a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование Монтессори-материалов в работе учителя-дефектолога в детском саду. Учитель-дефектолог Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2021-01-31 20:00:03

Документы для скачивания

И СПОЛЬЗОВАНИЕ МОНТЕССОРИ- МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ М. С. Чикризова, учитель- дефектолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2 г. Ш ебекино Белгородской области» Аннотация. Статья посвящена популя рному в последнее время методу обучения детей с ОВЗ итальянского педагога Марии Монтессори. Рассматриваются принципы проведения занятий на основе данной системы, согласующиеся с основными принципами современной коррекционной деятельности. Определя е тся значение использования Монтессори- материалов в кор рекционно- педагогической работе дефектолога. Ключевые слова: система Монтессори, методика, принципы, развитие, упражнения, дидактические материалы, дети с ОВЗ, дефектолог. В настоящее время популярен подход к обучению известного итальянского врач а и педагога Марии Монтессори. Ей принадлежит создание метода «научной педагогики», основанный на необходимостии медицинского, и педагогического вмешательства в жизнь детей с особенностями р азвития. После того, как выяснилось, что благодаря использованию данной методики эти дети осваивают навыки счета, письма и чтения наравне со своими здоровыми сверстниками, система Монтессори стала распространяться по всему миру. В 1907- м в Сан- Лоренцо открылась первая школа Монтессори «Дом ребенка». Здесь п едагог имел возможность широк о применить на практике итоги своих наблюдений и опытов, проверить правильность сделанных выводов. В 1910 г. вышла первая книга о методе Монтессори. В России данная педагогическая система стала применяться лишь в 1990- х годах, и по сей день является популярн ой. Мария Монтессори выделила три главных «участника» развивающего процесса: в центре расположен ребёнок; вокруг него им еется среда; рядом находится педагог в качестве друга и помощника. Монтессо ри сформулировала принципы обучения. Осно вной из них: «Помоги мне сделать это самому! ». Это означает то, что педагог – дефектолог, исходя из интересов и возможностей ребенка, создает ему оптимальную среду для развития творческого потенциала. Опираясь на принцип индивидуального подхода, педагог должен помочь ребёнку максимально реализовать его потенциал на основе игры и интереса. Дети сами выбираю т дидактичес кий материал и длительность з анятий, развиваясь в своем ритме и направлении под руководством педагога. Система дидактического развивающего материала – это подготовленная среда, которая даёт ребе нку возможность постепенно становиться независимым от взрослого. Упражнения заинтересовывают детей, требуют концентрации внимания, тем самым их развивая. Индивидуальное развитие предполагает и самостоятельную коррекцию, когда дети сами должны заметить свои ошибки и их исправлять. Принцип личностного пространства основан и на осознании ребенком своего положения в группе, и на понимание того, что каждый предмет должен находиться на определенном месте. Принцип социального взаимодействия предполагает комплектование разновозра стных групп, в которых младшие дети п олучают помощь от старших. Монтессори считает, что ребенок приобретает жизненный опыт с ранних лет, если его развивать с помощью предметов обихо да: учить застёгивать пуговки, сервировать стол, вытирать пыль и т. д. Важнейший принцип методики Монтессори- свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. Автор считает, что следует воздержива ться от поощрений и наказаний, стараться направлять процесс развития, исходя из индивидуальности каждого ребенка, то есть, позволяя заниматься тем, чем нравится, и тогда, когда за хочется. В настоящее время актуальной проблемой современной педагогики и дефектологии является п оиск наиболее эффективных методов корекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ) . Категория детей с ОВЗ – неодноро дная по своему составу группа, объединяющая детей с различными отклонениями физического и( или) психического развития: нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно- двигательного аппарата, расстройствами эмоционально- волевой сферы и поведения. Цель коррекционно- педагогиче ской работы: привлечь внимание детей, увлечь, вовлечь в деятель ность, разбудить воображение; сделать самостоятельными, уверенными и адаптированными к жизни в обществе. Проведение занятий на основе системы Монтессори согласуется с основными принципами современной коррекционной деятельности. При проведении коррекционно- педаг огической работы с детьми с ОВЗ по методу Монтессори перед дефектологом стоят следующие задачи: - формиров ание ориентировочных реакций; - развитие движений руки и действий с предметами; - формирование сенсорных и математических представлений; - эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть как общие, так и специфические закономерности развития дошкольников с ОВЗ, является использование Монтессори – материалов. Особенность системы М. Монтессори – это уникальная развивающая среда, имеющая четкую логику построения и соответствующая психологическим потребностям ребенка. По данной методике пространство группы для детей дошкольного возраста долж но быть разделен о на 5 зон, в которых решаются определенные коррекционные задачи. 1. В зоне практической жизни дети приобретают навыки, не обходимые в быту, важные практические умения: - в уходе за собой( приготовление еды, уборка, одевание, мытье рук) ; - в заботе об окружающей среде( уборка, уход за растениями и животными) ; - в особых формах движения( ходьба по линии, упражнения в тишине, умения двигаться плавно и бесшумно) ; - в социальных навыках( приветствия, манеры, общение) . 2. В сенсорной зоне дети учатся определять высоту, цвет, ра змер, вес и др. Сенсорные материалы р азвивают органы чувств и мелкую моторику ребенка и подготавливают его к изучению многих учебных предметов. Используются материалы сенсорной зоны: для определения размера- бло ки цилиндров; для определения цвета- цветные таблички; для развития осязания- шершавые таблички, ткани; для развития сл уха- ш умовые цилиндры, музыкальные игрушки; для развития обоняния – баночки с запахами; для развития вкуса – вкусовые баночки; для развит ия стереогностического чувства- геометрические тел а, волшебный мешочек. 3. Математическая зонаучитывае т сенсомоторные потреб ности ребенка. Предполагается работа с конкретным, а не с абстрактным материалом, что значительно облегчает понимание детьми математики. Материалы зо ны математики: пособия для понимания порядкового с чет а, цифр, состава чисел и т. д. – «Шершавые цифры», «Золотые бусины», «Числа и чипсы» и др. 4. Зона родного языка строится на тактильных материала х. Возможность трогать предметы помогает ребенку легче и быстрее подготовиться к обучению письму и чтению. Зона включает в себя материалы: н а расширение словарного запаса- коробочки и карточки, изображающие пр едметы; для обучения письму- шерох оватые буквы, подвижный алфавит; д ля обучения чтению- серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек и др. 5. Зона космического воспитания содержит материал для знакомства с окружающим миром. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких- либо явлений и предлагают самому сделать заключение. Зона включает: представление о географии- континенты, солнечная система; о зоологии- среда обитани я животных; о ботанике- среда обитания растений; об истории линии времени, к алендари; о нау ке четыре стихии, эксперименты. Эти зоны способствуют дальнейшем у всестороннему развитию ребенка В заключение подчеркнём, что м етодика Монтессори благотворно влияет на развитие детей с ОВЗ: способствует позитивному отношению к миру, развитию высших психических функций, повышению результатов обучения, формированию навыков взаимодействия с окружающими. Следовательно, у детей с особенностями развития повышаются жизненные компетенции, что являет ся необходимым для счастливо й жизни в социуме. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. С истема Монтессори в остребована и широко используется в коррекционно- развивающем образовании. В мире насчитывается нескол ько тысяч школ Монтессори. ЛИТЕРАТУРА 1. Ельцова И. А. Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ/ И. А. Ельцова. – Текст: непосредственный/ / Образовани е: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. ( г. Красн одар, май 2019 г. ) . - Краснодар: Новация, 2019. - С. 43- 46. 2. Рязанова А. В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития/ А. В Рязанова/ / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №3. - С. 38- 43. 3. Семаго М. М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. - М. : Генезис, 2011. - 400 с. 4. Система М. Монтессори: Теория и практика. У чеб. п особие для студ. учреждений высш егообразования/ М. Г. Сорокова. - 6- е изд. стер. - М. : Издательский центр «Ак а демия», 2014. - 384 с.

Оставить комментарий: