a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар практикум "Игра в жизни ребенка и взрослого"

Автор: Абрамова Валентина Александровна Опубликовано: 2021-02-26 04:23:35

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска" ДЕТСКИЙ САД № 9" «Волшебные ладошки» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Составитель: воспитатель Епанчинцева И. С. Срок реализации: 1 год Ялуторовск, 2020 Пояснительная записка. «Чем больше мастерства в детской руке,                                   тем умнее  ребёнок». Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации со взрослыми сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Цель программы: - создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; - развитие ручной умелости через выполнение предметно- практических действий. - развитие познавательной и творческой активности детей; Задачи программы: Образовательные: - формировать произвольные  координированные движения  пальцев рук, глаз,       гибкость рук, ритмичность, развивать осязательное  восприятие( тактильной, кожной  чувствительности пальцев рук) ; - формировать практические умения и навыки; - обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.   Развивающие: - развить мелкую моторику пальцев, кистей рук; - совершенствовать  движения рук; - развивать творческую активность- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание,                   логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;   Воспитательные: - воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим( доброжелательность, чувство товарищества и т. д. ) ; - воспитывать и развивать художественный вкус; - воспитывать усидчивость, целенаправленность. II. Содержание программы по развитию мелкой моторики. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно- практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам. Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 4- 5 лет. Всего 32 занятия. Мониторинг проводится 2 раза в год( в сентябре и мае) . Срок реализации кружка  – октябрь- апрель Режим:  1 раз в неделю, по вторникам. Продолжительность – 20 минут Содержание программы представлено в следующих разделах: 1. «Пальчиковый игротренинг» Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. 2. «Ручная умелость» Рисование пластилином и карандашами. Конструирование из бумаги в технике оригами. Аппликация. 3. «Графические навыки» Рисование по трафаретам. Вырезывание ножницами. Штриховка. Дорисовка. 4. «Игры и действия с предметами» Узнавать предметы на ощупь. Работа с крупой, фасолью, горохом. Нанизывание бус, пуговиц на проволоку. Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек. Семян. В разделе «Пальчиковый «игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии( техника оригами) , с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш. В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико- пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Ожидаемые результаты: 1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту. 2. Овладение разными видами ручной умелости. 3. Овладение приемами работы с разными инструментами. 4. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности. 5. Овладение нормами этики поведения. III. Учебно – тематический план 1. Осенние цветы. 2. Дождик. 3. Бумажный мячик. 4. Любимые игрушки. 5. Кружат листья по дорожкам. 6. Огород и овощи 7. Сад. Фрукты. 8. Ягоды. 9. Дом. Семья. 10. Мебель. Квартира. 11. Зима 12. Зимние забавы. 13. Украсим елку. 14. Игрушки на елку. 15. Зимующие птицы 16. Домашние животные 17. Домашние птицы 18. Транспорт. 19. Подарок для близких. 20. Наша армия. 21. Весна. 22. Мамин праздник 23. Комнатные растения. 24. Дикие животные. 25. Перелетные птицы. 26. Весенние цветы. 27. Дом, в котором мы живем. 28. Правила дорожного движения 29Рыбки. 30. Насекомые. 31. Бабочки. 32. Лето. Тема Цель Содержание Октябрь 1«Дождик» Учить ритмично пальцами стучать по твердой поверхности, проводить прямые линии в нужном направлении. 1. Пальчиковое упражнение « Дождик» 2. Массаж кисти рук 3. Графические упражнения «Дождь идет» 2. «Любимые игрушки» Развивать мелкую моторику пальцев; учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура; определять предмет на ощупь 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», «Шарики» 2. Игра «Что это? » 3. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч». 3. «Кружат листья по дорожкам» Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев, развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3. Пластилинография. «Осеннее дерево». 4. «Огород. Овощи». Развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. 1. «Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» Ноябрь 1. «Сад. Фрукты» Развивать мелкую моторику пальцев; учить наносить пластилин на основу. 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты» 2. «Ягоды» Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру; продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. 1. Пальчиковая игра «Ягодки». 2. Выкладывание гороха по нарисованному контуру. 3. Пластилинография. «Клубника». 3. «Дом. Семья» Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости; продолжать формировать графические навыки. 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить. 4. «Мебель, квартира» Развивать мелкие движения пальцев рук, их двигательную активность; развивать ориентировку на плоскости; совершенствовать зрительную память. 1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2. Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3. «Продолжи узор». Раскрашивание геометрических фигур. Декабрь 1. «Зима» Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу; развивать внимание, логическое мышление. 1. «Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 2. Игра «Что лишнее и почему? » 3. «Сказочный домик»( оригами) 2. «Зимние забавы» Упражнять в координации движений с речью; продолжать работать над развитием мелкой моторики; научить скатывать шарики из салфеток. 1. Хороводная игра «Снежная баба» 2. Игра с пробками «Лыжи» 3. «Веселый снеговик»- аппликация из комочков, сделанных из салфеток. 3. «Украсим елку» Развивать мелкую моторику пальцев; учить складывать круг пополам, находить середину круга; учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. 1. Игра «Наведем порядок»( группировка предметов по признаку) . 2. «Бусы на елку»- выкладывание геометр. фигур в определенной последовательности. 3. «Елочная игрушка»( оригами) 4. «Игрушки на елку» Развивать мелкую моторику пальцев; 1. Пальчиковая игра «Елочка». 2. Нанизывание пуговиц классифицируя по цвету. 3. Горит огнями елочка( рисование пальчиком) Январь 1. «Зимующие птицы» Развивать мелкую моторику пальцев; упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. 1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2. Пальчиковая игра «Снегири» 3. «Птица»- обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. 2. «Домашние животные» Продолжать работать над развитием мелкой моторики; совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. 1. «Маленький конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных. 2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. Февраль 1. «Домашние птицы» Учить штриховать мелкими штрихами; развивать мелкую моторику пальцев рук. 1. «Накормим птичек»- комкание бумаги в маленькие комочки. 2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок»( штриховка) 2. «Транспорт» Учить складывать фигуры из бумаги; развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук; закреплять назначение транспорта. 