рекомендации родителям по развитию речи детей 5-6 лет

Опубликовано: 11:38:10 13-02-2021

Автор: Куданова Ольга Владиславовна

Документы для скачивания:

58426_razvitie rechi.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

58426_razvitie rechi.docx

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте( чтению и письму) , так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя п роцесс обучения. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты. 1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь. 2. Если родителей что- то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. 3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте( освоению навыков чтения и письма) , так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. У частие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость, рекомендуется «играть на кухне». Например, игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. ●  «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики. ●  «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички( с отрезанными головками) . Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка. ●  «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр. ●  «Угощаю». « Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор. п ока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. Можно играть с целью развития грамматического строя речи. ●  «Приготовим сок». «Из яблок сок…( яблочный) ; из груш…( грушевый) ; из слив…( сливовый) ; из вишни…( вишневый) ; из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д. » Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. ●  Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать( с Вашей помощью) , а можно укрепить их на тонком слое пластилина( без Вашей помощи) . ●  Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки( в целях безопасности) . Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон. «По дороге из детского сада( в детский сад) ». ●  «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. ●  «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным( зеленым, синим и т. п. ) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр. » Игровое упражнение на слоговую структуру слов. ●  « Перепутаница ». «Жили- были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака( собака) , ловосы( волосы) , лекосо( колесо) , посаги( сапоги) и пр. » Игра на обогащение словаря ребенка. ●  «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей…( чирикает) . Сова летает, а заяц…( бегает, прыгает) . У коровы теленок, а у лошади…( жеребенок) и т. п. Игра на развитие грамматического строя речи. ●  «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются( кофе, платье, какао, кино, пианино, метро) . «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. ». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях- ответах. «Подвижные игры». ●  «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…» ●  «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки. Можно вводить задания, где соревнуются не дети между собой, а близкие друг другу люди( мама, папа и ребенок) . Например, кто из членов семьи сумеет правильно повторить скороговорку три раза подряд. В этом случае не возникает обид. Можно сочинять сказки, где д ети принимали бы активное участие в придумывании, запоминании, расказывании сказок и рисовании картинок.  В заключении хочется сказать, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Я призываю Вас быть не зрителями и наблюдателми, а активными участниками в жизни своего ребёнка.

Оставить комментарий: