Инновационный проект для подготовительной группы на 2020-2021 учебный год "Пластилинография".

Опубликовано: 11:19:22 17-01-2021

Автор: Неверова Юлия Викторовна

Пластилинография — это сравнительно новый жанр (вид) изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Документы для скачивания:

58033_proekt plastilin.docx
Формат: .docx

58034_Perspektivnoe planirovanie po plastinografii.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

58033_proekt plastilin.docx

МБОУ «Верх- Катунская СОШ» Структурное подразделение детский сад Проект ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1333501333500 Разработала воспитатель: Неверова Ю. В. 2020- 2021 Актуальность «Дети всегда охотно чем– нибудь занимаются. Это весьма полезно, а поэтому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Ян Амос Каменский В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Проблема развития мелкой моторики в учебной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Пластилинография   — это сравнительно новый жанр ( вид) изобразительной деятельности. Понятие « пластилинография » имеет два смысловых корня:  «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых случаях в технике  пластилинографии  производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются  пластилинографией. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в  пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям любого возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия  пластилинографией  способствуют развитию таких психических процессов,  как: вн имание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.   Пластилинография  способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно- значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь  пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. Одним из несомненных достоинств занятий по  пластилинографии  с детьми до школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность  пластилинографией  позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях ( по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д. ) . Цель:  Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности до школьников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства Задачи: - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством  пластилинографии. - Учить основным приемам  пластилинографии  ( надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) . - Учить работать на заданном пространстве. - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, а затем по словесному указанию. - Учить обследовать различные объекты ( предметы)  с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета. - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. - Развивать изобразительную деятельность детей. - Развивать интерес к процессу и результатам работы. - Развивать интерес к коллективной работе. Принципы реализации пластилинографии: 1. Принцип развивающего обучения. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие. 2. Принцип воспитывающего обучения. Обучая технике « Пластилинография » воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. Обучая технике  пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус. 3. Принцип свободы выбора. Детям представлена возможность, самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности. 4. Принцип личностно – ориентированного обучения. Данный принцип заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям. 5. Принцип интеграции. Художественная деятельность взаимосвязана: - с различными видами изобразительного искусства( жанрами живописи, декоративно- прикладным искусством, скульптурой, архитектурой) ; - с разными видами деятельности детей( рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала) . 6. Принцип обогащения. Происходит обогащение сенсорно- чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей. Этапы реализации проекта. 1. Подготовительный. - Освоить прием вдавливания и размазывания пластилина подушечкой пальца. - Освоить правильную постановку пальца. - Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. - Научиться работать на ограниченном пространстве. 2. Основной. - Научиться не выходить за контур рисунка. - Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. - Использовать несколько цветов пластилина. - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы ( семена, перышки и т. д. ) . - Научиться пользоваться специальной стекой- печаткой. - Научиться доводить дело до конца. - Научиться аккуратно, выполнять свои работы. - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми. - Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий. 3. Итоговый- Самостоятельно решать творческие задачи. - Самостоятельно выбирать рисунок для работы. - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности. Приёмы рисования пластилином: - рисование пластилиновыми верёвочками или «жгутики»; - рисование мазками; - заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками; - процарапывание по пластилину; - вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами. Дети ещё в младшем возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают «колбаски» и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепливают детали изображения друг с другом. Позднее, при знакомстве с  пластилинографией, дети овладевают новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку». В более старшем возрасте, дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы. Поэтому работы, которые выполняют дети, могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты, а могут и создавать жанровые картинки. Возможно выполнение коллективных работ, включение в изображение дополнительных материалов( семян, крупы, блесток, ниток и пр. ) , смешение техник( налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии) . Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать. Таким образом,   пластилинография  – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей детей любого возраста.