1. Рисуем машину пальчиками на крупе. 2. Игра «Назови вид транспорта и его назначение» 3. «Машина»( оригами) из бумаги. 3. «Подарок для близких» Учить действовать по словесной инструкции; продолжать работать над развитием мелкой моторики; учить работать с бумагой. 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек- прокатывание колючего мяча между ладошек. 3. Оригами. 4. «Наша Армия» Продолжать развивать зрительно моторные функции; учить штриховать в разных направлениях. 1. Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2. Пальчиковая игра «Солдаты». 3. Штриховка «Танк». Март 1. «Весна» Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить работать с крупой. 1. «Потекли ручейки»- рисование пальцами на крупе. 2. Нанизывание пуговиц в чередовании. 3. Аппликация из пшена «Солнышко» 2. «Мамин праздник» Развивать мелкую моторику; учить действовать по словесной инструкции; продолжать учить складывать цветы из бумаги. 1. Завязывание бантика на подарке. 2. Сматывание клубка для бабушки. 3. Открытка для мамы( оригами) 3. «Комнатные растения» Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить штриховать в разных направлениях. 1. П\ и «На окне в горшочке» 2. Обрывание цветка по контуру. 3. Штриховка цветка в горшке. 4. «Дикие животные» Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций; учить работать с ножницами; познакомить с новым видом штриховки: клубок. 1. Игра «Кто, где живет? » Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2. Игра «Кто, чем питается? » В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это и что ест. 3. Штриховка диких животных( новый вид: клубок) . Апрель 1. «Перелетные птицы» Упражнять в выкладывании фигур из палочек; работать над развитием зрительно моторных функций; продолжать учить работать с ножницами. 1. Пальчиковая игра «Птички прилетали» 2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек. 3. Обвести птицу по трафарету и вырезать. 2. «Весенние цветы» Учить работать с трафаретами и шаблонами; продолжать учить работать с бумагой. 1. Упражнение «Мотылек». 2. Работа с трафаретами( в парах) , изготовление зашумленных картинок. 3. Коллективная аппликация «Весенний луг». 3. «Дом, в котором мы живем» Упражнять в работе с трафаретами; учить ориентироваться на микроплоскости. 1. Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка. 2. Пальчиковая гимнастика «Дом». 3. Выкладывание дома пластилиновыми жгутиками по контуру. 4. «Правила дорожного движения» Учить работать ножницами, прикладывать пластилиновые жгутиковые колбаски по контуру; продолжать работать над развитием мелкой моторики 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3. Пластилинография. «Светофор» Литература. 1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. 2. Гаврилова С. Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3- 6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009. 3. Новиковская О. А. . : АСТ; СПб. ; Сова 2007. 4. Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008. 5. «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/ Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008 6. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. Изд. «Карапуз» 2005. 7. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких». Детство- пресс 2010 8. Т. А. Воробьева: 50 уроков для подготовки руки к письму для детей 4- 6 лет. Изд.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10 г. Нерчинска Семинар – практикум для педагогов «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» Выполнила: А брамова В. А. , воспитатель Провела: воспитатель Абрамова В. А. 2017 г. 1. Организационная часть   — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребенка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка. — Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину. — Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно- ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по- своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир. — Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры: Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка. Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной. Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети — большие фантазеры. Не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры. Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка. 2. П рактическая часть 1.  Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении. Упражнение «Знакомство». Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество. 2. Игра «Дождь в лесу». Педагоги становятся в круг друг за другом — они превращаются в деревья в лесу. Педагог читает текст, педагоги выполняют действия. — В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни. 3. Упражнение «Мы – команда! ». Цель: сплочение коллектива. Группа выполняет задания быстро и четко. Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; 4. Игра «Медведь перед дровосеками». Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников. Время: 10- 15 минут. Педагог:  — Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции.  Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки — это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо! Вы прилежные и храбрые дровосеки. — А теперь мне нужен один доброволец… Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем. Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться. — Если кто- нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться. — Но со временем медведей станет трое, потом — четверо и так далее.  Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас — выход Медведя: пожалуйста, мощный рев… 5. Упражнение- раскрепощение «Дотронься до …». Педагог:  — Дотроньтесь до желтого! Участники должны быстро найти в комнате или одежде что- то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и так далее. Игра проходит быстро и весело. 6.  Упражнение “Группа”. Все прогуливаются по комнате, и кто- то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности: “Внимание! На нас напали пещерные львы! ». После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо, чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом. 7. Релаксация «Заброшенный сад». Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Время: 10 минут. Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы. Ведущий:  — Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому- то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь… Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По- видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы. — Вы начинаете наводить порядок в окружающей Вас части сада.  Возможно, Вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как Вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок… — Когда Вы устанете и Вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую Вы уже привели в порядок, и сравните с той, которой Ваша рука еще не касалась.  Теперь скажите саду «До свидания! » и со свежими силами возвращайтесь сюда. 8. Рефлексия: Упражнение со всеми педагогами. Все встают в круг и произносят фразу «Я люблю тебя и весь мир! », которая сопровождается жестами «Я»- правой рукой показываем себя; «люблю»- правая рука прикладывается к сердцу; «тебя»- разводим обе руки; «и весь мир»- руками описываем большой круг и шлем воздушный поцелуй. Повторяем 3 раза.

Оставить комментарий: