"Формирование культуры здоровья воспитанников посредством здоровьесберегающих технологий"
Документы для скачивания
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД « СОЛНЫШКО» Формирование культуры здоровья воспитанников посредством здоровьесберегающих технологий Воспитатель Бакетова Вера Николаевна 11. 01. 2019 Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего. Детский возраст- время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети выросли здоровыми, закаленными, сильными. Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо бы ло для осознания того, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников. В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решать все перечисленные задачи. Таким образом, можно заключить, что при систематическом проведении физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего обучения. Также, воспитание детей в ДОУ в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в моей работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту. А так же убедить родителей в необходимости закалять своих детей и вести здоровый образ жизни. Продолжая работу по данному направлению, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать укреплению здоровья дошкольников, коррекции не только психомоторного, но и эмоционального и общего психического разви тия. В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие технологии: утренняя гимнастика; гимнастика после сна непосредственно образовательная деятельность ( НОД) по физической культуре; обучение детей основам культуры здоровья; гимнастика для глаз; релаксация; физминутки; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; прогулки; самомассаж. коррекция плоскостопия; c казкотерапия. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурных занятий, на прогулке, в групповой комнате. Подбираются соответственно возрасту и используются ежедневн о. Для полноценного физического развития детей, реализации п отребности в движении, большое внимание было уделено созданию здоровьесберегающего пространства. В нашем детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным спортивным инвентарём. В группе оборудован физкультурный уголок, для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков. Спортивный инвентарь доступен для детей и ребенок при желании может воспользоваться им. Огромное значение в сохранении и укреплении здоровья дошкольников играет распорядок дня. Правильно построенный режим дня, который выполняется на протяжении всего периода образования детей в дошкольном учреждении, постепенно формирует у ребёнка разнообразные полезные привычки и навыки. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, испытывают эмоциональные нагрузки, это может повлечь за собой перенапряжение нервной системы. Поэтому ежедневно использую разнообразные формы и методы работы( наглядные, словесные, практические) , организую так педагогический процесс, чтобы утомление детей легко устранялось, использую смену поз и действий, упражнения на релаксацию. Своевременный отдых, дружеская атмосфера являются действенными мерами защиты нервной системы детей. Провожу беседы, знакомлю детей с произведениями художественной л итературой по теме здоровье, по безопасности и ЗОЖ. Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Я выбрала наиболее доступные формы закаливания: - соблюдение температурного режима в течение дня; - правильная организация прогулки и ее длительность; - соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей; - дыхательная гимнастика после сна; - нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; - проведение утренней гимнастики на свежем воздухе; - солевое закаливание- после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят по ним; - обтирание мягкой варежкой. Использование различных форм здоровьесберегающих технологий привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная работа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в сотрудничестве с семьей. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных особенностей физического развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Именно поэтому необходимо тесно сотрудничать с родителями, предоставляя им информацию о развитии и воспитании детей, а также знакомить со спортивной жизнью детс кого сада. : Просвещение родителей организуется через различные формы: - «Витамины для детей» - газета; - «Забота о здоровье ребенка – наша общая обязанность» - консультация; - «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни » - анкетирование; - «Чтоб улыбка сияла» - памятка; - «Как необходимо оздоравливать ребенка в осенний период» - советы –рекомендации; - «Дети и компьютер», «Кишечная инфекция» - консультации; - «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - папка- передвижка и д р. И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решать все перечисленные задачи. Таким образом, можно заключить, что при систематическом проведении физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего обучения. Также, воспитание детей в ДОУ в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее. № физкультурно- оздоровительные мероприятия Периодичность Место в режиме дня 1 Образовательная деятельность 3 раза в неделю в первую половину дня в соответствие с утвержденным расписанием 2 Утренняя гимнастика Ежедневно в 08. 05. 3 Гимнастика пробуждения Ежедневно, после дневного сна 15. 00 4 Закаливание Ежедневно в течение дня; после гимнастики пробуждения. 5 Ходьба по корригирующим дорожкам Ежедневно, после дневного сна 6 Ходьба по дорожке здоровья В летнее время, ежедневно. 7 Дыхательная гимнастика Ежедневно в течение дня; после гимнастики пробуждения. 8 Самомассаж 3 раза в неделю 9 Коммуникативные игры 1 раз в неделю в утренние или вечерние часы 10 Артикуляционная гимнастика 3 раза в неделю, в утренние часы 11 Пальчиковые гимнастики Ежедневно 12 Су- джок терапия 2 раза в неделю в утренние часы 13 Зрительная гимнастика 2- 3 раза в неделю 14 Сказкотерапия 1 раз в неделю, вторая половина дня 15 Релаксационные игры Понедельник, пятница 16 Подвижные игры, игры эстафеты, элементы спортивных игр Ежедневно, во время образовательной деятельности и на всех прогулках. 17 Физкультминутки В середине каждой ОД 18 Игры на развитие эмоций 2 раза в неделю, время на усмотрение педагога 19 Проблемно- игровые ситуации Ежедневно 20 Физкультурные развлечения 1 раз в месяц 21 Физкультурные праздники 1раз в квартал