58034_Perspektivnoe planirovanie po plastinografii.docx

Перспективное планирование по пластилинографии для подготовительной группы. Октябрь 1- 2 недели Тема: «Листья кружатся» Цель: ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, ( Загибают пальчики, начиная с большого. ) Будем листья собирать. ( Сжимают и разжимают кулачки. ) Листья березы, ( Загибают пальчики, начиная с большого. ) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. ( «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками. ) 3- 4 недели Тема: «Урожай собирай и на зиму запасай! » Цель: Учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, познакомить с понятием – натюрморт; закреплять приемы работы в технике «пластилинография»: отщипывание, раскатывание, придавливание. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, сенсорную сферу, внимание, фантазию, эстетическое восприятие. Расширять знания детей об овощах и фруктах их пользе для здоровья человека; воспитывать усидчивость, самостоятельность. Пальчиковая гимнастика «Овощи – фрукты» В огороде много гряд, ( Сжимают и разжимают пальцы. ) Тут и репа, и салат, ( Загибают пальцы поочерёдно. ) Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород( Хлопают в ладоши. ) Нас прокормит целый год. Ноябрь 1- 2 недели Тема: «Грибы- грибочки выросли в лесочке» Цель: продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии; формировать у детей обобщенное понятие о грибах; уметь передавать их природные особенности, цвет; напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе. Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу. Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца. Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. 3- 4 недели Тема: «Волшебные зонтики! » Цель: учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок. Развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к пластилинографии. Пальчиковая гимнастика «Дождик» Дождик, Дождик, поливай( на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь) , Будет хлеба каравай( указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке) . Будут булки Будут сушки, Будут пряники, Ватрушки. ( перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке Декабрь 1- 2 недели Тема: «Снеговик, снеговик, Он не мал и не велик» Цель: продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии- скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхно сти, заполняя поверхно сть изображаемого объект а, соответствующего цвета, слегка прижать. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании. Развивать мелкую моторику. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Пальчиковая гимнастика «Зима» Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони. Да похлопаем в ладошки. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть Сильно надо растереть. ладонь о ладонь. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем – разжимаем! Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки. 3- 4 недели Тема: «Игрушка новогодняя» Цель: Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии- скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхно сти, заполняя поверхно сть изображаемого объект а, соответствующего цвета, слегка прижать. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник» Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями. Январь 1- 2 недели каникулы 3- 4 недели Тема: «Волшебная снежинка» Цель: Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, фантазию, общую и мелкую моторику. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов. Пальчиковая гимнастика «Снег» Снег зимой летает опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами Тихо отдыхает. сжимаем и разжимаем пальцы рук Я его жалею и в ладонях грею. Одна ладонь накрывает другую- «лепим снежок», дуем на руки Февраль 1- 2 недели Тема: «Сердечки» Цель: Познакомить с обратной пластилинографией( витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности( с обозначением контура) , использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность( прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д. ) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук. Пальчиковая гимнастика «Семья» Раз, два, три, четыре! хлопают в ладоши Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! хлопают в ладоши Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я поочередное поглаживаниеВот и вся моя семья! массаж всех десяти пальцев 3- 4 недели Тема: «Кораблик для папы» Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении. Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества» Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках, Удалые молодцы. потом сжать их в кулак. Два больших и крепких малых Приподнять два больших пальца, И солдат в боях бывалых. другие крепко прижать к столу. Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы, Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу. Два героя безымянных, Приподнять средние пальцы, Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу. Два мизинца – коротышки – Приподнять безымянные пальцы, Очень славные мальчишки! другие крепко прижать к столу. Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу. Март 1- 2 недели Тема: «Блюдце и чашка» Цель: Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; закрепить представление о посуде. Учить описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки; развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение детей к посуде, культурно- гигиенические навыки, правила культурного поведения. Пальчиковая гимнастика «Помощники» Раз, два, три, четыре, Удары кулачками др. о друга. Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой. Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Загибают пальчики, Мы посуду перемыли: начиная с большого. Только чашку мы разбили, Одна ладонь скользит по другой. Ковшик тоже развалился, Загибают пальчики, Нос у чайника отбился. начиная с большого. Ложку мы чуть- чуть сломали, Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга. 3- 4 недели Тема: «Ромашки» Цель: Учить передавать форму предмета и природные особенности растения посредством пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения; развивать мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. Воспитывать познавательный интерес к природе, расширять знания о полевых цветах Пальчиковая гимнастика «Цветы» Ромашки белые цветки – Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки- ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки. Апрель 1- 2 недели Тема: «Пасхальное яйцо» Цель: Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений. Формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; познакомить с новым видом пластилинографии – многослойная; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории. Пальчиковая гимнастика «Грачи» Мы лепили куличи. «Лепить пирожок» Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями» Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди А второй ему помог. на одной руке. Третий грач накрыл на стол, А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке. Выходи грачей считать. 3- 4 недели Тема: «Бабочка красавица! » Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект- «бабочку». Закреплять умения и навыки в работе с пластилином- отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе многослойной пластилинографии. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук; расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к природе. Пальчиковая гимнастика «Бабочка» Ах, красавица какаяЭта бабочка большая! Над цветами полеталаИ мгновенно вдруг пропала. Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки. Май 1- 2 недели Тема: «Подсолнух – солнечный цветок! » Цель: Учить «рисовать» пластилином «подсолнух», создавая объект на горизонтальной плоскости. Закреплять умение, используя цветовую гамму и знакомые приемы лепки, точно передавать характерные особенности цветка; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, общую и мелкую моторику рук; расширять знания детей о значении подсолнуха, воспитывать любовь к природе. Пальчиковая гимнастика «Подсолнух» У подсолнуха ладонь о- го- го! показать левую ладонь Сто семян в ладони щедрой у него постучать пальцами В тесноте, да не в обиде все сидят, сжать ладони в плотный кулак С ясным солнышком о лете говорят. поднять обе руки наверх, растопырить пальчики Подведение итогов: Оформление выставки «Пластилиновые чудеса»- галерея лучших детских работ.

Оставить комментарий: