Окружной практико-ориентированный семинар "Эффективные технологии оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, их воспитывающим"

Опубликовано: 09:08:53 28-01-2021

Автор: Арефьева Оксана Александровна

Документы для скачивания:

Текст к слайдам презентации "Дежурство по классу"
Формат: .docx

Презентация "Дежурство по классу"
Формат: .pptx

Содержимое файтов:

Текст к слайдам презентации "Дежурство по классу"

СЛАЙД 1 Тема: «Формирование общетрудовых навыков через реализацию проекта «дежурство по классу» с использованием teacch терапии и видеомоделирования» В прошлом учебном году я работала тьютором в ресурсном классе. Это был второй класс( третий год обучения) . Класс состоял из пяти учащихся с расстройствами аутистического спектра. Вариант программ 8. 2 8. 3. Вариант программы 8. 2 предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет с одним первым дополнительным классом. Для детей, получивших дошкольное образование, 6 лет, с двумя дополнительными первыми классами. Вариант программы 8. 3 предназначен для образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, осложненными легкой умственной отсталостью, т. е. интеллектуальными нарушениями. Сроки обучения до 6 лет с двумя дополнительными первыми классами. СЛАЙД 2 После адаптации детей к новому помещению класса( поясню: был переход из одного помещения класса в другой) у нас возникла потребность в формировании трудовой деятельности, трудовых навыков у детей. Трудовая деятельность для детей с отклонениями или с задержкой в развитии более доступна, чем учебная, в силу особенностей их психики и интеллекта. Очень часто именно в ней они стремятся реализовываться и почувствовать свою полезность и нужность, как для сверстников, так и для взрослых. СЛАЙД 3 И так как «дежурство» одна из форм организации трудовой деятельности детей решили организовать с детьми «дежурство по классу». Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение воспитательное значение: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую коллективу, способствуют развитию самостоятельности. СЛАЙД 4 Ц ель данной работы: самоорганизация и социализация детей в коллективе. И, следовательно, задачами стали: Развитие трудолюбия, бережливости Спосо бность к преодолению трудностей Создание психологической и практической готовности к труду СЛАЙД 5 Участники проекта: учащиеся второго ресурсного класса с расстройством аутистического спектра. По длительности проект долгосрочный и длился на протяжении учебного года. СЛАЙД 6 Работа строилась по трем этапам: I этап – подготовительный. На данном этапе мы планировали и проектировали работу, т. е. отбирали виды трудовой деятельности, выполняемые детьми в рамках дежурства по классу. Определили индивидуальные задания, соответствующие возможностям учащихся. СЛАЙД 7 С лед ующим действием было оформление, создание визуального материала: подготовка фото с выполнением определенных трудовых действий, с оздание визуальной доски «Дежурство по классу». Также подготовили родителей к предстоящей работе: разъяснили значимость предлагаемой деятельности, перенос видов деятельности и подкрепление родителями труда в домашних условиях. Далее, информирование педагогов о важности выполнения поручений детьми в социуме и дома. СЛАЙД 8 На II основном этапе происходила практическая отработка действий с каждым учащимся. Использовался дифференцированный подход к соблюдению дежурства. Не все учащиеся начали сразу проявлять интерес к новому и включаться в активную трудовую деятельность, некоторым детям была необходима индивидуальная помощь, частичная или постоянная. СЛАЙД 9 – 13( листать фото) Мы выбрали 7 основных направлений трудовой деятельности в классе. Отметить дату в календаре Изменить дату Поменять расписание Стереть с доски Полить цветы П ротереть парту Поднять стул СЛАЙД 14( фото) Также, на данном этапе для выполнения трудовых действ ий детьми стали применя ть Teacch программу, которая ориентирована на детей с отклонениями общего развития, проблемами понимания и общения с другими людьм и в результате расстройства аутистического спектра, умственной отсталости либо иных состояний, для развития максимальной самостоятельности( т. е. мы использовали структурированное обучение, визуальные подсказки, как для читающих, так и для не читающих детей) . СЛАЙД- 15( фото) Дежурные учились выполнять порученное дело полностью и это требовало от детей знаний последовательности необходимых действий. Для некоторых учащихся этого оказалось недостаточно для освоения и усвоения данной работы. И тогда, мы решили попробовать применить такой метод обучения как видеомоделирование( формирование поведения с помощью видеоряда) , т. е. создали своего рода видеоинструкции. Информацию о создании визуальных инструкций и о видеомоделировании вам предоставит Олеся Васильевна, учитель ресурсного класса СЛАЙД – 16, 17( ВЫСТУП ЛЕНИЕ КОЛЛЕГИ) СЛАЙД – 18( ВИДЕОИНСТРУКЦИИ) СЛАЙД- 1 9 Также в своей работе по данному направлению мы использовали разные виды поощрений. Одним детям после выполнения работы было достаточно словесных одобрений, похвалы, другие получали карточки – значки( в нашем случае это были солнышки) , которые говорили о хорошо проделанной работе. Другим требовалось пищевое подкрепление в виде семечек, орешков, мелких печенюшек или конфет) . А кому- то было важно получить приятные для ребенка стимулы, например, щекотка или поглаживание по спине. Либо это были значимые на данный момент стимулы в виде распечатанных картинок, раскрасок, рекламных надписей( в нашем случае) . К каждому применялся индивидуальный подход системы поощрений. СЛАЙД- 20 III этап работы- заключительный. Состоит в расширении проектной зоны( т. е. дежурство не ограничивается только классом, например, это может быть ресурсная зона рядом с классом, либо общий класс, в который возможно перейдет учащийся или это могут быть и другие рекреации школы) . СЛАЙД – 21( ИТОГ РАБОТЫ, ВИДЕО) И в итоге, хотим показать наиболее яркий пример до начала работы и после. Хочется отметить, что только в совокупности использованных методов и визуальных подсказок и видеомоделирования, нам удалось реализовать успешную работу по трудовому воспитанию обучающихся с расстройствами аутистического спектра. СЛАЙД- 22( Благодарим за внимание)

Оставить комментарий: