Конспект по звуковой культуре речи. Тема:Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Цель: продолжать формировать фонетическое восприятие у детей, умение определять место звука и количество слогов в слове, умение определять последовательность слов в предложении, учить составлять схему предложения, продолжать работу с детьми над смысловой стороной речи; развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову, воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.
Материалы и оборудование: звуковые линейки для определения места звука в слове, домики с изображением окошек, которые соответствуют количеству слогов в слове, схемы предложения, карточки с изображением хрустальных предметов, портрет поэта Ф. Тютчева.
Ход ООД:
- Приветствие
- Создание проблемы:
- Ребята, к нам в гости пришел Незнайка и принес разные картинки, с которыми не знает, что делать. Поможем ему с этим разобраться?
- Решение проблемы:
- Как вы думаете, что с картинками можно делать? (рассматривать, складывать, играть) Тогда, посмотрите на опорные схемы, в какие игры мы будем играть. Как они называются и для чего нужны звуковая линейка, слоговые домики, схема предложения? Что означают эти схемы? (двигательная разминка, игра с ладошками) Воспитатель по одной карточке прикрепляет к мольберту, дети называют предметы.
- Стакан, бокал, люстра, салатница, конфетница.
- Какие это предметы? Из чего они сделаны?
- Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.
- Ребята, а как вы думаете, может быть день хрустальным?
- Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Тютчев. Посмотрите на его портрет.
«Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».
- Как вы понимаете слово «первоначальной»?.....Это значит начало осени.
- Как понимаете слов «дивная пора»? ….Удивительная.
- Как вы думаете, каким словом можно заменить слово «дивная»?
Красивый, изумительный, великолепный.
- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?
Лучезарные– это значит сверкающий, полные блеска.
(Хоровое и индивидуальное проговаривание)
- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения.
Воспитатель читает первые две строчки.
- Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.
- Первоначальная, пора, короткая.
- Молодцы. А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладоши. Воспитатель перечисляет слова: рыба, небосвод, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр.
- Какие вы внимательные, не пропустили ни одного звука.
- Тихо сядем за свой стол и продолжим разговор. А теперь давайте поможем словам найти свой домик. Количество окошек в домике соответствует количеству слогов в слове. Я показываю вам картинку, а вы-карточку с домиком.
- Давайте назовем слова, которые живут в домике с одним окошком, двумя, тремя окошками. Дети называют слова, проверяем количество слогов в слове, если допущена ошибка.
- Ох, устали заниматься, не пора ли нам размяться?
Физкультурная минутка «Быстро встаньте, улыбнитесь
На носочках потянитесь
Наклоняемся вперед,
Каждый что-то достает.
Дружно все назад прогнитесь,
Влево, вправо потянитесь
Ручками и ножками встряхнем
На свои места идем».
- А сейчас мы поиграем с вами с нашими звуковыми линейками. Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах: радуга, мороженое, крокодил, гром.
- Ребята, а вы знаете, из чего состоит предложение?.....Из слов.
- Правильно. Послушайте, я вам прочитаю предложение: Мама варит суп.
- Ребята, сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье. А теперь с помощью прямоугольников составьте схему предложения. Одно слово мы обозначаем одним прямоугольником.
Дети составляют на столах схему предложения.
Один ребенок выходит к доске. Затем двое детей составляют свои предложения….
- Сколько прямоугольников вы использовали? Почему?
- А теперь поиграем в игру «Путаница»
Дети выходят на ковер.
- Мы предложения попробуем построить из ребят
- Ребята, сколько слов в предложении? Сейчас я буду вам раздавать цифры, а вы запоминайте свое слово. А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении. Игра проводится 2 – 3 раза.
- Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями.
- Анализ и рефлексия.
- Последующая работа: поиграть в игры с другими детьми.