Уровни состояния речи обучающихся
Документы для скачивания
При контрольных проверках выявляется навык слухо- зрительного восприятия устной речи. Обучающимся предъявляется по 10 фраз( всего 20) из речевого материала индивидуальных занятий. Эти фразы воспринимаются школьниками слухо- зрительно с помощью индивидуального слухового аппарата. Уровень восприятия фразы фиксируется в таблице- количество воспринятых слов; слухо- зрительно или по табличкам. При обработке ответов учащихся используется формула, предложенная Э. В. Мироновой и П. Б. Шошиным: F × ∑ ra+ ∑g Р= - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2∑r Р – уровень слухо- зрительного восприятия фразы; F – общее количество фраз, принятых по смыслу; g – количество слов, принятых во фразе; a – количество фраз в списке; r- количество слов во фразе; ∑- сумма. В результате получается уровень( процент) восприятия фраз учеником. Проверка уровня состояния устной речи Контрольно- обобщающий урок проводится в конце учебного года. Подготовка и проведение контрольно- обобщающего урока проходит в несколько этапов. На первом этапе определяется тема – за четыре недели до контрольно обобщающего урока. На втором этапе учитель слуховой работы подбирает речевой материал. Обязательным условием является участие в контрольно- обобщающем уроке всех обучающихся класса. Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка( наличие звуков в речи ребенка, которыми насыщается выступление; увеличивается объем текста для хорошо успевающего обучающегося и сокращается для слабоуспевающего) . На третьем этапе за три недели до контрольно- обобщающего урока начинается непосредственная подготовка: работа над произнесением текста каждого школьника, репетиции. Педагог слушает речь обучающегося, оценивают ее в баллах по специальным критериям и заносят их в таблицу. Баллы каждого ребенка суммируются, и выводится средняя оценка. По средней оценке определяется уровень состояния речи. Критерии оценки речевой деятельности учащегося на контрольно – обобщающем уроке Знание речевого материала 5 – без ошибок 4 – с запинками 3 – ученик подглядывает в листочек 2 – читает по бумажке 1 – читает с запинками Общая внятность речи 5 – речь внятная, смысл всего речевого материала понятен 4 – речь недостаточно внятная. Смысл не понятен. Понятны отдельные слова и фразы. 3 – речь маловнятная, понятны отдельные слова. 2 – речь невнятная, непонятны даже отдельные слова. 0 – речи нет Выразительность 5 – соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию. Артистичность. 4 – соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию в отдельных случаях. 3 – выражено в меньшей степени. 2 – не выражено Нормы орфоэпии 5 – соблюдает все нормы 4 – нормы знает, но может допустить ошибки 3 – много ошибок 2 – не соблюдает Слитность 5 – речь слитная, плавная, без ошибок 4 – то же, но с незначительными ошибками 3 – скандированная речь 2 – послоговое чтение 1 – побуквенное чтение Ударение 5 – без ошибок 4 – единичные ошибки 3 – равноударное Чтение материала( знакомого и незнакомого) 5 – читает с соблюдением норм орфоэпии, соблюдает паузы, словесное и логическое ударение 4 – допускает незначительные ошибки( сам себя исправляет) 3 – допускает ошибки( исправляет по подсказке учителя) 2 – допускает ошибки( не исправляет даже после подсказки учителя) . Уровень состояния речи определяется по средней оценке речевой деятельности обучающихся. Уровни состояния речи: I уровень – высокий, общение со слышащими вызывает незначительные трудности в понимании отдельных слов, но общий смысл высказывания понятен. Средний балл 4, 50 – 5. II уровень – выше среднего, общение со слышащими вызывает затруднения в понимании отдельных фраз. Общий смысл высказываний может быть в основном понятен. Средний балл 4, 00 – 4, 49. III уровень – средний, состояние речи вызывает трудности в понимании смысла высказывания. Могут быть понятны отдельные слова или фразы. Средний балл 3, 50 – 3, 99. IV уровень – ниже среднего, состояние речи практически не позволяет понять смысл высказывания. Понятны отдельные слова. Средний балл 3, 00 – 3, 49. V уровень – низкий. Речь невнятная, непонятны даже отдельные слова. Средний балл 2, 50 – 2, 99. VI уровень – нулевой. Речи нет, присутствуют отдельные недифференцированные звукокомплексы. Средний балл 2 – 2, 49. Критерии оценки речевой деятельности обучающихся 1. Знание речевого материала 5 – без ошибок 4 – с запинками 3 – ученик подглядывает в листочек 2 – читает по бумажке 1 – читает с запинками № ученика 2018- 2019 2019- 2020 2020- 2021 1 1 1 2 1 4 3 1 4 1 3 3 5 3 4 5 6 4 5 5 7 3 4 5 8 5 5 5 9 5 5 5 10 3 5 5 11 3 5 5 12 5 13 5 5 Общая внятность речи 5 – речь внятная, смысл всего речевого материала понятен 4 – речь недостаточно внятная. Смысл не понятен. Понятны отдельные слова и фразы. 3 – речь маловнятная, понятны отдельные слова. 2 – речь невнятная, непонятны даже отдельные слова. 0 – речи нет № ученика 2018- 2019 2019- 2020 2020- 2021 1 3 3 2 5 5 3 2 4 3 3 3 5 4 5 5 6 5 5 5 7 4 5 5 8 5 5 5 9 5 5 5 10 5 5 5 11 4 4 4 12 5 13 5 5 Выразительность 5 – соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию. Артистичность. 4 – соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию в отдельных случаях. 3 – выражено в меньшей степени. 2 – не выражено № ученика 2018- 2019 2019- 2020 2020- 2021 1 3 3 2 3 3 3 2 4 2 3 3 5 3 4 5 6 3 5 5 7 3 5 5 8 5 5 5 9 5 5 5 10 4 4 5 11 3 4 5 12 5 13 5 5 Нормы орфоэпии 5 – соблюдает все нормы 4 – нормы знает, но может допустить ошибки 3 – много ошибок 2 – не соблюдает № ученика 2018- 2019 2019- 2020 2020- 2021 1 2 2 2 4 4 3 2 4 2 3 3 5 3 4 4 6 3 5 5 7 3 5 5 8 5 5 5 9 5 5 5 10 3 4 4 11 3 5 5 12 5 13 5 5 Слитность 5 – речь слитная, плавная, без ошибок 4 – то же, но с незначительными ошибками 3 – скандированная речь 2 – послоговое чтение 1 – побуквенное чтение № ученика 2018- 2019 2019- 2020 2020- 2021 1 1 2 2 1 4 3 3 4 1 2 3 5 4 4 5 6 4 5 5 7 4 5 5 8 5 5 5 9 5 5 5 10 4 5 5 11 4 5 5 12 5 13 5 5 Ударение 5 – без ошибок 4 – единичные ошибки 3 – равноударное № ученика 2018- 2019 2019- 2020 2020- 2021 1 3 2 3 4 3 3 4 2 3 4 5 4 5 5 6 4 5 5 7 4 5 5 8 5 5 5 9 5 5 5 10 4 4 5 11 4 5 5 12 5 13 5 5 Чтение материала( знакомого и незнакомого) 5 – читает с соблюдением норм орфоэпии, соблюдает паузы, словесное и логическое ударение 4 – допускает незначительные ошибки( сам себя исправляет) 3 – допускает ошибки( исправляет по подсказке учителя) 2 – допускает ошибки( не исправляет даже после подсказки учителя) . № ученика 2018- 2019 2019- 2020 2020- 2021 1 2 2 3 3 2 4 2 3 3 5 3 4 4 6 3 4 4 7 3 4 4 8 4 5 5 9 4 5 5 10 4 4 4 11 4 4 4 12 4 13 4 5 Уровни состояния речи обучающися № ученика 2018- 2019 2019- 2020 2020- 2021 1- 1, 4 2, 3 2- 2, 4 3, 8 3- - 2, 3 4 1, 8 2, 8 3, 1 5 3, 4 4, 3 4, 7 6 3, 7 4, 8 4, 8 7 3, 4 4, 7 4, 8 8 4, 8 5 5 9 4, 8 5 5 10 3, 8 4, 4 4, 7 11 4 4, 6 4. 7 12 4, 8- - 13 4, 8 5- 3, 9 4, 0 4, 1 Проверка внятности речи Определение степени понимания произносимого обучающимся речевого материала слушающими его людьми. В качестве диктора выступает обучающийся, в роли аудиторов – слышащие люди. Внятность речи выражается в процентах( отношение количества правильно воспринятых слов к общему количеству произнесенных учеником) . Для проверки внятности речи создается группа аудиторов в составе 3 человек. В обязанности аудиторов входит прослушивание и протоколирование речи детей. Определение внятности речи осуществляется при непосредственном прослушивании ребенка. Внятность речи устанавливается следующим образом: - подсчитывается количество правильно понятых слов каждым аудитором; - подсчитывается общее( по трем аудиторам) количество правильно понятых слов; - вычисляется( в процентах) отношение количества правильно понятых слов к общему количеству переданных слов. Три аудитора слушали 150 слов( 50 х 3= 150 слов) Общее количество слов правильно понятых слов умножить на 100 и разделить на 150, получится внятность речи ученика( в процентах) . В качестве материала используется один из списков, включающих 50 фонетически сбалансированных слов. Список 1. сын масло вечер шофёр лопата мох лампа иней дятел расчёска залп цапля бензин семья подушка борщ запах борец гранит монета план аист берет дедушка печенье пот вилы весло ласточка берлога май вафли болтун комната колодец соль змей щётка чайка рука банк ум сетка няня словарь тень сорт голос яма февраль Список 2. ёрш клетка ива крыльцо черника лифт корень ландыш лотос фанера сон дворец карман енот аптека нос петух конверт звезда корова март донор заслон трещина какао путь люстра балет зарево качели рост знамя закат хлебница железо бой касса звонок чтение урожай дым люди жажда дерево разговор двор ящик еда ягода ученик Список 3. свет номер песня камыш горошек час ужин туча перо редиска холм слово ведро изба солонка щи ноготь усы лентяй телятник порт небо метро лыжница черешня шеф сено лапта селезень аллея ткань рыба забор пение картина блин рама змея окорок колесо вдох рыжик дыра птенчик человек яйцо муха плакат занавес конура Список 4. дно пух дождик кофта стая грамм горн тряпка мясо почта соль змей щётка чайка рука банк ум сетка няня словарь тень сорт голос яма февраль плита снегирь умница ракета обои рецепт ладонь тысяча болото сметана часы компот зрение неряха продавец муфта музей премия осина океан глава ходики хижина фиалка генерал Список 5. день ваза студия ласка охота снег хала птичница буква декада тур фокус ножницы щепа бегемот мыс шуба трение бревно товарищ жизнь лента лето фонарь здоровье кит зерно лампа письмо ячейка шар тепло пятница черта тычинка лай девушка ванна судья скипидар сеть тайга память смена телефон стул юла язва пила машина Список 6. ель шапка заяц июнь древня свет печенье ужин изба ребята дочь брюки орёл жена капуста страх вилы волна пошлина погода шарф месяц земля сессия монета дверь шило цветок топанье фуфайка рубль самбо титан стадия желудок винт мыло бегун музыка темнота мир чайник постель ненависть воротник час хата депо езда высота