Конспект по рассматриванию А. Куинджи «Березовая роща» в подготовительной группе.
Документы для скачивания
Конспект по рассматриванию картины А. Куинджи «Березовая роща» в подготовительной группе. Программное содержание: продолжать знакомить детей с пейзажем, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту родной природы. Формировать представления о выразительных средствах, которые использовал художник. Учить высказывать свои впечатления о картине. Предварительная работа: наблюдения в окружающей природе, заучивание стихов, рассматривание пейзажных картин. Ход занятия: Воспитатель: Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Увидеть ее красоту помогают нам художники. Как называются картины, которые они рисуют? Дети: Пейзажи. Художники- пейзажисты. Воспитатель: У нас в России много замечательных художников- пейзажистов. С картинами некоторых из них мы уже знакомились. Назовите их. Дети вспоминают и называют. Воспитатель: Перед вами картина Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща». Художник Куинджи очень любил родную природу и по- своему передавал ее красоту. ( Пауза) . Воспитатель: Что художник изобразил на этой картине? Дети высказываются. Воспитатель: А сейчас послушайте голоса леса и представьте себя в этой роще. ( Включает грамзапись) . Мы с вами попали в березовую рощу в первой половине дня, когда еще не рассеялась утренняя свежесть росы. Листва деревьев пронизана лучами, стволы берез освещены солнцем. Особо притягивает родничок среди поляны. Вода в нем кажется холодной, свежей. По течению воды наш взгляд перемещается на задний план картины, и будто сами пробираемся через чащу. И вот оказались на залитой солнцем поляне. Какое настроение создает у вас эта картина? Дети: радостное, веселое, приятное, хорошее. Воспитатель: Когда вы смотрите на картину, как вы думаете, что художнику кажется красивым? Дети высказываются. Воспитатель: А что больше всего привлекло ваше внимание? Дети отвечают. Воспитатель: Какой день в какое время года изобразил художник? Дети: Летний солнечный день. Воспитатель: Верно. В картине художник блестяще передал состояние летнего солнечного дня. Свет пронизывает белые стволы берез, заливает поляну, четко обрисовывает контуры леса. Картина завораживает своей удивительной солнечностью, радостностью. Какие краски нужны были художнику, чтобы показать нам всю эту красоту? Дети: Зеленая, голубая и т. д. Воспитатель: Давайте посмотрим повнимательнее и определим поточнее цвет зелени на картине, ведь она разная. Посмотрите, какой цвет вот здесь на переднем плане? Дети: Темно- зеленый. Воспитатель: Правильно. Передний план картины погружен в холодную изумрудную тень от невидимых нам крон деревьев. А теперь посмотрите на эту лужайку. Какого она цвета? Почему? Дети: Лужайка светло- зеленого цвета. Она освещена солнцем. Воспитатель: Верно. Рядом с темно- зеленой тенью желто- зеленый, залитый солнцем сияющий луг. А теперь расскажите, как написан лес. Дети: Лес густой, темно- зеленый, но верхушки и края деревьев светлее, потому что они освещены солнцем. Солнце кое- где пробивается сквозь ветки деревьев. Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, как ветви берез на фоне темного леса кажутся кружевными. Легкая голубоватая дымка создает ощущение, что картина наполнена воздухом. А как. к аким приемом художнику удалось показать, что стволы березок тоже освещены солнцем? Дети: белой краской, белыми мазками. Воспитатель: Правильно, солнце, его ослепительный свет несет радость в эту картину. Послушайте пьесу П. И. Чайковского и скажите, одинаковое ли настроение у картины и музыкального произведения? Возможно вам вспомнятся подходящие к этим произведениям( картине и музыке) стихи. А кто не сможет вспомнить стихи, пусть придумает свое название картины. Дети слушают. После слушания читают стихи, высказываются. Воспитатель: Сегодня картина А. И. Куинджи еще раз напомнила нам: посмотрите, как красива родная природа.