Доклад: "Методы работы с художественной литературой."

Опубликовано: 14:58:23 22-02-2021

Автор: Епанчинцева Ирина Святославна

Документы для скачивания:

58539_Metody raboty s hudozhestvennoy literaturoy.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

58539_Metody raboty s hudozhestvennoy literaturoy.docx

Методы работы с художественной литературой. Детская  литература  в России возникла на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно- эстетическому и нравственному формированию многих поколений. Произведения  художественной литературы раскрывают перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями  художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, доброта и любовь. Основными методами ознакомления с художественной литературой  являются следующие:   1) ЧТЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ по книге или наизусть. Это дословная передача текста. 2) РАССКАЗЫВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ. Это относительно свободная передача текста 3) ИНСЦЕНИРОВАНИЕ. средство вторичного ознакомление с художественным произведением. 4) ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ или пересказ текста. Традиционно в  методике  работыс худ. литературой принято выделять две формы  работы  с книгой в детском саду: чтение и рассказывание. Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова: Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения( стихотворные и прозаические) , обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы( в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка) . Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах. Вторая мл. гр. может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы: Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам. Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий. Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек. Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки. . К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся: Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге. Формирование навыка нравственной оценки произведения. Развитие способности к сопереживанию героям. В старшей группе список задач расширяется: Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения( по главам) . Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. К задачам подготовительной группы относятся: Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова. Развитие у дошкольников чувства юмора. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения( проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов) . Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать. Типы занятий по чтению в детском саду. Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками: Чтение, рассказывание либо пересказ какого- то одного произведения. Чтение двух и более произведений, которые объединяет одна тематика или образ( например, стихи о зиме, осени и т. д. , русские народные сказки о медведе, лисе, зайчике) . При этом можно комбинировать тексты одного либо разных жанров. Например, на тему дружбы: басню Л. Толстого «Два товарища» с рассказом той же тематики В. Осеевой «Синие листья». О зиме: загадку, стихотворение «Всюду снег» А. Бродского и рассказ «Зимой» И. Соколова- Микитова. О вежливом и уважительном отношении к окружающим: рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», «Просто старушка» и русскую народную сказку «Морозко». Одно произведение детям может быть уже известны, а с другим они только будут знакомиться. 3. Объединение на занятии произведений разных видов искусства. Например, чтение сказки «Снегурочка» и прослушивание фрагментов из одноимённой оперы Н. Римского- Корсакова или чтение сказки «Иван Царевич и Серый Волк» и рассматривание к ней иллюстраций В. Васнецова. Чтение либо рассказывание с опорой на наглядность. Как правило, это повторное рассказывание сказки с показом игрушек, персонажей театра( настольного, кукольного, на фланелеграфе) , демонстрацией слайдов. Подготовка к занятию включает следующие моменты: - выбор произведения в соответствии с разработанными критериями( художественный уровень и воспитательное значение) , с учетом возраста детей, текущей образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой; - определение программного содержания – литературной и воспитательной задач; - подготовка воспитателя к чтению произведения: нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное( прочувствовали его) . С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идет работа над выразительностью передачи: ( основной тон, интонации) ; расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции. Обяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: замена Другим словом во время чтения прозы, Подбор синонимов( избушка лубяная – деревянная, горница – комната) ; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинк ой( «течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке) ; . Методика проведения занятия по художественному чтению зависят от типа занятия, содержания литературного материала возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением- выразительное чтение воспитателя, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения, знакомство с писателем: демонстрация портрета, припоминание знакомых произведений данного автора, рассматривание книг, иллюстраций к ним, показ предметной наглядности, создание игровых ситуаций, постановка проблемного вопроса, объяснение непонятных слов и др. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр( рассказ, сказка, стихотворение) , имя автора. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Во второй части проводится беседа о прочитанном, помогающая определить жанр, основное содержание, особенности структуры произведения, средства художественной выразительности. Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям: Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему? На кого бы вы хотели быть похожи? С кем бы вы не стали дружить? Вопросы на выявление ключевого смысла произведения: Кто виновен в том, что мама- воробьиха потеряла свой хвост( М. Горький «Воробьишко») ? Почему сказка «У страха глаза велики» так называется? Вопросы на обнаружение мотива: Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке( «Маша и медведь») ? Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей( ненецкая народная сказка «Кукушка») ? Зачем лиса намазала себе голову тестом( «Лиса и волк») ? Вопросы подводящие к выводам Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю? Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде( например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь- огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом? » и другие) . Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.   В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее: Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию. Прозаические произведения( сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости( хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи( например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки) . В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу. К приемам художественного чтения и рассказывания  относят: основной тон, логические ударения, темп, силу голоса, голосовые интонации, позу, мимику, жесты.

Оставить комментарий: