a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Почему же дети слышат, но не слушают?

Автор: Расулова Елена Анатольевна Опубликовано: 2021-02-23 14:55:03

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап.

Почему же дети не слышат своих родителей? Или не хотят слышать? Здесь нет однозначного ответа, бывают «глухи» к словам родителей дети разного возраста, да и причины такого поведения ребенка тоже не одинаковы. Можно выделить наиболее часто встречающиеся ситуации.

 

Например, ребенок слышит, но игнорирует сделанное замечание или просьбу родителей, чтобы привлечь к себе их внимание. Такое часто встречается в семьях, где дети избалованы и привыкли к вседозволенности, либо им не хватает искренней заинтересованности со стороны взрослых. Что еще остается ребенку, который толком не может объяснить папе или маме, что он хочет родительского внимания? Частный случай, нередко провоцирующий такое поведение со стороны детей – разные требования со стороны взрослых членов семьи, особенно если они имеют привычку пререкаться по поводу методов воспитания при самом ребенке.

 

Кроме того, ребенок может протестовать против постоянного давления со стороны родителей. Особенно характерно такое поведение для детей с сильным характером, который, как известно, проявляется уже в раннем возрасте, а взрослые воспринимают становление черт характера ребенка лишь как упрямство и непослушание.

Конечно, полное отсутствие конфликтных ситуаций — это утопия, но свести к минимуму непонимание между детьми и родителями вполне возможно. Разные поколения родителей  часто делают одну и ту же ошибку, обвиняя во всем ребенка и унаследованный им «вредный» характер, часто забывая о том, что не только дети должны слышать родителей, но и родители также внимательно должны относится к словам собственных детей.

 

Разговаривать с детьми, особенно если просьба или увещевания действительно важны, нужно с позиции равных. Для начала спуститесь на уровень ребенка, чтобы не нависать над ним своей массой и авторитетом.

Повышенные тона в общении с  ребенком ни к чему, кроме противодействия, обычно не приводят. Особенно это утверждение касается маленьких детей: вместе с родительским криком к ним не приходит понимание ситуации. Слушаться, и главное — слышать, родителей малыш будет только в том случае, если чувствует в равной степени любовь и доброту, строгость и понимание. Да, и еще: избегайте оценок личности ребенка, сравнений с другими детьми, малыши, пусть и неосознанно, очень чувствительно относятся к подобным заявлениям родителей. Речь в разговоре должна идти только о поступках.

 

Разумеется, если вы хотите донести свою просьбу до ребенка – не кричите через всю квартиру. Подойдите, привлеките к себе внимание спокойным окликом или поглаживанием по голове, и только когда увидите, что ребенок оторвался от своих занятий и готов вас слушать – говорите.

Малышам до 5 лет и подросткам необходимо больше времени для переключения с одной задачи на другую. У маленьких детей еще не созрела нервная система, а подросткам важно выдержать паузу, чтобы подчеркнуть свою «взрослость» и независимость. По возможности, заранее предупреждайте детей о необходимых делах, планируйте их вместе.

 

Если по вашему мнению решение конкретной ситуации может быть только однозначным и не предполагает право выбора, формулируйте просьбу кратко, говорите доброжелательно, грамотно расставляйте акценты. Всегда помните о житейской мудрости: «Поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

 

При общении с малышами важно умение родителей превращать все в игру – в этом случае удается избежать ненужных пререканий и наладить дружеские отношения с ребенком. Например, уборку игрушек можно превратить в «сбор урожая», а заодно потренироваться в счете и знании растений.

 

Будьте мудры, делая поручения детям, особенно дошкольного возраста. Непосильные задания не только провоцируют конфликты, но и могут привести к формированию у малыша комплекса неполноценности. Все дети развиваются по-разному и то, что легко дается соседскому малышу, может быть невыполнимо для вашего ребенка.

Оставить комментарий: