Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Валенки - это сила России»

Опубликовано: 17:29:35 13-02-2021

Автор: Горохова Татьяна Владимировна

Цель ОД: Обогатить  знания  детей о  русской народной зимней обуви – валенках,  истории  и этапах их  изготовления, пользе валенок  для здоровья.

Документы для скачивания:

58429_Valenki.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

58429_Valenki.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №244 Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Валенки- это сила России» Горохова Татьяна Владимировна, в оспитатель первой квалификационной категории 2020- 2021 учебный год Цель ОД: Обогатить знания детей о русской народной зимней обуви – валенках, истории и этапах их изготовлени я, пользе валенок для здоровья. Программные задачи ОД: - познавательное развитие: познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, технологией их изготовления; развивать познавательные интересы детей, их стремление к активной деятельности и творчеству; - соц иально- коммуникативное развитие: ф ормировать знания о роли валяной обуви во времена войн; воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным традициям и промыслам, интерес к истории России. - речевое развитие: формировать умение связно и последовательно выражать свои мысли, обогащать словарный запас; - художественно- эстетическое развити е: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук; - физическое развитие: развивать двигательную активность детей, умения взаимодействовать со сверстниками, с облюдать правила командной игры, формировать навыки здорового образа жизни. Предварительная работа: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок о валенках, рассматривание иллюстраций по теме « Валенки», дидактические игры, выполнение рисунков, аппликативных работ на данную тематику. Развивающая предметно- пространственная среда: - мультимедийная установка; - валенки разных цветов, размеров, рукавицы из шерсти, другие шерстяные вещи; - проигрыватель; - конусы для игры с валенками « Кто быстрее»; - материалы для вышивки «Валенки» Используемые технологии( методы) : И КТ- технологии, бесе да, рассказ воспитателя, обследование, поисковая деятельность, физкультминутки, дидактическая игра, продуктивная деятельность. Описание содержания ОД и способов организации достижения воспита нниками планируемых результатов: Звучит песня в исполнении Л. Руслановой «Валенки»- Ребята, я думаю, что вы не раз слышали эту песню про валенки. Беседа с детьми и показ презентации. - Ребята, а что такое валенки? ( Это обувь. ) - Почему эту обувь назвали- валенками? ( Валенки так называют, потому что их валяют, от слова валять) – Почему «валенки» так называются? Из чего их изготавливают? ( Валенки – это зимние теплые сапоги из теплой овечьей шерсти. ) Дети рассматривают валенк и– разные по цвету, размеру, обследуют их сравнивают с вязаными рукавицами( Те, и другие изготовлены из шерсти, они теплые, их носят зимой. ) – Почему люди так любят носить валенки? ( Рассуждения детей. ) Валенки – традиционно русская обувь, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Валенки – прекрасная, удобная обувь, в них не страшны морозы и метели! Обычно валенки бывают коричневыми, черными, серыми или белыми, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. - Я вам расскажу, как появились валенки у нашего народа. Это произошло более 1, 5 тысяч лет назад. Родина уникального русского изделия – Семёновский уезд Новгородской губернии. Именно здесь в изобрели «шерстяной сапожок»: скатанную овечью шерсть «сварили» в кипятке и прокатили по настилу. С тех пор валенки стали непременным атрибутом русской жизни. - Раньше валенки называли по – разному: «пимы», «чёсанки», «катанки», « валенцы », « самовалочки »- Как вы думаете, почему их называли самовалочки? ( ответы детей) - Правильно, это настоящие валенки, которые делали руками, сами валяли. Получались они мягкие, теплые, потому что они были сделаны с любовью. Мастерство изготовления валенок передавался из поколения в поколения. Так как же их делают? Сначала специальными ножницами стригут овец или коз. ( Слайд 1) . Затем шерсть очищают, моют от грязи, чешут, чтоб она стала мягкой. ( Слайд 2) Прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое, мягкое полотно. ( Слайд 3) Из этого полотна словно из пластилина «лепят» форму валенка, вручную выкладывают голенище и подошву. ( Слайд 4) Вываривают заготовку в кипящей воде. ( Слайд 5) Затем эту заготовку натягивают на колодку и отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. ( Слайд 6) Потом валенок отправляют сушиться, и его остаётся только побрить, чтобы он сделался мягким и блестящим. ( Слайд 7) - Ребята, а вы знаете, чтобы изготовить одну пару валенок мастер з атрачивает от трёх до пяти дней. Вот какой процесс долгий и трудный. - Давайте с вами поиграем в игру «Передай валенок» Физминутка «Передай валенок». Дети встают в круг и под музыку передают валенок. По окончании музыки, у кого остался валенок, тот ребенок выходит в середину и танцует в валенках. - Ребята, а вы знаете, что благодаря русским валенкам, Россия выигрывала войны. Во время Великой Отечественной войны в валенках прятались в лесах партизаны, в белых катанках из козьей шерсти и маскировочных халатах з акапывались в снега, разведчики и снайперы. Валенки спасали бойцов от обморожения и защищали от осколочных снарядов. Мужские валенки были своеобразным секретным оружием. Многим они спасли жизни, помогали сохранять тепло и жизненную энергию и придавали им силы обороняться дальше. ( Слайд 8) . За время войны 1941- 1945годов было изготовлено около 100 миллионов пар валенок. Немцы считали в аленки лучшим трофеем( трофей- добыча, захваченная при победе) и готовы были обменять их на что угодно. И войну 1812 года с французами выиграли благодаря экипировке валяной обувью. Горожане организовывали сбор валенок для армии. Это патриотическое дело помогло обуть всю русскую армию, и сбор зимних вещей для солдат стал в России традицией. В отличие от русских воинов, французы не получили такого необходимого для холодного российского климата обмундирования и потерпели поражение. Так русский валенок победил немецкий сапог, да и французский тоже. - Давайте поиграем с вами в игру «Кто быстрее? » Дети делятся на две команды. Игроки, стоящими первыми по команде надевают валенки, бегут до ориентира и обратно, передают эстафету другому игроку и так далее. - А ещё валенки полезны для здоровья, ведь они не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь. Ноги в них никогда не потеют, и даже ускоряют срастание костей при переломах. Деревенские бабушки и дедушки любят ходить в валенках в любое время года. Они чувствуют древнюю силу овечьей шерсти. - Ребята, давайте поиграем в игру «Назови какие валенки». ( Удобные, низкие, высокие, толстые, тонкие, легкие, теплые, узорные, украшенные, красивые, новые, старые, дырявые, лечебные и т. д. ) - Любят русские зимою В стужу валенки носить, Валенок мы вышить сможем И кому- то подарить- Ребята, мы с вами на нашем кружке «Чудесная иголочка» вышивали разные картины, а сегодня я предлагаю вам попробовать вышить силуэт валенка, вы можете выбрать любой вари ант орнамента на валенке и выбрать любые нитки по своему желанию. Но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика «Обувь » Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. ( попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. ( на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого) . Практическая деятельность детей рассчитана на два занятия. Подведение итогов. - Ребята, что вы сегодня узнали нового о валенках? ( Ответы детей) . Сколько нужно времени, чтобы изготовить пару валенок? А почему говорят, что русский валенок победил немецкий и французский сапог?

Оставить комментарий: