Тренинг для родителей «Правила проведения артикуляционных упражнений», Овчарова Д.Г., Лысенко В.И.
Документы для скачивания
Тренинг для родителей «Правила проведения артикуляционных упражнений».
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития артикуляционной моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
- информировать родителей о значении артикуляционных упражнений,
- познакомить с правилами их выполнения,
- отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений;
- стремиться установить доверительные отношения с родителями;
- формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;
- способствовать сплочению родительского коллектива.
Оборудование:
- чайные ложки, чупа – чупсы, сушки, соломка;
- зеркала (по количеству родителей);
- анкеты для родителей
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители.
Форма проведения: игровой тренинг.
Актуальность мероприятия:
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и в целом на психоэмоциональное здоровье малыша.
Одной из наиболее важных задач Федерального государственного стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС 1.6.) Наиболее эффективными формами работы с родителями детей, посещающих логопедическую группу, являются семинары – практикумы и тренинги, так как они носят не только познавательный, но и практический характер. Родители, получив определенные знания и навыки на таких мероприятиях, применяют их в воспитании детей дома. А, следовательно, и положительных результатов в коррекции речи детей можно достичь в более короткие срок.
Этапы мероприятия |
Содержание |
Сообщение на тему «Задачи логопедической работы на учебный год»
Сообщение на тему «Особенности работы по коррекции звукопроизношения»
Сообщение темы тренинга
Значение артикуляционной гимнастики
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Артикуляционный тренинг
Традиционные формы проведения артикуляционной гимнастики
Нетрадиционные формы выполнения артикуляционной гимнастики
Анкета - рефлексия |
Уважаемые мамы, папы, бабушки! Очень приятно, что многие из вас обеспокоены состоянием звукопроизношения своего ребёнка. Действительно, к 4-6 годам ребёнок должен овладеть чистой, грамматически правильной, лексически богатой, связной речью. Если этого не произошло, то мы можем говорить о речевом нарушении, которые требуют специальной логопедической помощи. Для эффективной коррекции речи детей необходимо тесное взаимодействие логопеда, воспитателей, специалистов детского сада (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога) и, конечно же, родителей. Задачи, которые стоят перед всеми нами в этом учебном году это: 1. Коррекция неправильного произношения детей. 2.Формирование грамматически правильной речи детей. 3.Обогащение, уточнение и активизация словаря детей. 4. Развитие связной речи.
Сегодня мы рассмотрим работу над первой задачей – это коррекция неправильного произношения. Логопедическая работа над звукопроизношением включает в себя несколько этапов: 1. Подготовительный этап; · Артикуляционная гимнастика, · Дыхательная гимнастика, · Развитие фонематического слуха, · Развитие общей и мелкой моторики. 2. Постановка звуков; 3. Автоматизация звука (отработка поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах); 4. Дифференциация звуков (цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи) Успешность логопедической работы в целом зависит от того на сколько родители принимали активное участие на этапе подготовки и автоматизации звуков. Сегодняшний тренинг, поможет Вам, заботливым и думающим родителям, познакомиться и овладеть некоторыми речевыми упражнениями (артикуляционными).
- Как вы думаете, для чего нужна артикуляционная гимнастика? (Ответы родителей).
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; - увеличить амплитуду движений; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; - подготовить ребёнка к правильному произношению звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба. 1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа). 2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать. 3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого. 4. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
- А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети. Я буду читать стихотворение, а вы рассматривайте свои органы артикуляции и выполняйте действия по тексту. Не устала ты пока. Покажи, моя рука: Это — правая щека, Это — левая щека. Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба! Есть у губ одна черта — В них улыбка заперта: Вправо — правый угол рта, Влево — левый угол рта. Подбородок тянем вниз, Чтобы с челюстью отвис. Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык. Нёбо вместо потолка Есть во рту у языка. А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд. Интересная картинка: Есть и кончик, есть и спинка, Боковые есть края — Всё про ротик знаю я!
Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. «Заборчик», «Рупор», «Качели», «Чашечка», «Горка», «Маляр». «Парус», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Балалайка»
Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома. Упражнения с ложкой. 1. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 2.Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 3.Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. 4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против. 5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом). Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. 1. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. 2. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону. 3. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком. 4. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. 5. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
Упражнения с сушками. 1. Сожмите сушку губами и удерживайте её. 2. Сожмите сушку зубами и удерживайте её. 3. Подвесьте сушку на высунутый язык и удерживайте под счет (до 5 – 10). 4. Прижмите сушку к внутренней стороне одной щеки, затем другой.
Упражнения с соломкой. 1. Сожмите соломку губами и удерживайте её. 2. Сожмите соломку зубами и удерживайте её. 3. Подвесьте соломку на высунутый язык и удерживайте под счет (до 5 – 10). 4. Погладьте соломкой сначала губы, затем язык (вдоль, поперек)
- Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
И в конце нашего тренинга, уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на наши вопросы! |
Анкета – рефлексия для родителей, принимавших участие в тренинге
«Артикуляционная гимнастика»
- Тема тренинга была интересна для Вас?
да |
нет |
- Содержание материала понятно, доступно
да |
нет |
- Возможно ли применение предложенных игр и упражнений в домашних условиях?
да |
Нет
|
- Продолжите предложения:
- Для меня эта встреча полезна тем, что_____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Хотелось бы еще узнать о:_________________________________________________________________________________________________________________________