НОД «Дети блокадного Ленинграда»
Документы для скачивания
Конспект занятия НОД для старшей группы «Дети блокадного Ленинграда» Цель: Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда Задачи: Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне Познакомить детей со страшными днями пережитыми детьми в годы войны; Познакомить детей с понятием блокада; Пробудить в детях чувство сострадания; Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ. Активизация словаря: блокада, город- герой Ленинград, «Цветок жизни», экспонат, буржуйка. Используемый материал: Экран с проектором для презентации фильма, картинки и фотографии, экспонаты мини- музея, выставка рисунков детей блокадного Ленинграда. Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие. Ход занятия 1 часть( 3 минуты) СЛАЙД №1 Заставка Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в музее военной славы. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Ребята, а вы знаете, что такое война? Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. СЛАЙД №2 П осмотрите на эти экспонаты Как вы думаете, кому принадлежали эти предметы? ( ответы детей и комментарии взрослого) . Каска – защищала от пуль, ложка и котелок – для еды в походных условиях, плащ – палатка – укрывала от дождя и ветра. Да, действительно, эти экспонаты принадлежали солдатам, защитникам нашей Родины, настоящим героям. Но вы знаете, героями были не только люди, но и города. А вы знаете, можете назвать города- герои. ( о твет детей, да…. . ) СЛАЙД №3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 П осмотрите на экран. Москва, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград( бывший Сталинград) , Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость- герой. СЛАЙД №16 Сегодня я вам расскажу о городе – герое Ленинград, который сейчас мы называем Санкт- Петербургом, о детях, живших в годы войны блокадном городе. Я предлагаю перейти в другой зал. 2 часть( 7 минут) СЛАЙД №17 Какой это был замечательный город . До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в шк олы и детские сады. СЛАЙД № 18 Фашистская Г ермания напала на нашу страну. И очень скоро враг оказался рядом с городом. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами и ежами, оплетены колючей проволокой. Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. Шли тяжелые блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как- то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. Город регулярно, по несколько раз в сутки бомбили с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал СЛАЙД №18 — ЗВУК ВОЗДУШНОЙ СИРЕНЫ НИЖНИЙ ПРАВЫЙ УГОЛ. А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома СЛАЙД №19 — ЗВУК МЕТРОНОМА НИЖНИЙ ПРАВЫЙ УГОЛ. На что он похож? Он напоминал звук биения сердца! Его звук и сейчас узнает любой житель Петербурга. В тяжелейшие 900 дней блокады Ленинграда ни на минуту не затихали звуки метронома, извещающие каждого жителя о том, что город живёт; что город дышит. С 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года в городе звучал метроном – сердце Блокадного Ленинграда. Звук метронома звучал по радиотрансляционным сетям каждый день, и все знали: Ленинград не сдался! Эти звуки придавали жизненные силы изможденным осадой ленинградцам. . . В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а вы понимаете кольцо блокады? ( ответы детей) Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти, ни зайти. Присядьте на свои места. Для жителей, особенно для детей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и от этого некуда было бежать. На жителей города Ленинграда обрушился голод. СЛАЙД № 20 Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточками. О н был слаще и вкусней любой конфеты. Норма хлеба на человека в день была- 125грамм. И всё, только вода и хлеб……… За все время Блокады от голода погибло много взрослых и особенно много детей. СЛАЙД № 2 1 О дной из таких была девочка Таня Савичева. Она жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Таню удалось вывезти из блокадного города. Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла. Памятью об этом остались записи Тани, которые теперь мы можем увидеть в музее и как памятник. 3 часть( 5 минут) Несмотря на суровые условия, жизнь в городе продолжалась. СЛАЙД № 2 2 Дети на равнее со взрослыми работали на заводах, в больницах, убирали улицы после бомбежек, помогали ослабевшим людям носить воду, дрова, топить печку. И в редкие минуты отдыха дети все же оставались детьми – читали книги, слушали музыку, встречали новый год и конечно же рисовали. Как вы думаете, что они могли рисовать? ( Ответы детей) . Предлагаю вам пройти в отдел художественной галереи, где выставлены работы детей блокадного Ленинграда. Что изображали дети в своих рисунках. ( в ойна, хлеб, дети, работу) 4 часть( 5 минут) СЛАЙД № 23 Детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми установлен памятник «Цветок жизни» За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой! СЛАЙД № 24 Символ блокадного Ленинграда – ленточка. Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни. Зажжённая свеча – память о тех, кто не вернулся… СЛАЙД № 25 МИНУТА МОЛЧАНИЯ В нашей стране принято память погибших героев чтить минутой молчания. Попрошу всех встать…. . Спасибо. В память о блокадном Ленинграде, о тяжелых голодных днях войны мне хочется вручить по кусочку хлеба. Цените хлеб, берегите каждую его крошку.