a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие технического творчества в ДОУ

Автор: Бадун Вера Борисовна Опубликовано: 2021-01-21 04:54:11

Робототехника и техническое творчество в образовательном пространстве дошкольной организации   Развитие современного общества неразрывно связано с научно- техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности, способствующей умственному и эстетическому воспитанию детей, развитию их творческого потенциала. Активно создается благоприятная среда для развития инновационного направления технического творчества – робототехники. Идея развития творческих способностей и совершенствование технической подготовки подрастающего поколения приобретает государственное значение. Учитывая запросы современного мира, образовательным организациям предстоит подготовка технических кадров, уже начиная с дошкольного детства. Решить данную задачу поможет робототехника, которая задействует в процессе работы одновременно и голову, и руки ребенка. Психолого- педагогические исследования( Л. С.   Выготский, А. В.  Запорожец, Л. А.   Венгер, Н. Н.   Поддъяков, Л. А.  Парамонова и др. ) показывают, что наиболее эффективным способом развития интереса детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, обладающих признаками полезности или субъективной новизны. Игра является важнейшим спутником детства. Конструирование из конструктора ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре. Актуальность Лего- технологии и робототехники весьма значима в свете внедрения ФГОС, так как эти технологии: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников; - позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры( учиться и обучаться в игре) ; - формируют познавательную активность, формируют навыки общения и сотворчества; - объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Введение в образовательный процесс робототехники и технического творчества способствуют разностороннему развитию воспитанников. В нашем учреждении новизной в работе по этому направлению является использование в образовательном процессе конструкторов LEGO Education WeDo,  которые базируются на новых информационных технологиях и способствуют развитию информационной культуры детей и их взаимодействию с миром технического творчества. Цель моей работы:  развитие познавательно- исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством лего- конструкторов. Задачи: - обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе детского сада; - развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию; - приобщать к научно – техническому творчеству; - развивать продуктивную( конструктивную) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств; - обучать конструированию по образцу, по условиям, по модели, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по темам; - развивать зрительно- моторную координацию при соединении деталей конструктора, навыки общения при объяснении работы модели, при назывании деталей лего- конструктора; - учить работать в группе, в паре; - формировать навыки экспериментального исследования; автоматизировать умение работать с программным обеспечением LEGO Education   WeDo. История" От кубика до робота" в нашем детском саду небольшая, всего 3 года. 1этап. " Конструируем" По началу в нашем саду организовывались занятия по лего- конструированию. Где дети собирали несложные конструкции с помощью схем, карточек. Знакомились с названием деталей( кубик, кирпич, балка) . С детьми в промежутках образовательного процесса проводились такие игры, как" Волшебный мешочек" , " Колечко- колечко" , " Продолжи закономерность" , " Волшебные цифры" , " Крестики- нолики" . Проводились творческие занятия, где ребятам предлагалось создать собственные постройки определенной тематики, учитывая темы недели ДОУ с дальнейшим обыгрыванием сюжетного замысла. Позже команда педагогов нашего детского сада прошла обучение по курсу" Робототеника" . В детском саду откылась кружковая деятельность" Робототехника для малышей" . Началась работа по адаптации новых конструкторов. Курсы повышения квалификации по теме «Конструирование и робототехника в дошкольном образовании» дали мне начальные представления, также я изучала опыт работы коллег в сети интернет. 2 этап. " Собираем- программируем" . Развивать творческий потенциал дошкольников, вводя их в мир робототехники, следует постепенно в процессе занимательной игры. Решить данную задачу в детском саду помогут конструкторы LEGO WeDo, которые позволяют маленькому ребенку легко и с увлечением создавать программируемого робота. Такие конструкторы состоят из устройства с моторами, датчиками и микрокомпьютером, а также обычных деталей LEGO для сборки действующих роботов. Дети самостоятельно составляют алгоритмы функционирования разных моделей, знакомятся с устройством некоторых механизмов, выдвигают гипотезы и проверяют их, появляется возможность планирования и создания новых конструкции. В процессе комплексно- тематического планирования образовательного процесса проектируются разные образовательные ситуации. В ходе организованной образовательной деятельности «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» дошкольники программируют льва, который садится, затем ложится и рычит, учуяв косточку. В рамках образовательной ситуации «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется и датчик расстояния обнаруживает приближение земли. Для успешной организации такой деятельности целесообразно обогатить предметно- пространственную среду, пополнив центры литературы занимательными, яркими техническими журналами, журналами о военной технике, детскими энциклопедиями по технической направленности. Кроме того, нужно создавать больше проблемных ситуаций, где у детей возникло бы желание починить, отремонтировать механизм, машину. К примеру, в процессе подготовки к военно- патриотической игре « Зарничка », приуроченной к Дню защитника Отечества, дошкольники могут собирать военные машины, после чего прикрепить к ним моторчики, и машины начнут передвигаться. Целесообразно создавать в группе альбомы с детскими схемами. Ребенок может сконструировать и затем нарисовать схему либо сначала зарисовать схему постройки, а затем сконструировать. Наблюдая за деятельностью дошкольников на занятиях по конструированию и робототехнике, было обращено внимание на детей, которые не конструируют, а в своем альбоме рисуют чертежи или схемы. После чего, вернувшись в группу, в свободное время ребята конструируют по собственным схемам. Схемы, которые рисуют дошкольники, могут пригодиться и другим детям. Создание альбомов чертежей и схем – хороший и удобный вариант пополнения их знаний в области робототехники. Хорошей идеей является создание альбома, в котором собраны фотографии созданных детьми моделей. Дошкольники могут рассматривать такой альбом, обсуждать, что это за объект, какие детали необходимы для этой конструкции. Знания и конструктивные умения можно сформировать посредством таких видов конструирования, как конструирование по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по определенной теме. Использование всех этих видов конструирования будет способствовать развитию конструктивных умений у дошкольников. Кроме того нужно создавать условия, где бы дети конструировали по замыслу, поскольку данный вид конструирования дает большие возможности для творчества детей, проявления их самостоятельности и инициативы. В своей деятельности педагог должен использовать различные методы и формы работы с детьми. Ведь кто, как не воспитатель, может заинтересовать, рассказать и показать что- то интересное, и в дальнейшем это станет потребностью в поиске нового, неизведанного. 3 этап. " Метод проектов" Участ ие в различных робототехнических фестивалях и создание собственных творческих проектов- большой толчок в развитии технического творчества. Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. В процессе технического творчества дошкольников можно условно выделить четыре этапа: – постановка технической задачи, – сбор и изучение нужной информации, – поиск конкретного решения задачи, – материальное осуществление творческого замысла. Дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы. В 2018 году команда детей нашего детского сада впервые попробовала проявить свои знания и умения на городском и муниципальном этапе в робототехническом фестивале" Робофест" с проектом" Станция ВАСМИН" . Перед детьми была озвуч е на проблема, касаемая загрязнения водоемов. Ребята предложили создать модель очистительного сооружения водного пространства от нефти. Для созд ания модели детьми были проведены опыты и исследования. Были затронуты следующие темы: " Откуда в реке берутся загрязнения" , " Как и с помощью чего можно очистить воду? " , " Почему не тонет корабль? " . Был организован поиск информации о новых машинах, разработанных учеными и инженерами. Совместно с детьми мы разработали плакат( папку- передвижку) , на которой наглядно зафиксировали все полученные нами данные. После того, как проект" ВАСМИН" был сконструирован и запрограммирован, мы с ребятами составили сюжет презентации своего проекта. За три года введения в образовательный процесс робототехники было разработано не мало проектов, благодаря которым ребята становились победителями на робототехнических фестивалях. Благодаря проектам дети не только научились технически мыслить и разбираться в основах робототехники, но и у знали много полезной информации, а так же развили творческие способности. Благодаря проекту" Пряничная В кусландия" ребята познакомились с историей возникновения тульских пряников, побывали на хлебном заводе- там своими глазами увидели настоящее производство хлеба, научились создавать инженерную книгу. Проект" Робоспасатель МЧС" - познакомил детей с такой местностью, как Саванны. Ребята познакомились с различными видами машин, на которых работают спасатели. После команда смогла придумать многофункциональную машину спасательной службы. Проект" Городской транспорт" сподвиг ребят создать автобус для люд ей с ограниченной возможностью. А благодаря проекту" Робот- спортсмен" был спроектирован целый стадион параолимпийских игр- " Спорт для всех" . К каждому проекту был написан свой авторский сюжет. Ребята с достоинством представляют свои творческие проекты на робототехнических фестивалях, что и подтверждает: Робототехника- хорошая, верная, целенаправленная система для развития технического творчества в образовательном пространстве дошкольной организации. Внедрение лего- технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области: 1. Социально- коммуникативное развитие. Формируется умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов. 2. Познавательное развитие. Развиваются математические способности, формируются сенсорные представления. Лего формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление. Особенно хорошо это прослеживается в задании «Раскодируй картинку». Дети закрепляют цифры, фигуры и ориентировку в пространстве. 3. Речевое развитие. Дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас. 4. Художественно- эстетическое развитие. При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов. Ребята с удовольствием собирают из Лего элементы коми- пермяцкого орнамента( сорочью лапку, оладушку, цедилку, крестик и другие) . 5. Физическое развитие. Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре и подвижных физ. минуток. Вывод: Таким образом, робототехника позволяет успешно формировать предпосылки универсальных учебных действий, знакомит с основами конструирования и программирования, поиска нужной информацией для решения проблемы, составления плана и последовательности действий, оценивания творческого продукта. У ребенка- дошкольника развивается мелкая моторика, самостоятельность и инициативность, раскрывается творческий потенциал.

Оставить комментарий: