Весенние первоцветы
Документы для скачивания
Объединение «Охрана природы»( 1 год обучения) Тема: " Все мы знаем, что цветы- для добра и красоты! Весенние первоцветы" Цели: 1. Сформировать у обучающихся понятие “раннецветущие растения”. 2. Расширить знания о первоцветах( мать- и- мачеха, медуница, сон- трава, калужница, подснежник, пролеска) их внешнем виде, местах произрастания, о пользе в медицине. 3. Закрепить представление об изменениях в неживой природе весной, показать связь этих изменений с жизнью растений. 4. Развивать связную речь, познавательный интерес, активность, самостоятельность, воображение, творческие способности. 5. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. Ход занятия 1. Орг. м омент. 2. Закрепление представлений об изменениях в неживой природе весной. - Ребята, отгадайте загадку? Она приходит с ласкою, И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник зацветёт. - О каком времени года идёт речь? ( Весна) ( Работа идёт по картине «Пришла весна». ) - Недавно мы ходили на экскурсию, наблюдали изменения в неживой природе, сегодня на уроке продолжаем разговор о весне. Внимательно посмотрите на картину и расскажите, что на ней видите? - Опишите весеннее небо, есть ли на небе облака? На что они похоже? - Как светит солнце весной? ( Весеннее солнце пробуждает природу) . - Что происходит весной с рекой? ( тает лед) - А можно ходить по подтаявшему льду? - Почему снег и лёд тает? ( Солнце светит чаще, стало теплее) - Назовите главный признак весны. ( Потепление) - Изменилась неживая природа весной? - Кто из вас знает стихотворения о весне? Я весна – красна! Бужу землю ото сна, Наполняю соком почки, На полях ращу цветочки, Прогоняю с речки лед, Светлым делаю восход. Всюду: в поле и в лесу, Людям радость я несу. Обобщение по картине: Вот она красавица весна! Самое чудесное время года, пора пробуждения природы! Весной начинается новая жизнь: всё оживает, просыпается, радуется. Давайте мы радоваться весне, друг другу и с хорошим настроением работать на занятии. 3. Изучение новой темы. - Повлияли ли изменения в неживой природе на живую природу? - Что относится к живой природе? ( Растения и животные) - Сегодня мы познакомимся с жизнью растений, но растений необычных, а каких – вы прочитаете сами в телеграмме, которую до занятия принёс почтальон. Но он так торопился, что вписал туда лишние буквы: КЛ. Зачеркните их и прочитайте название растений: КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ( Один ученик работает у доски) . - Какое слово получилось? - Как вы думайте, что это за цветы? Тайна цветов скрывается в названии. Кто разгадал эту тайну? ( Цветы, которые появляются первыми) - А еще их называют раннецветущие, почему? ( Они зацветают ранней весной) ( Слайд первоцветы- тема урока) 4. - Для того чтобы больше узнать об этих замечательных первоцветах, о местах их произрастания и о пользе, которую они приносят мы отправимся в путешествие на полянки к цветам. 1 Полянка городская( Мать и мачеха) . - Отгадайте загадку: И матушка родная, И мачеха злая Бок о бок живут- Через стеночку. - Попробуйте по описанию узнать о каком цветке идёт речь. Как только растает снег, на полянках и солнечных пригорках появляются эти жёлтые яркие цветы. Они мелкие, но видны уже издали. Их много повсюду и у нас в городе. Эти растения – особенные. Они зацветают до появления листьев. А листья вырастают намного позже. - Как вы думаете, почему же эти растения зацветают первыми так рано весной? - Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. У растений, которые расцветают ранней весной, питательные вещества накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение готово уже выпустить яркий цветок. ( Учитель открывает на доске изображение корневища. ) - Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. С листьями связано и название растения мать- и- мачеха. Одна сторона листа темно- зелёная, гладкая, твёрдая( как злая мачеха из сказки) , бархатная, мягкая( как родная матушка) , потрёшь о щёчку и станет тепло. Высушенные листья применяют для лечения кашля. ( Картина цветка, его листьев) - Запомнили, почему это растение “особенное”? ( Сначала появляются цветы, а потом – листья) 2 полянка лесная Медуница неясная( «легочница») . Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало. Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения( без корней) и пьют как чай. - Сейчас попробуйте сами сочинить загадку о медунице, используйте то, что вы узнали об этом цветке. На лесной полянке можно встретить очень редкое растение( Сон- трава) - Как думайте, почему его так назвали? Народное название растения – сон- трава, бобрик. Иногда это растение называют “дрёмой”. Когда цветок молодой, он стоит с опущенными лепестками. Кажется, будто он дремлет. С возрастом он поднимается. И становится похож на фиолетовую звезду. Растёт сон- трава чаще в сухом сосновом лесу. Его цветы похожи на колокольчики. Растение покрыто нежным серебристым пушком. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены, отсюда ещё одно название прострел. В народе говорят, что “Сон- трава” навевает сны. Медицина подтвердила это. В “Сон- траве” есть вещества со снотворным действием. - Говорят “усни – трава” знает сонные слова Как шепнёт свои слова, сразу никнет голова. - Как автор назвал “Сон- траву” в своём стихотворении? ( Усни- трава) - Вот сколько названий у одного растения. Сказка про сон- траву. Однажды охотники пошли в лес на медведя. В лесу они увидели такую картинку: сидит мишка, выкапывает из земли травку, лижет её и сосёт. Ел- ел да и уснул. - Почему уснул медведь? 5. Физминутка На лугу растут цветы Небывалой красоты. ( Потягивания — руки в стороны. ) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. ( Потягивания — руки вверх. ) Ветер дует иногда, Только это не беда. ( Дети машут руками, изображая ветер. ) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. ( Наклоны. ) А потом опять встают И по- прежнему цветут. ( Руки разводим в разные стороны) 3 полянка на болоте Калужница болотная. Название этого растения происходит от старорусского слова « калужина », что значит – «лужа». Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т. к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы. Какой же цветок ждёт нас на четвёртой полянке. ( Подснежник) - Отгадайте загадку: «Из- под снега расцветает, раньше всех весну встречает». ( Подснежник. ) У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой. Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. Он из- под снега расцветает! - Что это за цветочек? - Объясните почему подснежник получил такое название? ( Он появляется как бы из- под снега) . - Название цветка произошло от слов" гала" - молоко и" актус" - цветок( галактус) . - Еще не растаял снег в лесу, а уже расстилается белым ковром, цветут под деревьями подснежники с длинными листьями 30 см в высоту. В России подснежник растет большей частью в предгорных и горных лесах или на высокогорных лугах, также его разводят как декоративное растение. Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он- с негосверлитель, у чехов- снежинка, у немцев- снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т. е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно- желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем. - А еще этот цветок называют волшебным, за то, что однажды он сотворил чудо. Легенда. ( Психологическая пауза – дети слушают, положив голову на парты, и рисуют эту картину в своём воображении) Очень давно это было, когда на Земле только- только начиналась жизнь, и всё вокруг было покрыто снегом. Одна снежинка решила превратиться в снежный цветочек, чтобы своим теплом согреть Землю- матушку. Больше некому было это сделать кругом один снег. Так подснежник рос, рос. Их стало много. Они согрели Землю, и на ней появилась жизнь. Поэтому, когда холодно, к нам приходят подснежники, чтобы подарить надежду на жизнь и тепло. - Какое же чудо сотворил подснежник? 6. Игра «Узнай первоцвет»- Ребята, давайте поиграем и проверим запомнили ли вы название первоцветов. - Если я назову растение- первоцвет, то вы должны подпрыгнуть на месте, а если назову другое растение, то вы должны присесть. Названия растений: колокольчик, незабудка, калужница, мак, василек, гвоздика, медуница, ромашка, георгин, гладиолус, мать- и- мачеха, роза, тюльпан. 7. Лекарственные свойства растений. А кто из вас знает: какие из этих первоцветов используются в лечебных целях? ( Выслушав учеников, учитель продолжает рассказ. ) Мать- и- мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло. Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения( без корней) и пьют как чай. 8. Охрана первоцветов. Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания. . . Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время! - Ребята, чтобы вы сделали, чтобы количество первоцветов на Земле не уменьшалось? ( Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила. ) А теперь посмотрите на доску и отгадайте следующую загадку. В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов( открывает чайнворд на доске. ) ы т е к у б е и ш ь л о б и в р е н( Дети должны прочесть фразу «Не рви большие букеты». Затем учитель продолжает беседу и постепенно открывает на доске плакаты с правилами охраны первоцветов. Каждое правило обсуждается – учитель поясняет, как именно его следует выполнять. Беседа завершается чтением стихотворения. ) Не рвите цветы, не рвите – Пусть будет нарядной земля, А вместо букетов дарите Васильковые, незабудковые И ромашковые поля! 9. Закрепление. Игра «Узнай цветок по описанию». ( На доске написаны названия первоцветов, и ребята отвечают на вопросы, выбирая растения из списка. ) 1. Растение, которое имеет цветки разной окраски. В его цветках много нектара. ( Медуница. ) 3. Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. Одна сторона листа темно- зелёная, гладкая, твёрдая( как злая мачеха из сказки) , бархатная, мягкая( как родная матушка) , потрёшь о щёчку и станет тепло. ( Мать- и- мачеха. ) 4. Растения, которые первыми расцветают весной. ( Первоцветы. ) 5. Этот первоцвет растет по сырым влажным местам, на болотах. ( Калужница. ) - На поля дохнуло ветром весенним, Ивы распустились за прудом. У тропинки маленький подснежник Загорелся, синим огоньком. Закачался слабенький и гибкий удивлённо радуясь всему. И в ответ, с приветливой улыбкой, Солнце наклоняется к нему. 10. Творческая работа. Сочиняем сказку. - Весна сегодня заглянула не только к нам в класс. Она шагает по улицам города, по лесу, по полям. Вы знаете, что у каждого слова есть слова- родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова- родственники к слову «снег»( снежок, снежинка, снежная, подснежник) . А сейчас найдите родственников к слову «весна»( весняночка, веснушки, весенние и т. д. ) . О чём можно сказать «весенний»? ( ручей, дождь, день, сад) . «Весенняя»? ( вода, лужа, капель, проталинка, река) . «Весеннее»? ( облако, настроение, солнце, небо, утро) Какая бывает весна? ( тёплая, красивая, добрая, ранняя) . - Как можно ласково назвать солнце? ( солнышко) . Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! - Представьте себе, что солнышко, превратилось в доброго волшебника и прикоснулось к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников! Давайте попробуем сочинить весеннюю сказку. - Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеёк, трава, дерево, звери…- А называться она будет «Солнышко и подснежник» «Долго, долго была… зима. Звали её……. . Она очень любила выпускать мороз и вьюгу в леса, в города. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… П ригрело…. . солнышко. Оно растопило снег на пригорках. Он стал…. . И вдруг из земли показался…. . Он был……- Первоцветы называют “Золотыми ключиками весны”. Объясните почему? - Эти драгоценные цветы открывают дверь весне( а значит свету, теплу, красоте) . 11. Творческое задание- Нарисуйте иллюстрацию к нашей сказке. - А вдохновит нас на работу музыка П. И. Чайковского “Времена года”. Композитор очень любил русскую природу и в теме “Весна”, которую мы услышим, написал пьесу “Подснежник”. Работаем. 12. Рефлексия. Время урока подходит к концу. Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весну, которые оживила Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и прикрепите на полянку. Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше возьмите нераспустившийся цветок- бутон. 13. Домашнее задание. - Сочините синквейн про любой первоцвет о котором вы узнали на занятии.