Педагогический проект «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Опубликовано: 09:48:19 05-02-2021

Автор: Михайлова Ирина Васильевна

Документы для скачивания:

58350_Proekt Tolerantnost.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

58350_Proekt Tolerantnost.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 г. Азова Педагогический проект «Формирование  толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» Разработали: Музыкальный руководитель: Колтакова Е. Б. Руководитель ИЗО: Макарова Л. А. Педагог- психолог: Касьяненко И. В. Воспитатель: Азов 2017 Название проекта: « Формирование  толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО». Участники:  педагоги и специалисты детского сада, родители, дети. Возраст:  дети 5- 7 лет. ( группы №6; 12) Тип проекта:  познавательно- творческий. По количеству участников:   коллективный. Время реализации проекта: сентябрь — октябрь 2017 г. Форма проведения итогового мероприятия проекта:   Праздник – виртуальная экскурсия «Ростовская область — колыбель многонациональной культуры ». Продукты проекта:   « Национальная ку хня», «Национальный костюм», «Национальные игры», « Национальная культура», танцы народов Дона. Актуальность проекта: Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культур ный эгоизм. Причин этому много: средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважи тельного отношения между детьми независимо от физических возможностей, национальности еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств дете й старшего дошкольного возраста указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенн ая обидчивость, агрессивность. Также наблюдается н изкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в сво е м роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте: именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт воспр иятия окружающего мира у них еще невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в о много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Под толерантностью исследователи понимают: ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному вн утреннему миру каждого человека независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А т акже это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Цель проекта:   Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Задачи: Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. Пополнение материальной базы ДОУ. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Этапы реализации проекта: 1 этап. Подготовительный № п/ п Вид деятельности Задачи реализации проекта Сроки реализации 1 Выявление проблемы Вхождение в проблемную ситуацию; Осознание и личностное восприятие проблемы детьми, родителями, педагогами; Постановка цели и задач; Определение сроков реализации проекта. 1 неделя сентября 2 Создание условий для решения поставленной цели Подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, репродукций картин, книжной графики; Систематизация информации. 1 – 2 неделя сентября 3 Организация работы над проектом Планирование совместной деятельности; Разработка содержания работы по теме; Подбор дидактического материала, дидактических игра, разработка бесед и продуктивной деятельности с детьми. 1 – 2 неделя сентября 2 этап. Основной( практическая деятельность по реализации проекта) Музыкальная деятельность № п/ п Вид деятельности Задачи практической деятельности Сроки реализации 1 Восприятие музыкальных произведений Государственный гимн РФ, муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова. Гимн Ростовской области, муз. и сл. Ф. Анисимова. «Кто живет в Ростове», муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской. Казачья песня « Как у нас было на Дону». Воспитывать любовь к Родине, родному краю; формировать патриотические чувства; разв ивать понимание эмоционально- образного содержания вокальных произведений. Приобщать детей к музыкальной культуре народов Дона; обогащать музыкальными впечатлениями при восприятии музыки разного характера с вычленением необычных созвучий, передающих национальную окраску; знакомить с творчеством композиторов Дона. Развивать эмоциональный отклик при восприятии донского фольклора. Формировать способность понимать эмоци онально- образное содержание песни, отмечать средства музыкальной выразительности. 1 – 2 неделя сентября 3 неделя сентября 2 Пение «Кто живет в Ростове», муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской. «Песня о моем городе», муз. И. Тихомировой, сл. Т. Чегринец. Развивать способность чисто интонировать мелодию, своевременно брать дыхание между музыкальными фразами; эмоционально передавать характер запева и припева. Учить детей отчетливо произносить слова, точно передавая ритмический рисунок мелодии, передавая характер марша. 2 – 4 неделя сентября 3 Музыкально – ритмические движения «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьева. «Мы – дети твои, Россия», муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник. Греческий танец «Сиртаки», М. Теодоракис. К азачий тане ц «Бравый атаман». Казачий танец «У колодца». Армянский танец « Таш – таш ». Корейский танец «С веерами». Д агестанский танец «Лезгинка». Е врейский танец « Хава Нагила ». Развивать способность детей в умении перестраиваться и двигаться в пространстве зала: сужать и расширять круг, проходить в воротца, ходить змейкой, двигаться в трех концентрических кругах противоходом, строить карусель, перестраиваться в три колонны; учить выполнять элементы современного танца. Учить детей выразительно передавать характер национальных танцев. Совершенствовать хороводный шаг, развивать умение импровизировать танцевально – игровые движения. Упражнять детей в умении двигаться поскоками, прямым галопом, энергичным шагом; чувствовать смену частей музыки. 2 – 3 неделя сентября 1 – 4 неделя октября 4 Игра на детских музыкальных инструментах Казачья народная песня «Как у Дона, у реки». Совершенствовать умение детей передавать ритмический рисунок мелодии на ударных и духовых музыкальных инструментах; учить согласовывать звучание своего музыкального инструмента с другими. 4 неделя октября 5 Праздник – виртуальна я экскурсия «Ростовская область — колыбель многонациональной культуры». Развивать представления детей о культуре и традициях народов Дона; формировать уважительное отношение к людям разных национальностей и их обычаям. Развивать у детей принадлежность к торжественным событиям, происходящим в регионе. 4 неделя октября Изобразительная деятельность № п/ п Вид деятельности Задачи практической деятельности Сроки реализации 1 Восприятие художественных произведений Вл. Бегма: «Курган в степи», «Степь ковыльная », «Донской пейзаж», «Степное раздолье». Г. Прошутинский: «На берегу Дона», «Донской пейзаж у Азова», «Белый конь в цветущем поле», «Маки». Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения: любоваться красотой пейзажей. Обратить внимание на цветовое сочетание как способ оказания эмоционального воздействия. 1 – 3 неделя сентября 2 Восприя тие художественных произведений М. Сарьян «Ереванские цветы» и мн. др. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения: любоваться к расотой предметов, необычностью их формы, цвета. 4 неделя сентября 3 Проведение дидактических игр «Цвет и форма», «Фон и цвет», «Составь натюрморт из геометрических фигур» Развивать представления детей о натюрморте. Обратить внимание на сочетание цвета предметов и фона. Совершенствовать умение создавать композиции, передающие характер художественных образов. 1 неделя октября 4 Рисование «Цветочный натюрморт», «Овощной натюрморт», «Фруктовый натюрморт» Продолжить знакомство с жанром натюрморта. Обратить внимание на цвет как средство передачи настроения. Учить детей рисовать свой натюрморт и придумывать историю, рассказ по его содержанию. 2 неделя октября 5 Рассматривание книжной графики П. Лебеденко, «Сказки тихого Дона» Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик к графике; показать отличие графики от живописи. Развивать способность отмечать средства выразительности, используемые в книжной графике: штрих, пятно, точка. 3 неделя октября 6 Посещение выставочного зала «Меценат» Приобщать детей к художественному искусству. Развивать способность давать эстетические оценки и высказывать свои суждения, используя искусствоведческие термины( натюрморт, композиция, фон) . 4 неделя октября Психолого- педагогическая деятельность № п/ п Вид деятельности Задачи практической деятельности Сроки реализации 1 Провести диагностику социальной ситуации развития реб е нка в семье( рисуночная методика «Автопортрет»,   «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные», «Моя семья») . Изучить уро вень компетентности детей по проблеме толерантности. 1 неделя сентября 2 Рисовальные пробы «Как дети дружат», «Подарок другу» Развива ть умение сопереживать, усилить личностного начала посредством совместной деятельности. 2 неделя сентября 3 Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции? » Рассказы детей о членах своей семьи. Развивать чувства «Мы», нравственности, доброжелательного отношения к окружающим. В течение всего срока реализации проекта 4 Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Чей это дом! » «Встречаем гостей», «В гостях у друзей» Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости, эмпатии, разв ив ать эмоциональн ую сфер у. В течение всего срока реализации проекта 5 НОД «Эти разные, разные люди» Продолжать знако мить с понятием «толерантность», воспитывать гуманн ое отношени е друг к другу. 4 неделя сентября Работа с родителями Вид деятельности Ответственный Сроки реализации Консультация родителей « Пс ихологическое здоровье ребенка». Блиц- опрос для родителей: «Что вы понимаете под словом толерантность? » Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка? » Педагог- психолог Касьяненко И. В. В течение всего срока реализации проекта Выпуск памяток- рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру. Педагог- психолог Касьяненко И. В. 4 неделя сентября 3 этап. Заключительный( презентация проектной деятельности) Презентация проекта на собрании педагогов; Диагностика результатов на момент окончания проекта. Систематизация знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре. Оценка результатов Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно- ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности. Ожидаемые результаты: • В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей. • У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей. • Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь. Заключение Разработанные и проведенные нами мероприятия в рамках проекта «Мы разные, но мы вместе», надеемся, позволят пробудить в детях доброту, любовь к окружающим, интерес к людям и культуре других национальностей, усилить взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семь е й и детским садом. Участие родителей в наших мероприятиях должно благотворно повлиять на приобщение детей к истинным ценностям в воспитании основ толерантности.

Комментарии:

Антонина
написано 14 февраля 2021 в 11:05:59
0
Важно формировать толерантность с ранних лет! Прекрасный проект!

Ответить

Оставить комментарий: