Использование метода моделирования в различных видах деятельности

Опубликовано: 08:10:48 31-01-2021

Автор: Микольян Ксения Андреевна

Документы для скачивания:

58280_DOKLAD modelirovanie.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

58280_DOKLAD modelirovanie.docx

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере  образования процесс  обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать  моделирование. МОДЕЛИРОВАНИЕ  - наглядно- практический метод обучения. В основе  моделирования  лежит принцип замещения- реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом,   изображением, обыгрыванием ситуации. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем,   моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Стоит отметить, что моделирование не относится только к объектному миру. Моделировать также можно ситуации, обучая детей поведению. Моделирование может проходить как в форме обсуждения проблемной ситуации, так и в виде сюжетно- ролевой игры. ВИДЫ  МОДЕЛЕЙ: предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких- либо объектов. Это могут быть  модели построек. Предметная  модель  - глобус земли или аквариум,   моделирующий  экосистему в миниатюре. предметно- схематические, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов- заместителей, графических знаков. Пример такой  модели – календарь природы, используя специальные значки- символы для обозначения явлений в неживой и живой природе; различные алгоритмы последовательности действий ( последовательность умывания, накрывания на стол и др. ) . графические  модели ( графики, схемы и т. д. )  передают обобщенно ( условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой  модели  может быть план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута( путь и з дома в детский сад, лабиринты) . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА  МОДЕЛИРОВАНИЯ  В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Моделирование  в математическом развитии детей. а) Метод  моделирования  в математике часто встречается в виде  «числовых цепочек». б) Широко используются  модели  при формировании временных  представлений:   модель частей суток, недели, года. Например,   модель  частей суток может состоять из сюжетных картинок, отражающих деятельность человека в разные отрезки суток. в) Для ориентировки в пространстве используется  модель  «комната». Модель  состоит из макета комнаты и предметов мебели. Сначала ребёнок обследует макет, запоминает расположение мебели, а далее играет и рассказывает, где находятся разные предметы и вещи. г)   Модель  «Числовые домики»  и  «Числовая лестница»  также используются в работе при формировании математических представлений. Моделирование  в развитии связной монологической речи. а) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих и описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине. б) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения. в) Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок. г) Пересказ сказок, художественных произведений. д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы. е) Творческая сказка по силуэтным  изображениям. Моделирование  в экологическом воспитании детей. а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки- символы. б) Можно использовать карточки- модели, отражающие общие признаки. в) Можно выделить функции живых  организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими  моделями. г) С помощью картинок- моделей  можно обозначать выделенные признаки ( цвет, форму, численность частей и др. ) д) Схемы- модели  могут обозначать различные среды обитания живых существ ( наземную, воздушную и др. ) . е) С помощью картинок- моделей  можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов. Моделирование в изобразительной деятельности. Моделирование  в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании  технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений. Моделирование в разделе  «Ознакомление с окружающим миром». Дети знакомятся с предметным миром, его объектами, познают окружающий мир, взаимоотношения в обществе через наглядные  модели, которые способствуют их четкому представлению ( вид, структура, форма, назначение и т. д. ) . Используя в своей работе опорные схемы, модели мы учим детей добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, дела ть умозаключения. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок ( под руководством взрослых)  учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические  процессы, как память, внимание,   воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы. Практическая часть Чтобы нам немного подвигаться предлагаю вам обыграть ситуацию «Уступи место»( здесь мы учим детей правильному поведению в транспорте) . Составляем из стульев автобус( наглядная модель объекта) , распределяем роли, обыгрываем ситуацию, делаем выводы. Модели многофункциональны. Они могут  использоваться  в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Коротко коснусь  методики обучения детей графическим моделям  или графической аналогии Применяя графическую аналогию, мы учим  детей  видеть самое главное ( как бы  используя прием свертывания) . Игра  «Что в круге? »   В этой игре дети знакомятся с условным обозначением любых  предметов, учатся классифицировать, разви вают коммуникативную активность  ( практически с педагогами) Нарисуйте на листе, например кружочки, это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура и при этом  перечисляете:   «Это яблоко, это груша, это слива»  и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают назвать недостающие. Потом обводите это большим кругом и  спрашиваете: «Что вы перечислили? ( Фрукты? Тогда круг – это что? Далее дайте детям возможность перечислить все  варианты: круг – это сад, корзина, ваза, тарелка, магазин, рынок, блюдо, натюрморт… Мнемотаблицы Мой мишка( отрывок) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положить. ( З. Александрова) Белка- шалунишка Скачет белка- шалунишка, Рвет с еловых веток шишки, А потом на землю — прыг И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок — Подсушись, боровичок! ( автор неизвестен) Также с помощью метода моделирования можно проводить физ. м инутки, подвижные и малоподвижные игры. Показ кубика с маленькими человечками. Рассказать об использовании светофора в играх и инвентаря( обруч как домик, например) .

Оставить комментарий: