a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект «Развивающая среда группы как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Смородкина Нина Евгеньевна Опубликовано: 2021-02-28 19:26:34

Документы для скачивания

Защита проекта( 1 слайд) Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю долгосрочный групповой проект на тему « Развивающая среда группы как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста »( 2слайд) Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе вечный источник детского разума В. Сухомлинский( 3 слайд) Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта: Актуальность  данной работы заключается в том, что экологическое воспитание – это проблема нашего времени. Воспитать экологически грамотную личность можно, создавая развивающую среду экологического направления, в котором ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы и активно взаимодействуя с ними. ( 4 слайд) ЦЕЛЬ моего проекта создать условия для формирования элементов экологической культуры старших дошкольников. ( 5 слайд) З АДАЧА моего проекта Создать поэтапную систему работы по эколо гическому образованию с детьми и их родителями; Формировать у дошкольников основные экологические представления и понятия о живой и неживой природе, учить  устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями; ( 6 слайд) Этапы реализации моего проекта Реализация проекта рассчитана на 8 месяцев: с октября 2020 года по май 2021 года 1 этап – подготовител ьный  ( 1- 2 недели октябрь 2021 года) 1 п одготовительный этап включает: Изучение программно- методического материала по направлению данной работы. Обеспечение образовательной деят ельности методическим материал ом. Совершенствование развивающе й среды, создание новых пособий по данной теме. 2 этап – практический  ( с 3 недели октября 2020 года – апрель 2021 года) Реализация поставленных задач. Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников. Раз работка краткосрочных проектов Разработать календарь природы Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно- эстетической, трудовой, экспериментальной деятельности Привлечь родителей в работу по реализации проекта. 3 этап – обобщающе- результативный  ( май 2021 года) Выявление и оценка эффективности проведенной раб оты по экологическому развитию детей старше подготовительной группы 4 этап – презентация проекта Представление проекта на педагогических советах П оделиться опытом своей работы( 7 слайд) О ЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1. У воспитанников повысится уровень экологической грамотности; 2. Появится потребность в общении с природой; 3. Воспитанники смогут наблюдать самостоятельно за объектами живой и неживой природы, анализировать, делать выводы, видеть красоту природы; ( 8 слайд) Мод ель развивающей среды( объяснения по слайдом) Вывод( слайд 23) Анализируя результат своей работы пришла к выводу. что донный проект качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей творческого потенциала всех участников проекта, а главное, оказывает положительное влияете на развитие детей. Во всех возрастных группах Спасибо за внимание Использованная литература:  С. Н. Николаева « Система экологического воспитания дошкольников».  З. Ф. Аксёнова « Войди в природу другом». С. Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольном детст Т. А. Виноградова, Т. А. Маркова « Опыт организации экологического образования в детском саду». Дошкольная педагогика № 5 2005 года « Организация развивающего пространства» Н. М. Марецкая. Т. М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми 6- 7 лет». С. В. Машкова, Г. Н. Суздалева « Познавательн о- исследовательские занятия с детьми на экологической тропе».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Ржевского района Тверской области Тема: «Развивающая среда группы как средство формирования экологической культуры у детей старшего возраста» Начало: 1. 10. 20г. Закончено: 1. 03. 21г. Ржевский район 2020 Введение Экология – это наука, и произошла она от слова « ойкас »- дом, жилище, место обитания. Это все живое, что нас окружает, чем мы живем. Из дошкольной педагогики появилось новое направление воспитания- экологическое воспитание. Согласно «ФГОС ДО » образовательная область «Познавательное развитие», которая предусматривает формирование нравственных качеств, экологически грамотного поведения, навыков труда, экологизацию различных видов детской деятельности, Эколого- развивающая среда- это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Эколого- развивающая среда в детском саду должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого- эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм. Создавая эколого- развивающую среду, необходимо учитывать основные принципы: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости и принцип учета половых и возрастных различий детей. По экологическому воспитанию подрастающего поколения работали С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Е. Ф. Терентьева, Н. Н. Вересова, Н. Н. Кондратьева, которые ведущим фактором развития экологического сознания и мышления признают знания детей о природных объектах и их представлениях о взаимосвязях в природе. В настоящее время нет единого понятия «Эколого- развивающая среда», но мы опирались на определение эколого- развивающей среды и пространства, данное С. Н. Николаевой. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Актуальность педагогической работы  по экологическому воспитанию дошкольников обусловлена потребностью общества. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными. Дошкольное воспитание- это начальное звено в экологическом образовании, поэтому в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. У дошкольников формируются первые основы экологического мышления, сознания, так же закладываются начальные элементы экологической культуры. Продуманная организация знакомства с миром природы, прогулок, наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний; средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Таким образом, приобретенные в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Тип проекта: познавательный Вид проекта: творческий, исследовательский Продолжительность проекта: д олгосрочный Возраст детей: старшей дошкольный( 5- 7лет) Проблема: Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к потери интереса окружающего мира. Даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического воспитания подрастающего поколения, но и развития личности ребенка. Новизна:  элементы новизны прослеживаются в применении интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников, что позволяет еженедельно, ежемесячно решать задачи экологического воспитания в совместной деятельности не только в рамках непосредственно- образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В связи с актуальностью данной проблемы  основной целью является:  создание условий для формирования элементов экологической культуры старших дошкольников. Задачи: • продолжать вызывать познавательный интерес к окружающему миру; • формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково- познавательной деятельности; • формировать умения анализировать, делать выводы, видеть красоту природу; • развивать потребность в общении с природой; • поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой; • воспитывать уважение и бережное отношение к растениям и животным. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно- ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена  следующим принципам: - Принцип организации личностно- ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. - Принцип системности – воспитательно- образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности. - Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений. - Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей. - Принцип коллективизма. - Принцип интеграции- ( познавательная деятельность, развитие речи, музыкальная деятельность, изодеятельность, театрализованная деятельность) взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду. - Принцип креативности. - Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье, что обеспечивает интерес к экологическому воспитанию, мотивацию, а затем и потребность в ней. Методы экологического воспитания  построены на совместной деятельности дошкольников и педагогов. Мы знакомим своих воспитанников с природой, используя для этого: 1. Наглядные методы:  рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр мультимедийных презентаций. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные, очень яркие представления о природе. 2. Практические методы:  моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя, таким образом, свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности. 3. Словесные методы:  беседы, чтение книг, заучивание наизусть стихотворений, импровизированные и подготовленные рассказы воспитанников или педагогов. Основная функция их- расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней. Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами экологического воспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы. Модель построения  экологической предметно- пространственной развивающей среды включает следующие организационно- педагогические блоки: - мотивационный, направленный на формирование позитивного отношения педагогов к экологическому воспитанию дошкольников; - теоретический, определяющий концептуальные подходы к построению модели среды; - проектировочный, включающий развитие умений педагогов конструировать среду; - практический, обеспечивающий наполнение существующей среды образовательного учреждения экологическим содержанием. Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. ( Пришвин М. М. ) Развивающая предметно- пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности дошкольника и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного и социального развития. Предметно- пространственная развивающая среда в ДОУ включает все, что доступно восприятию дошкольника и использованию им в практической деятельности. Экологическая предметно- пространственная развивающая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности дошкольника по освоению экологических знаний, воспитание нравственно- ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде. Экологическая предметно- пространственная развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке педагога. В этом случае среда выполняет: познавательную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей предметно- пространственной среды в группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно- развивающая среда по экологическому воспитанию дошкольников в нашей возрастной группе эстетически оформлена и оснащена разными материалами и пособиями ( приложение № 1) : Содержание уголка природы: - календари природы( по времени года, месяцам, неделям) ; - дневник наблюдения за( растениями, природными явлениями) ; - комнатные растения и необходимые инструменты по уходу за ними; - глобус; - дидактические игры( «Почемучка», «Что с начало – что потом? », « Аскорбинка и ее друзья», «Где мы растем? », «Сад и огород», «Чьи семена? » и др. ) ; - наглядно- дидактические пособия: репродукции картин известных художников, изображения экосистем; - настольно- печатные игры: ( «Собери картинку», лабиринты «Помоги животному добраться домой», «Пищевая цепочка» и др. ) ; - коллекции животных( домашних, диких, насекомых, птиц, морских и речных обитателей) ; - коллекции тканей( растительного, животного и искусственного происхождения) ; - нитки и изделия из них; - коллекция образцов коры и древесины; - муляжи( фруктов, овощей, продуктов питания) ; - муляжи динозавров( трицератопс, кентрозавр, мамонт) ; - панцирь синего рака( настоящий) ; - альбомы «Времена года»; - коллекции( семян, камней, ракушек, шишек, каштанов, желудей, косточек, круп) ; - гербарий хвойных и лиственных растений; - поделки и рисунки из природного материала( а также поделки, сделанные самой природой из: глины, песка и воды) ; - художественная литература о природе( «Что такое – Кто такой? », «Я познаю мир», «Тайны близкие и далекие», «Секреты и диковинки окружающего мира», и др. ) ; - энциклопедии( История человечества, Динозавры, Планета Земля, Покорители морей, Атлас мира, Тело человека, Наука вокруг нас, Все о машинах) ; - аудиозаписи со звуками природы, птиц( П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена»)  ( приложение № 2) . Предметно- пространственная среда по экологическому воспитанию позволяет: - наблюдать и ухаживать за комнатными растениями; - вести календарь погоды; - вести дневник наблюдений; - рассматривать картины и иллюстрации о природе; - играть в дидактические игры, с муляжами животных; - делать поделки из природного материала; - ухаживать за посадками «огород на подоконнике» ( приложение № 3) . Мини – лаборатория  предназначена для организации детской элементарно- исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечивает дошкольникам не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. В мини- лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: - лупа; - песочные часы; - песок; - глина; - почва; - сахар; - соль; - камни; - магниты; - ракушки; - семена растений; - крупы; - пробки; - бусины; - мелки- различные палочки, трубочки, емкости и мн. др.  ( приложение № 4) . Организуя непосредственно- образовательную деятельность по экологическому воспитанию мы используем следующие формы работы с дошкольниками: - экскурсии в природу; - игры- путешествия; - викторины; - исследования; - наблюдения; - экспериментирование  . Сотрудничество с семьями воспитанников по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. С 30 марта 2020 года был введен режим самоизоляции, в связи с COVID- 19, родители вместе со своими детьми находились длительное время дома, Находясь в таких условиях, они стремились мотивировать себя и детей положительными моментами, запечатлив некоторые из них. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Из выше сказанного можно сделать вывод, что насыщенная предметно- пространственная развивающая среда по экологическому воспитанию становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В связи с этим, развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно- пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Ожидаемый результат: 1. У воспитанников повысится уровень экологической грамотности; 2. Появится потребность в общении с природой; 3. Воспитанники смогут наблюдать самостоятельно за объектами живой и неживой природы, анализировать, делать выводы, видеть красоту природы; 4. Воспитанники смогут отображать свои впечатления в творческой деятельности; 5. Расширится кругозор. Список используемой литературы: 1. Беседина, А. Ф. Учите детей любить природу/ А. Ф. Беседина. — Текст: непосредственный/ / Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. ( г. Санкт- Петербург, июль 2017 г. ) . — Санкт- Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 25- 27. — URL:   https: / / moluch. ru/ conf/ ped/ archive/ 216/ 12663/  ( дата обращения: 24. 08. 2020) . 2. Васильева, Е. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ/ Е. В. Васильева, М. В. Крайнова, А. В. Муканова. — Текст: непосредственный/ / Молодой ученый. — 2017. — № 47. 1( 181. 1) . — С. 25- 32. — URL:   https: / / moluch. ru/ archive/ 181/ 46598/  ( дата обращения: 20. 08. 2020) . 3. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. От 6 до 7 лет: учеб. - метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения/ Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016. – 225 с. 4. Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы[ Текст] : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Мн. : УП « Технопринт », 2005. – 228 с. 5. Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы. От 6 до 7 лет: учеб. н агляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения/ Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016. – 48 с. 6. Николаева С. Н. « Методика экологического воспитания в детском саду», 2002г. 7. Саченко, А. И. Читаем детям: хрестоматия: пособие для педагогов учреждения дошк. образования. В 3т. Т. 3. От 5 до 7 лет. В 2 кн. Кн. 2/ сост. А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск: Экоперспектива, 2015. – 479 с. 8. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е. А. Стреха. – Минск: Нар. а света, 2012. – 64 с. 9. Интернет- ресурсы. Приложение Роль предметно- развивающей среды в экологическом воспитании дошкольников Проблема экологического образования подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем.   Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.          Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.          Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности. За последние десятилетия ХХ века разработана методика экологического образования дошкольников. В качестве ее базовой основы выступила традиционная методика ознакомления детей с природой. Основные цели и задачи современной методики экологического образования направлены на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры, которая включает в себя осознанное и разумное отношение к природе и ее объектам, к людям, охраняющим и созидающим ее; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. То есть, это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с миром природы. Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.   Эколого- развивающая среда – это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.   Эколого- развивающая среда в детском саду должна способствовать: −            познавательному развитию ребенка; −         эколого- эстетическому развитию; −         оздоровлению ребенка; −         формированию нравственных качеств; −         формированию экологически грамотного поведения; −         экологизации различных видов детской деятельности. Создавая эколого- развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.   Модель экологической предметно- развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры,   уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности, групповой участок, клумбы и огород. Рассмотрим все компоненты более подробно.   Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней,   календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности,   мини- огород.  Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.   Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей пятого года жизни и оборудование для опытнической деятельности. Опытническая деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников. В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лет   о в деревне», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», « Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», « Зоолото » и другие.   В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.   Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. В нашей группе он включает в себя следующее: игрушки- модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов,  серию предметных и сюжетных картинок,   различные альбомы( « Весна- красна », «Лето, ах, лето…», «Вот и осень…», «Домашние животные и птицы», «Будь природе другом! »,  «Экологический альбом» и другие) ,  дидактические карточки «Правила поведения в природе»,   графические модели и пособия ( панно «Лес»,  макеты «На бабушкином дворе»,   «Морские обитатели»,   книга « Круглый год») .   Оформление группового пространства способствует эколого- эстетическому развитию ребёнка. В процессе оформления принимали участие педагоги( стенд «Я пришёл», аппликативные композиции природного содержания) ,  родители( коврик в игровом уголке, настенные композиции)   и, конечно же, сами воспитанники( декоративные элементы оформления) . В театральном уголке подобраны различные маски( животных, насекомых,   овощей и фруктов)   и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр- инсценировок, способствующих эколого- эстетическому развитию детей и формированию их нравственных качеств. Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.   Например, принимая участие в конкурсе «Царство зимушки- зимы» родители нашей группы изготовили на групповом участке вот такие ледяные фигуры, изображающие экзотических животных( черепаха, крокодил,     змея) ,   а для участия в акции «Птичья столовая» были изготовлены кормушки для птиц. В летний период с участием родителей на участке были оформлены следующие природные зоны: «Уголок леса», «Сельское подворье»,     «Искусственный водоём». Формированию осознанного экологически- грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями на цветочных клумбах и огороде. Огород используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе. Выращенная продукция используется непосредственно в рационе питания детей. В перспективе мы планируем и в дальнейшем обогащать эколого- развивающую среду нашей группы и активно вовлекать в этот процесс семьи воспитанников.   В заключение хотелось бы сказать следующее.   Методический поиск педагогов по созданию эколого- развивающей среды в современном ДОУ должен осуществляться в направлении личностно- ориентированного и вариативного подхода к детям. Необходим творческий подход к обучению и воспитанию детей в данном направлении, поиск и внедрение новых технологий всего учебно- воспитательного процесса. Каждый ребёнок индивидуален и уникален и наша задача сохранять и развивать эту индивидуальность и создавать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально- чувственное восприятие мира позволило малышу стать  Человеком.

Оставить комментарий: