамотность» следует обратить внимание на то, что в критерии не указано, как должны локализоваться ошибки в работе выпускника. Так, если подавляющее большинство ошибок располагается в какой- то одной части работы, в расчет берется общее количество слов, написанных участником итогового сочинения( изложения) . При проверке сочинения( изложения) рекомендуется традиционным способом отметить все ошибки на полях копий бланков, учесть однотипные и негрубые ошибки и, произведя после этого подсчет, соотнести полученную цифру с количеством слов в работе( речевые ошибки в данном критерии не учитываются) . Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то на 20 слов – одна ошибка. Общее количество слов в конкретном сочинении делится на 20. Полученное число округляется. Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18, 5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения( изложения) может получить «зачет» по Критерию № 5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется «незачет». При соотнесении количества ошибок и количества слов в итоговом сочинении( изложении) берутся конечные числа, полученные при подсчете по итогам проверки всего итогового сочинения( изложения) в целом. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: в написании фамилий, имен автора и героев произведений( включая анализируемый текст) ; в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война; в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива; в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например( слова даны в неискаженном написании) : глухонемой, нефтегазовый, военно- ист орический, гражданско- правовой, л итературно- художественный, индоевропейский, научно- исследовательский, хлебобулочный; в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: ( активно) действующий, ( сильно) действующий, ( болезненно) тоскливый; в необоснованном написании прилагательных на- с кий с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой( кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым) ; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических( в армии, в роще; колют, борются) и фонетических( пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое( опорное) слово или его форму( вода – воды; рот – ротик; грустный – грустить; резкий – резок) . Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. При выявлении ошибок, влияющих на выставление «зачета» за итоговое сочинение по Критерию № 5, предлагается использовать «Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению», за итоговое изложение – предлагается использовать «Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению»( документы опубликованы на сайте http: / / www. fipi. ru/ ) . Проведение повторной проверки итогового сочинения( изложения) В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения( изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата( «незачет») за итоговое сочинение( изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения( изложения) комиссией по проверке итогового сочинения( изложения) другой образовательной организации или комиссией по проверке итогового сочинения( изложения) в местах, определенных ОИВ. Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения( изложения) указанной категории обучающихся определяет ОИВ. Структура итогового сочинения Любое сочинение состоит из трех частей: I. Вступление ( 60- 70 слов) . Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. II. Основная часть ( включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. Т e зис 1 ( 20- 30 слов) Д o кaзaтeльствa, пpимepы( oдин или нeскoлькo) Мик po вывoд( oбoбщeниe нaписaннoгo) Л o гичeский пepeхoд к нoвoй мысли Т e зис 2 Д o кaзaтeльствa, пpимepы Мик po вывoд Л o гичeский пepeхoд к нoвoй мысли Т e зис 3 Д o кaзaтeльствa, пpимepы Мик po вывoд I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов: объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; ответ- тезис на главный вопрос темы. Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа: тема- вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что. . . », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли. . . » и т. д. , тема- утверждение ( в т. ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение ( ключевые слова) . Нужно сформулировать свое суждение о II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. В каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Помни! По o бъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe. Т e зис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин. Оптим a льнoe кoличeствo – 2. К a ждoму тeзису – свoй apгумeнт! Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации. Аргумент нужно: привести из литературных источников. в ыделить в отдельный абзац. в конце каждого абзаца написать микровывод. к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент! Аргумент состоит из 3 элементов: Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр( если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок) . Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем геро я( - ев) . Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда- то, сделал то- то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод ( он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста) : в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. . . » и т. п. III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. 4 способа закончить сочинение: Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. Заключение- призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю! ». Лучше не использовать глаголы 2- го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. . Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что- нибудь позитивное. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, ( например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово. Клише для итогового сочинения 2020- 2021 по литературе Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения. Клише к итоговому сочинению: Для вступления Конечно, каждый человек по- своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям. Конечно, каждый человек по- своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . . . Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что. . . Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …( некое понятие) . Я считаю, что … Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . . . Для перехода к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема. . . Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к. . . Обратимся к произведениям художественной литературы За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о. . . , я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором. . . Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . . . ( ответ на вопрос, заданный во вступлении) Для тезисов Сегодня мы понимаем, что. . . ( основная мысль сочинения) Конечно, каждый человек по- своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . . . ( основная мысль сочинения) . Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. . . ( основная мысль сочинения) Для аргументов Обращение к произведению Так, в лирическом стихотворении( название) поэт( имя) обращается к теме… Тема( …. ) затрагивается в романе…( автор, название) . Тема( . . . ) раскрывается в произведении…( автор, название) . Проблема( варварского отношения к природе и т. п. ) волновала многих писателей. Обращается к ней и. . . ( имя писателя) в. . . ( название произведения) . Идея( единства природы человека и т. п. ) выражена в стихотворении…( автор, название) . Мысль о необходимости( защищать природу и т. п. ) выражена и в романе…( автор, название) . Вспомним героя повести…( автор, название) . Обратимся к роману…( автор, название) . Лирический герой стихотворения …( автор, название) тоже размышляет об этом. Интерпретация произведения или его фрагмента: Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на … Этот поступок героя говорит о. . . Мы видим, что герой поступил так потому. . . Автор показывает, к каким последствиям привело. . . Этому герою/ поступку автор противопоставляет. . . Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает… Промежуточный вывод: Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. Мы можем прийти к выводу. . . Для заключения Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… Невольно напрашивается вывод… Таким образом, мы приходим к выводу: … Итак, можно сделать вывод, что… В заключение хочется призвать людей к … Т ак давайте не забывать о. . . ! Будем помнить о. . . ! Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … Обобщая сказанное, хочу сказать, что… Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что. . . Заканчивая рассуждение на тему «. . . », нельзя не сказать, что люди должны…( Цитата) «. . . , »- писал. . . . В этих словах выражена мысль о. . . . Автор текста тоже считает, что. … К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «. . . »? Думаю, надо… Алгоритм написания итогового сочинения 2020- 2021 Алгоритм работы над сочинением: Внимательно прочитать формулировку темы. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу? », «Что я могу сказать по этому поводу? ». Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним- двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения. Потом займи другую( противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту. Выстрой логическую последовательность своих доказательств. Запиши их, составляя план. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком! ! !