a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проекты

Автор: Емельянова Оксана Ивановна Опубликовано: 2021-02-16 01:24:57

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития воспитанников № 4 «Уголек» Зимующие птицы Проект Воспитатель: Емельянова О. И. Мысковский городской округ 2016 год Содержание Актуальность- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3 Цель проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4 Задачи проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4 Участники проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4 Сроки реализации проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4 Тип проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4 Подготовка проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5 Мероприятия проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5 Этапы реализации проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5 Формы предъявления результатов- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5 Предполагаемые результаты проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6 Планирование и организация деятель ности проекта- - - - - - - - - - - - - - - - - - 6 Приложение 1- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9 Приложение 2- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14 Приложение 3- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17 Приложение 4- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 24 Приложение 5- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26 Морозы жестокие в этом году. Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку: в ее конуре Такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц: За наших воробышков, галок, синиц. Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, и тогда Им будет легко пережить холода. Е. Благинина Актуальность В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи. И мы, педагоги, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни.   Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему? Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Я надеюсь, что организация занятий, бесед, наблюдений за птицами, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного и вместе с тем проникнуться любовью к миру птиц, чувством щадящего, оберегающего ответственного отношения к ним. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты, их повадках и образе жизни. Таким образом, задача взрослых- воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планет е- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. 2. Цель проекта: Воспитание бережного отношения к зимующим птицам через формирование экологических знаний о них. 3. Задачи проекта: 1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. 2. Пополнить предметно- развивающую среду по теме проекта. 3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. 4. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. 5. Развивать отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, птицам, желание помогать им, заботиться о них. 4. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. 5. Сроки реализации проекта: долгосрочный с декабря по февраль. 6. Тип проекта: познавательно- исследовательский. 7. Подготовка проекта: - Определение темы исследовательского проекта: Как выживают в холодное время года зимующие птицы? Чем питаются? - Беседа с детьми о том, чтобы они хотели узнать о жизни зимующих птиц. Постановка проблемного вопроса: Что страшнее для птиц холод или голод и почему? - Сформулировать проблемные вопросы совместно с детьми: «Кто остается с нами зимовать? », «Как помочь птицам зимой? », «Чем питаются птицы зимой? », «Как сделать птичью столовую? », «Что любят есть птицы? ». - Подборка журналов, энциклопедий, альбомов, картинок, художественной литературы, загадок, подвижных игр, дидактических игр, раскрасок, трафаретов, пальчиковых игр. - Сбор материала: изготовление наглядно- дидактических пособий, разработка конспектов занятий, наблюдений, развлечений, схем изготовления кормушек. 8. Мероприятия проекта: - Выставка рисунков «Моя любимая птичка»; - Вывешивание кормушек; - Занятия: «Жизнь птиц зимой», « Кормушка для птиц »; - КВН «Кто больше знает о птицах? »; 9. Этапы реализации проекта: 1- подготовительный. Формулировка цели и задачи, создание условий для реализации проекта; 2- основной. Реализация основных видов деятельности, направленных на реализацию проекта; 3- заключительный. Обобщение материалов проекта. Проведение КВН «Кто больше знает о птицах» с родителями. 10. Формы предъявления результатов: - Оформление альбома «Загадки о зимующих птицах»; - Составление каталога «Пословицы и поговорки, народные приметы о зимующих птицах»; - Оформление альбома «Зимующие птицы Кузбасса»; - Оформление альбома «Схемы и эскизы кормушек»; - Подбор раскрасок с зимующими птицами; - Подбор книг в книжном уголке; - Подбор мнемотаблиц. 11. Предполагаемые результаты проекта: В результате реализации проекта ожидаю, что у детей с формируются знания о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, сходстве и различиях, приспособлении к среде обитания( сезонные изменения, способы защиты) . Дети с могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы. П овыси т ся уровень знаний по теме «Зимующие птицы», познавательный интерес к окружающему миру природы, о богати т ся словарь по данной теме. А для этого в группе будут созданы необходимые условия по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц. Воспитается желание бережного отношения к природе, заботе о зимующих птицах. Дети сами с родителями будут продолжать подкармливать птиц в зимний период. У родителей п овы сится уровень представлений об экологическом воспитании детей, они чаще будут проводить совместные наблюдения со своими детьми в природе. 12. Планирование и организация деятельности проекта: Работа с детьми: Беседы: «Что ты знаешь о птицах? », «Каких птиц зимой не увидишь? », «Меню для птиц», «Как птицы приспособились к зиме? », «Как человек может помочь птицам в холодное время года? ». Составление описательных рассказов о зимующих птицах, о снегире. Отгадывание загадок по теме «Зимующие птицы». Знакомство с пословицами и поговорками, народными приметами. Пальчиковые гимнастики: «В гнездо ворона села…», «Вот на ветках посмотри», «Дятел». Подвижные игры: «День- ночь», «Сова и мыши», «Перелёт птиц», «Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Вороны и воробьи», « Синички и собака», «Найди пару», «Слушай внимательно». Рисование «Моя любимая птичка», «Прилетели снегири», «Птичья столовая», «Синички». Лепка «Птицы на кормушке». Дидактические игры: «Назови птицу которой не стало», «Угадай птицу по описанию», «Назови птичку ласково», «Кто, как голос подаёт? », «Кто, чем питается? », «Угадай, чья тень», «4- й лишний», «Кто, где сидит? », «Найди по контуру», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Один- много», «Кого чем угостить? », «Сравни и расскажи», «Назови детёнышей», «Отгадай загадку», «Что можно, а что – нельзя». Наблюдения: за птицами прилетающими к кормушке; за синичками, вороной, воробьями: кто чем питается, кто как ведет себя в кормушке; «Какие звуки издают птицы( карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей; за поведение м птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. Труд в природе: кормить птиц. Изготовление альбома с загадками про зимующих птиц. Рассматривание картин и презентаций о зимующих птицах. Изготовление кормушек для птиц из тетрапаков. Занятия: «Жизнь птиц зимой», «Кормушка для птиц». Чтение художественной литературы: , Г. Серебрицкий «Берегите птиц», И. Поленков «Синичкина кладовая», Ю. Никонова «Зимние гости», Пришвин «Кладовая солнца», «Синичкин календарь», А. Барков «Голоса леса», В. Бианки «Лесные домишки», и «Чей нос лучше? », Л. Воронкова «Птичьи кормушки», просмотр мультфильма «Серая шейка». Слушание аудиозаписи с голосами птиц. КВН «Кто больше знает о птицах? » Работа с родителями: Совместно с ребенком сделать к ормушку. Изготовление кроссвордов про зимующих птиц. Заучивание стихотворени я «З имующи е птиц ы» Л. Кламбоцкой. Наглядная информация: - Оформление папки- передвижки «Покормите птиц зимой ». - Р екомендации «Как и из чего сделать кормушку для птиц». - Домашнее задание по лексической теме «Зимующие птицы». - Заготовка корма для птиц. - Р екомендации родителям по подбору художественной литературы для чтения детям. - О формление папки- передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края». - Информационный стенд «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Приложение 1 Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Жизнь птиц зимой» Цель: Закрепление знаний детей о жизни птиц в зимний период. З адачи: О бобщить знания детей о зимующих птицах. В ыявить экологические знания детей. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. Развивать умение отгадывать загадки. Ход занятия. Белым снегом все покрыто: И деревья, и дома. Свиснет ветер легкокрылый: «Здравствуй, зимушка- зима». Вновь для птиц кормушки ставят, Насыпают в них корма. И поют пичужек стаи: «Здравствуй, зимушка- зима». ( Г. Ладонщиков) Как называют этих птиц, которые остаются с нами на зиму? - зимующие. А как живется зимой птицам? - холодно и голодно. Почему? - насекомые в спячке, ягоды, семена, трав а под снегом. П равильно. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода. И в суровые холодные зимы очень много птиц погибают. А теперь отгадайте загадку: Птичка- невеличка Ножки имеет А ходить не умеет. Хочет сделать шажок- Получается прыжок. - - - ( Воробей) Расскажите о нем? ( маленькие, неунывающие, бойкие птицы. С пинка коричневая. с продольными черными полосками. хвос т- черно- бурый, крылья тоже темно- бурые, головка серая. Питаются зернышками и семенами Продолжение приложения 1 растений. Зиму проводят рядом с нами. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться. ) Где они зимуют? - в щелях стен, под крышами домов и заброшенных гнездах. Где находят себе пищу? - во дворах, на свалках, в кормушках. Чем питаются? ( хлебными крошками, семенами) . Какие звуки они издают? - чирикают. Воробьи селятся стайками. Если сторо ж- воробей заметит хищника, то сразу начинают чирикать, и птицы улетают Послушайте следующую з агадк у: Эта хищница болтлива Воровата, суетлива. Стрекотунья, белобока, а зовут ее( сорока) . Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, в парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Часто их можно видеть стайкой от двух до пяти птиц, перелетающих с дерева на дерево с громким стрекотаньем. Чаще всего это взрослая пара со своими птенцами- слетками. Пары отважно защищают свою территорию от других сорок. Чем же они питаются? ( сороки питаются самой разной пищей. ) В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую- нибудь пищу и у него. Сорока — всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу — насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц. Продолжение приложения 1 Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы- черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание. Как она выглядит? - крупная птица, с красивым черно- белым опереньем. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая; хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнутый внизу. Летают сороки не очень хорошо. Любят перепрыгивать с места на место. Почему ее называют сороко й- воровкой? Где устраивают гнезда? - на ветках деревьев или кустарников. Какие звуки издает сорока? - стрекочет. Какую пользу приносят сороки? - поедают насекомых, переносят семена растений. Следующая з агадка: Зимой на ветках яблоки скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это? ( снегири. ) . Снегир и- прилетают перед первым снегом. И народ заметил, как только прилетели снегири, значит завтра или послезавтра пойдет снег. Поэтому их прозвали снегирями. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. Снегирь — доверчивая и общительная птица. Если кто- нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Как же выглядит снегирь? - верх головы, крылья, хвост и пятно под клюво м- черные. Спина голубовато- серая, брюшко красное. Клюв короткий, черный, толстый Продолжение приложения 1 Зачем такой клюв нужен снегирю? - расклевывать ягоды рябины, семена клена, есть зернышки) Снегир ь- малоподвижная птица, по земле скачет короткими пры жками, ныряет в снег и купается. Загадка: Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. ( Клёст) Расскажите о нем, Окраска перьев оранжево- красная, крылья и хвост буро- черные. Посмотрите на ее клюв. Расскажите о нем. Таким клювом удобно щелкать орешки. Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Они строят теплое гнездо для птенцов на деревьях. И поют песни( кле- кле- кле) . Загадка: Носят серенький жилет, Но у крыльев чёрный цвет. Видиш ь- кружат двадцать пар кричат: - Карр! Карр! Карр! ( ворона) Физминутка. Птицы высоко летали- - ( дети бегают, Птицы крыльями махали- - ( дети машут руками, А теперь они спустились- - ( приседают, Продолжение приложения 1 У них крылышки сложил ись- - - ( прячут руки за спину) . Посмотрите, а это что за птица? Синица- Синица очень прожорлива- ест она в течение дня почти непрерывно, причем даже в том случае если не голодна: она все равно охотится для того, чтобы спрятать добычу, а потом, когда проголодается, - съесть. Складывает синица она свои запасы в укромном месте- дупле, расщелине. Все птицы разн ы е, но у каждого есть птенцы У воробь я- воробьята У голубя- голубята У ворон ы- воронята У галки- галчата У галк и- галчата. У сов ы- совята Как мы с вами должны помогать птицам? - построить кормушки. Представьте, что каждый сделал кормушку. На мою кормушку прилетел воробей, а на твою мног о- воробьев. На мою голубь, а на твою много( голубей) Синица, много? ( синиц) Щегол, много? ( щеглов) Дятел, много? ( дятлов) Сорока, много? ( сорок) Скажите а чем мы угостим наших птиц? Воробья? - крошками, семена. Ворону? - очистками овощей, любую пищу. Синиц? - салом. Снегиря? - рябиной, семечками арбуза, тыквы. Голубей? - пшеном, хлебом Свиристель? - семечками. , рябиной. Игра" Скажи наоборот" У вороны большие крылья, а у воробья( маленькие крылышки) . У сороки длинный хвост, а у воробья( коротенький хвостик) У дятла большая голова, а у синицы( маленькая головка) . Ворона каркает, а воробей- ( чирикает) . Продолжение приложения 1 У человека дети, а у пти ц- птенцы. У животных шерсть, а у птиц( перья) . Скажите, а кто из птиц как говорит? Воробе й- чирикает Синица- тинькает. Сова- ухает. Какие правила мы с вами должны соблюдать в природе? - не оставлять на улице пакеты, банки, коробки. Птиц надо подкармливать в одном и том же месте. Не разорять птичьих гнезд. Кормить птиц ежедневно, в одно и тоже время. К орма класть немного для того, чтобы подкормить их в трудное время. Приложение 2 Конспект занятия «Кормушка для птиц» Цель: Воспитание заботливого отношения к пернатым друзьям. Задачи: Закрепить с детьми элементарные представления о жизни птиц в зимний период. Вызвать желание оказать птицам посильную помощь: создать кормушки для птиц. Р асширить и уточнить некоторые представления детей об особенностях питания птиц, связ и с человеком. П родемонстрировать способы изготовления кормушек. Ход занятия Вос- ль. Ребята, когда я шла в детский сад, то видела птиц. Они сидели на деревьях нахохленные. Почему? Дети: Им грустно. Им холодно. Ни кто их не кормит. Вос- ль: А какое сейчас время года? Дети: Зима. Вос- ль: В се мы знаем, что сейчас зима. Зима красивое время года? Дети: Да. Вос- ль: А что лежит на земле, на деревьях? Дети: Снег. Вос- ль: Да, такая сказочная картина. На земле снег, на деревьях снег, м орозец. Вы любите это время года? Почему? Дети: Потому, что катаемся на санках, коньках. Снеговика лепим. Крепости строим из снега. В снежки играем. Вос- ль: Конечно, все вы любите это время года. А давайте с вами подумаем о том, любят ли это время года животные в лесу. Как мы их называем? Дети: Дикие, потому что они живут не дома. Вос- ль: Как вы думаете, они любят зиму? Дети: Нет. Вос- ль: Почему? Дети: Потому, что холодно и есть нечего. Вос- ль: А почему нечего есть? Продолжение приложения 2 Дети: Потому что негде найти пищу все в снегу. Вос- ль: Да ребята, вы во всем правы. А кто нарисован на этой картинке( показывает картинку с изображением ежа) Дети: Еж. Вос- ль: А что он делает зимой? Дети: Спит. Вос- ль: А если бы он не спал, что бы делал? Дети: Он бы искал пищу. Вос- ль: Нашел бы он ее? Дети: Нет. Вос- ль: Правильно не нашёл и умер с голоду. Вот поэтому он спит. Так природа заботится о животных. А кто это? Дети: Лось. Он питается травой. Вос- ль: А достаточно ли ему травы зимой? Дети: Нет. Трава покрыта снегом. Вос- ль: А вы знаете, что люди заботятся зимой о животных? Называют как этих людей? Дети: Спасатели. Вос- ль: Нет. Не спасатели, а егеря. Они с осени заготавливают сено. В лесу на полянке устанавливается столовая, где выкладывают сено. Как вы думаете смогли бы животные прожить без человека? Дети: Нет. Вос- ль: Тогда, им наверное не очень нравится зима? А что им нравится? Дети: Лето. Вос- ль: Да, летом достаточно пищи. И так мы поговорили о животных. А теперь давайте поговорим о птицах. Прошло лето, наступила осень, похолодало. Что делают птицы? Продолжение приложения 2 Дети: Улетают на юг. Вос- ль: А все ли птицы улетают? Дети: Нет, остаются голуби. Вороны, воробьи, синички, клест прилетает. ( воспитатель показывает картинки птиц) Вос- ль: Как вы думаете, тяжело живется птицам в городе зимой? Дети: Галкам, воробьям, воронам, сороке живется хорошо. Из люди кормят. Вос- ль: А как можно помочь птицам в городе? Дети: Мы их кормим. Вос- ль: А как? Дети: Мы семечки сыплем, хлебные крошки даем. Вос- ль: А куда? Дети: В кормушку. Вос- ль: А из чего она может быть сделана? Дети: Из дерева, из пластиковых бутылок, из пакета из- под молока. Вос- ль: Деревянный домик мы сделать не сможем. Нам это еще сложно. Из чего же мы с вами можем сделать кормушку? Дети: Из пластиковой бутылки, из бумаги. Вос- ль: Склеить из бумаги. А если пойдет снег или дождь, все расклеится. Вспомните про пакеты из под кефира и молока. Ребята нарисуйте домики, которые вы хотите сделать. Дети приступают к работе. А затем мастерим вместе с детьми кормушки из бутылок, пакетов. Посмотрите, какие замечательные кормушки получились, можно будет их повесить возле своего подъезда и кормить птиц с родителями. А на нашем участке уже висят замечательные столовые для птиц, которые вы сделали с родителями и мы будем тоже на прогулке подкармливать птиц, наблюдать за их поведением. Приложение 3 Конспект КВН «Кто больше знает о птицах? » в подготовительной группе с родителями Цель: Закрепление представлений детей о жизни зимующих птиц. З адачи: У точнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; С овершенствовать грамматический строй речи; Р азвивать логическое мышление, связную речь; А ктивизировать внимание и память; В оспитывать доброе отношение к природе. Материал: карточки с изображением птиц, магнитная азбука, тарелочки с кормом для птиц. Ход. С егодня мы поговорим с вами о птицах. Некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в тёплые страны, другие остались, у них есть свои секреты, как пережить зиму. - Как одним словом называют этих птиц? ( зимующие) - Как вы думаете, почему зимой трудно живётся птицам? ( Птицам голодно. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав- п од снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, тёплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода) . - В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. Девять погибают от голода. Сытой птице и сильный мороз не страшен, голодную и небольшой морозец может погубить. - Дети, а кто же сможет помочь голодающим птицам? - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. - А чтобы птицам помочь, надо знать, где они живут; что едят, как себя ведут, какую пользу приносят людям. Продолжение приложения 3- Сегодня у нас состоится КВН между командами «Совушки» и «Воробышки». Обе команды должны показать свои знания о птицах соревнуясь между собой. А родители вам в этом помогут. - С ейчас разделитесь на 2 команды, выберите капитанов команд, сядьте за столы. Необходимо выбрать и справедливое жюри. ( Выбирают) - За каждый правильный ответ жюри будет присуждать одно очко, т. е. будет дорисовывать глаза, уши и т. д. на контуре птицы. ( 2 птицы) - У чьей птицы будет больше дорисовано частей тела, та команда и будет победителем. Команду- победительницу ждут призы. Правила игры вы знаете. - А теперь настало время приветствия команд. Приветственное слово команд. - Вы в КВН пришли играть, Чтобы о птицах больше знать. «Совушки» Мы любим птиц и бережём, В обиду их никому не даём. Чтобы птицы были человеку рады, Заботиться о них нам надо! Привет соперникам мы говорим, Не огорчайтесь, если победим. «Воробышки » Свои покажем знания Птицам верные друзья мы! Каждый из нас птиц защитит, О каждой птице душа у нас болит. Готовы мы сегодня поиграть, Все вместе о птицах рассуждать. ( Команды получают право на дорисовку птиц) Продолжение приложения 3- Молодцы, команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас! - Чтобы участники обеих команд показали свои знания достойно, нужно им размяться. Разминка. - Сейчас мы вспомним зимующих птиц, отгадав загадки. Первую загадку я вам загадаю, какая команда быстрее ответит правильно, та начнёт загадывать свои загадки. ( Команды загадывают друг другу свои загадки. Соперники отгадывают) - И так, я вижу, что команды размялись, настроение у всех хорошее, и я думаю, что теперь можно приступать к выполнению заданий. Конкурс команд. 1. Игра «Путаница»( логическая задача) - Разделите нарисованных на карточках птиц на 2 группы( кто- то их перепутал) Команда, выполнившая задание первой и назвавшая, по какому принципу разделили птиц на 2 группы, зарабатывает очко. 2. Игра «Узнай по описанию»- Ответ вы должны произнести вслух после того, как( впишите) найдёте его в слове с пропущенными буквами, предварительно, конечно вставите эти буквы. 3. Игра «Поломанные слова»- Названия птиц мы узнаем после того, как вы исправите поломанные слова. ( работа с магнитными буквами на доске) ТЕЛДЯ, ЦАСИНИ 4. Ребусы- А сейчас уважаемые команды вы должны рассказать о птицах, названия которых зашифрованы в ребусах. Рассказывать вы будете по такому плану: Продолжение приложения 3* * * ГИРЬ Внешний вид птицы. Осталась зимовать или прилетела с севера? СВИРИСТ( ЕЛЬ) Где живёт? Чем питается? Какую пользу приносит? ( или по модели) А теперь давайте отдохнём. Физкультминутка. Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем – Крылья мы сложим назад. Экспресс – опрос. Какая команда даст больше ответов. 1. Какая птица дольше всех живёт? ( ворон) 2. Пользу или вред приносит синица зимой, когда все насекомые спят? ( пользу, они уничтожают зимующих насекомых вредителей) 3. Какая птица высиживает птенцов зимой? ( клёст) 4. Семена какого сорного растения едят только снегири? ( конского щавеля) 5. Какой корм не едят воробьи в зимнее время и охотно поедают синицы? ( семена арбуза) 6. Почему сало для синиц надо вешать на тонкие ветки? ( унесут вороны) 7. Почему для корма птиц не годятся ржаные крошки, особенно зимой? Продолжение приложения 3 8. В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? 9. Какие птицы прилетают к нам с севера? ( снегири, свиристели) Конкурс капитанов. - Как потрудились наши команды, мы увидели, а теперь подошло время для конкурса капитанов. Решение проблемного вопроса. Как человек может помочь птицам перенести суровую зиму? - Как подкармливать птиц? Назовите эти правила. Прикрепляя кормушку, не обламывайте ветки. Не прибивайте к стволу дерева. Сметайте с кормушки хлеб. Не кладите в кормушки куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы не едят. Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно к семенам добавлять крошки белого хлеба, кусочки несолёного мяса. Игра «Кто что ест? » Выйдите из- за столов. Закройте глаза. Представьте что вы в зимнем парке, пришли покормить птиц. А теперь откройте глаза, возьмите тарелочки и «покормите птиц»( картинки) тем кормом, который они едят. Пусть они радуют нас своими песнями( включается магнитофонная запись с голосами птиц) . Домашнее задание. Чтение стихов. «Совушки» Городские птицы- Спутники твои: Голуби, синицы. Галки, воробьи… Этих птиц не надо, Продолжение приложения 3 Друг мой обижать: Из больших рогаток В воробьёв стрелять, На ворон сердиться, Голубей ловить… И тогда всем птицам Станет легче жить! «Воробышки» Покормите этих птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо, Сколько гибнет их- не счесть- Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Подведение итогов. - К акие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о зимующих птицах и теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем нашего КВН. ( рассматриваются дорисованные контуры птиц) Награждается команда- победительница. ( о стальным поощрительные призы) - Спасибо всем участникам, жюри, зрителям! Приложение 4 Консультация для родителей. Покормите птиц зимой. Наступила зима. Перелётные птицы уже давно улетели в тёплые края. Но  ведь есть ещё и зимующие птицы! Это воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Зимой в городе можно увидеть даже таких лесных жителей, как снегирь, свиристель, поползень, дятел, сова. В холодное время года птицам всё труднее становится добывать себе пропитание. Им нужна наша помощь! Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности. Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку. Самая простая кормушка – это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы корм не сдувало ветром. Можно приспособить под кормушку различные пакеты из- под сока, пластиковые бутылки и т. п. Напоминаем простые правила,  о которых не стоит забывать У кормушки должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождём. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её. Корм для разных птиц Для свиристелей и снегирей подходит кормушка- сетка( её можно сделать из старой сетки) . В неё помещают заготовленные на зиму плоды рябины. Синицы с удовольствием будут лакомиться высушенными семенами арбуза и дыни, семечками подсолнуха и тыквы( не жареными) , кусочками несолёного мяса и сала. Можно повесить за окном в сетке кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба( чёрного ржаного давать нельзя) . Поползни едят всё то, что и синицы. Рады полакомится хлебом воробьи и голуби. Для кормления лучше  использовать измельчённый черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде Продолжение приложения 4 замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Голубей лучше кормить в парке или во дворе. Иначе они вытеснят остальных птиц. Более осторожные птицы просто не будут появляться возле кормушки. Кормушку нужно повесить так, чтобы ребёнок хорошо видел её из окна. Если ежедневно в одно и то же время оставлять корм в кормушке, то птицы будут слетаться к этому времени. Если корм класть нерегулярно, то птицы перестанут прилетать. Нужно, чтобы хоть немного корма было каждый день. Надеемся, что этой зимой вы сделаете вместе с детьми свою птичью столовую. Это будет важной помощью нашим пернатым друзьям. Приложение 5 Рекомендации «Как и из чего сделать кормушку для птиц». Очень необычные,  интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого произвольные фигурки из картона( колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они легко развешиваются на веточках. Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.   Для синичек Синички- единственные птички, которые способны кушать на лету. Самым простым кормом для них будет кусок сала, висящий на веревке- а вороны и голуби не смогут его съесть. Классическая кормушка.   Для изготовления самой популярной" модели" кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10- 15 см, достаточно крупная, 2 листа ДВП или доски, метла. Березовую ветвь следует разрезать на 4 ровных куска и прикрепить к ним ДВП или доски. Наверх прикрепите метлу( нижнюю часть) , чтобы кормушка была устойчивой, после чего можно вешать ее на дерево. Из пластиковой бутылки. Можно изготовить из пластиковой бутылка и простой вариант автокормушки. Подготовьте какую- нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать, вам нужно будет только время от времени наполнять кормушку. Продолжение приложения 5 Самая простая кормушка— из молочного пакета.   Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево.   Сложные конструкции. Рассмотрите и более сложные модели кормушек, которые могут стать настоящим украшением любого двора или сада. На столбах укрепляются стационарные кормушки для птичек. Их кормовые столики и крыши можно изготавливать из тонкой фанеры или древесно- стружечных плит. Можно сделать и двухэтажную кормушку, использовав для невысокого первого этажа жестяную чашу с бортиками, а второй этаж делая деревянным. Крышки и боковые стенки позволяют сделать так, чтобы корм был недоступен для голубей, а синицы любят заскакивать в укрытия и быстро освоятся в своей новой столовой. Помочь пернатым друзьям, своевременно развесить кормушки стало доброй традицией в нашем детском саду.   Список литературы: В. В. Иваницкий. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. - М. : ООО «Издательство ACT», 2001. - 397с. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009. Каменева Л. А. , Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство- Пресс, 2007. Пер. К. Мишиной, А Зыковой. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / - М. : Эксмо, 2003. - 512с. Проект «Зимующие птицы»

Оставить комментарий: