Развитие чувства юмора у дошкольников
Документы для скачивания
Роль рассказов Н. Н. Носова в развит ии чувства юмора у дошкольников Носов Николай Николаевич( 1908 – 1976) русский, советский прозаик, драматург. Родился 10( 23) ноября 1908 г. в Киеве в семье актёра – эстрадника. Разносторонне одарённый, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством. Был газетным торговцем, землекопом, косарем. В 1927 – 29 гг. учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии( окончил в 1932) . В 1932 – 1951 гг. – режиссёр- постановщик мультипликационных, научно- популярных и учебных( в т. ч. для красной Армии, заслужив этим в 1943 г. орден Красной звезды) фильмов. Начал публиковать рассказы в 1938 г. ( «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры») . Носов ввёл в детскую литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Творчество Носова решает одну из сложнейших задач художественной литературы для детей: назидание без скуки, показ эволюции детского характера в преодолении собственных недостатков( лени, неорганизованности, безответственности) , без натяжек и скидок, в естественном, органичном, увлекательном изложении легко узнаваемых событий жизни ребёнка. Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Носова о Незнайке и его друзьях. В остроумной форме автор знакомит читателя с основными законами человеческого общежития, заменяя в первых двух частях реальные социальные конфликты противоречием между «взрослым» мироустройством и «детским» миросозерцанием героев. В последней части читатель сталкивается с серьёзными проблемами возможного конфликта знания и нравственности, цивилизованного и духовного потенциала человека. «Уважение к труду, знаниям, профессионализму, честное и доброжелательное отношение к людям внушаются в произведениях Нос ова мягко и неназойливо, с тёплы м, сочувственным юмором, сочетаясь с признанием самоценной личности ребёнка и признаков свободного воспитания». В. Катаев в предисловии к собранию сочинений Н. Носова пишет так: « У этого талантливого человека – вечно юная, детски чистая, чудесная душа… Носов – умный, вдумчивый художник, полный неистощимого юмора». Рассказы Носова для дошкольников хороши тем, что они короткие. Очень часто ребёнок не может долго сосредоточиваться на восприятии длинного, даже очень интересного и смешного рассказа. Рассказы Носова также очень легко представить образно. В «Фантазёрах» Мишутка и Стасик сидят в саду на скамеечке и врут. Вполне узнаваемая детская ситуация. Начинается рассказ с вранья о возрасте. Мы прекрасно знаем как маленькие дети хотят быстрее вырасти и часто «прибавляют» себе годы. Рассказ хорош ещё и тем, что дети пытаются логично( с их точки зрения) объяснить своё враньё. Когда Мишка рассказывает как в море акула откусила ему голову, он выплыл и пошёл домой без головы. А на вопрос Стасика: «Почему же ты теперь с головой? » быстро придумывает ответ: «Другая выросла». Точно так же быстро реагирует и Стасик в своём вранье. Их враньё смешное и безобидное. А вот Игорь врёт с умыслом, от его вранья плохо маленькой Ирочке. И когда читаешь этот рассказ детям реакция на диалоги Миши и Стасика – смех, а на рассказ Игоря – возмущение и осуждение его поступка. Хотя, к сожалению, в последние несколько лет я слышала от детей и одобрение поступков Игоря. Вот он какой хитрый, в жизни не пропадёт. Это уже «современный подход к жизни», «прозападный образец». После прочтения рассказа «Живая шляпа» дети долго хохотали, а потом несколько дней сами( без указаний взрослых) инсценировали ситуацию, заменяли шляпу шалью, пледом и даже картонной коробкой. В рассказе «Дружок» Мишка и Стасик тайком в чемодане везли в город щенка. Щенку, естественно, надоело сидеть взаперти, он начал скулить. И ребята, чтобы не выдать присутствия в вагоне «нелегального» пассажира, громко читали вслух стихи и пели песни. Когда ребята вышли из поезда и, открыв чемодан, обнаружили пропажу щенка, они долго искали его с помощью объявлений. Сколько смешных курьёзов детям пришлось пережить, пока собака нашлась. Знакомую ситуацию дети видят в рассказе «Находчи вость». Вовка и Ко тька играют в прятки. Игра, любимая детьми во все времена. Куда только дети не прячутся: и в чулан, и под кровать, и под рогожу. Где водящий только их не ищет: и под печкой, и в чулане, и в сундуке, и в комоде. Юмор ситуации заключается в том, что прятаться лучше всего в самом неожиданном месте. Через комизм ситуации здесь идёт и развитие эмоций. В рассказе «Заплатка» Бобка порвал штаны и ребята осмеяли его. Когда мама отказалась зашивать, Бобка сам пришил заплатку, а чтобы ровнее легла, обвёл карандашом место стежка. Смешно? Ещё как! Зато, кроме смеха, ребёнок получил трудовой навык. Рассказ «Три охотника» в чём- то повторяет «Фантазёров», только основные действующие лица – взрослые дяди. Они фантазируют, как ходили на охоту, один испугался волка, другой – медведя, смеются друг над другом, ситуации ведь действительно смешные. Но вывод в конце рассказа очень серьёзный: «Пусть зайчики, белочки, ёжики и лисички мирно в лесу живут. Не надо их трогать. Без зверушек и пичужек в лесу было бы скучно. Никого убивать не надо. Животных надо любить». В рассказе «Бобик в гостях у Барбоса» очень ярко смоделирована ситуация поведения детей дома в отсутствии взрослых на примере животных. Когда хозяин ушёл на работу, Барбос пригласил в гости Бобика. Показал всё, по его мнению, интересное: часы- ходики, гребешок, телевизор; угостил пирогом и киселём; пригласил полежать на хозяйской постели. При э том утверждал, что хозяин – он, Барбос, а дедушка спит «там, в углу, на коврике». Каждому, кто в детстве оказывался сам или видел других детей в такой ситуации, сразу понятно кто такие Барбос и Бобик. Часто дети, ещё не зна я до конца этой истории, начинаю т предсказывать, как поступит дедушка и что он скажет, увидев безобразия, творящиеся в его жилище. Дети знают, что наказание последует, но от души смеются, т. к. ситуация, действительно смешная. Особое место в творчестве Носова занимают «Приключения Незнайки и его друзей». Вот уж истинный кладезь смеха! Один только костюмчик Незнайки чего стоит – весь цветовой спектр. В любом из героев дети могут узнать себя или своих друзей, посмеяться над их делами и поступками. Даже имена своим героям Носов даёт так, что сразу становится понятно: Пончик – маленький обжорка, Растеряйка – неорганизованный человечек, Торопыжка – всё делает быстро и некачественно, Авоська – надеется на случай, Незнайка – маленький неуч, Ворчун – вечно чем- то недоволен( это не отрицательные герои, но им нужно что- то изменить в себе в лучшую сторону) . Стоит только посмотреть на доктора Пилюлькина, Знайку, художника Тюбика или механиков Винтика и Шпунтика – вот примеры положительных героев. Но все вместе они создают смешную историю, которая нравится детям на протяжении многих лет. Есть у Носова один рассказ, который называется «Когда мы смеёмся». Это рассказ о воробьях, которые клюют хлеб, брошенный специально для них. Человек, наблюдающий за птицами даёт им клички, соответствующие их характерам. Нахальный воробей становится Афонькой Вредным, вздорный и драчливый воробей – Задирой, странный и взъерошенный – Стёпкой- растрёпкой. Наблюдая за воробьями автор даёт очень точный ответ на вопрос почему мы смеёмся над ними. «Смешит нас в них то же самое, что и в людях. Мы смеёмся обычно над такими людьми, которые заботятся только о себе и не думают о других; смеёмся над невежами, грубиянами, задирами, драчунами, которые не уважают никого, кроме самих себя, и не умеют ужиться с людьми; смеёмся над холодными и завистливыми, которые стараются захватить всё в свою собственность, над зазнайками, гордецами, которые воображают, что они самые лучшие, а другие совсем ничего не стоят; смеёмся и над разинями, над рассеянными, над трусишками, которые пугаются всякого пустяка… Мы смеёмся над воробьями, когда замечаем, что они в чём- то похожи на люде й. Но мне почему- то кажется наоборот: мы смеёмся над людьми, когда замечаем, что они в чём- то похожи на воробьёв». Так Н. Носов объяснил над чем мы смеёмся. А дети, прочитав книги Носова, учатся думать неординарно, с юмором относиться к своим неудачам и исправлять их. Юмор у Носова не злой, а очень добродушный, понятный детям и оттого очень ими любимый.