a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по формированию финансовой грамотности

Автор: Волох Виктория Викторовна Опубликовано: 2021-03-01 03:49:26

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Вишенка» г. Назарово Красноярского края Принят а н а педагогическом совете                                     У тверждаю Протокол №                                 Заведующий МБ ДОУ «Д етский сад № 11 «Вишенка».                                        _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Н. А. Волобуева Прика з_ _ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   П рограмма по формированию основ финансовой грамотности «АЗБУКА ФИНАНСОВ»( для детей 5- 7 лет) Автор- с оставитель: Волох Виктория Викторовна- воспитатель г. Назарово, 2020 СОДЕРЖАНИЕ раздел стр I Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка 1. 1. 1. Цели и задачи реализации программы 1. 1. 2. Принципы и подходы к реализации программы 1. 1. 3. Значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. 1. 2. Планируемые результаты освоения программы 1. 3. Система оценки результатов освоения Программы. II Содержательный раздел 2. 1. Организация образовательной деятельности. 2. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 2. 3 Примерное календарно- тематическое планирование 2. 4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников III Организационный раздел 3. 1. Описание м атериально- техническо го обеспечени я программы 3. 2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3. 3. Особенности о рганизаци и развивающей предметно- пространственной среды I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Финансовая грамотность, в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039- р – это результат процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий( например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др. ) и решения сложных арифметических задач. В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Отличительные особенности данной образовательной программы в том, что основной идеей данной программы является – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. 1. 1. 1. Цели и задачи реализации программы Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономических компетенций и предпосылок финансов ой грамотност и. Задачи: С формировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители; Раскрыть взаимосвязь понятий: труд, продукт( результат труда) деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; Р асширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»; С формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; З аложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; Н аучить соотносить понятия надо, хочу и могу; С формировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; А ктивизировать коммуникативную деятельность детей; С пособствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; С пособствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово экономических отношений между людьми в обществе; О беспечить психолого- педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка. 1. 1. 2. Принципы и подходы к формированию программы В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: - Полноценное проживани е ребенком всех этапов детства; - Амплификации детского развития; - Учет индивидуальных особенностей детей; - Системности и комплексности( системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие) ; - Принцип развивающего обучения( принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие) ; - Принцип комфортности( предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка) , все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха; - Сотрудничество организации с семьей. Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей( законных представителей) . Программа «Азбука финансов» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 7 лет. Срок реализации программы два учебных года. Для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей( законных представителей) , досуги и т. д. Продолжительность занятий: - для детей 5 6 лет 20- 25 минут; - для детей 6 7 лет 25- 30 минут. Форма обучения по программе «Азбука финансов» очная( Закон № 273 ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2) . 1. 1. 3. Значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека. Старший дошкольный возраст играет важную роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возрастные особенности развития детей( См. Основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы», / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. К омаровой, М. А. Васильевой, 2017) 1. 2. Планируемые результаты освоения программы Мониторинг усвоения программы дошкольниками проводится в начале и в конце учебного года, используются такие формы обследования, как диагностика, блиц- опрос, беседа, анкетирование родителей. Ожидаемый результат( 5 6 лет) : - Дети понимают и ценят окружающий предметный мир( вещественный мир как результат труда людей) ; - Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; - Знают о новых профес сиях, умеют рассказывать о них; - Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд продукт деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; - Проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобрет ения, взаимосвязи понятий «труд- деньги», понимание факта купл и- продажи. - Признают авторитетными качества человека хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. - Контролируют свои потребно сти в соответствии с возрастом. - Владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий; - Проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца; Ожидаемый результат( 6- 7 лет) : - адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и в зрослыми знакомые экономические понятия( в соответствии с используемой Программой) ; - знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет- магазин; - знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; - понимают суть процесса обмена валюты( например, в путешествии) ; - осозна ют и соизмеря ют свои потребности и возможности; - знают несколько современных профессий, содержание их деятельности( например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др. ) ; - понима ют, что сначала зарабатываем – затем расходуем, что расходы семьи не должны быть расточительными- знают и называют разные виды рекламы, ее н азначение, способы воздействия; - бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для иг р и занятий( бумагу, карандаши, краски, материю и др. ) ; - следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; - проявляют интерес к экономической деятельности взрослых( кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д. ) ; - замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; - объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; 1. 3. Система оценки результатов освоения Программы. Методы и средства оценки результативности реализации программы: • Наблюдение. • Беседы. • Обследование дошкольника( начало, конец учебного года) . • Итоговое мероприятие( акция, ярмарка и т. д. ) . Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в сентябре и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансо вой грамотности дошкольников. Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников Старшая группа Потребности Владеет понятием «потребности» Умеет различать виды потребностей( материальные, духовные, социальные) Труд Имеет представление о труде, его видах( сельскохозяйственный, домашний т. д. ) Умеет выделять последовательность трудовых действий Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека. Товар Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров Может объяснить зависимость цены от его качества и количества Имеет представление о формах сбыта продукции Деньги Различает достоинство купюр, умеет считать в пределах 10 Может объяснить понимание слов «бюджет» и его составляющие( зарплата, пенсия, стипендия) Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии Методика оценивания: Высокий уровень( 3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень( 2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога Низкий уровень( 1 балл) – с заданием не справляется Старшая группа( задания) 1. Потребности Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи. Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь! » Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека, потребностей в свете, воде, пищи. Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание» Материал: карточки с изображением материальных потребностей( игрушки, духовных( книги, муз. и нструменты и т. д. , социальных. 2. Труд Цель: выявить знания детей о труде и его видах. Дидактические игры « Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек» Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда. Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий. Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей Беседа: «Труд в жизни людей» Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи. 3. Товар Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар». Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки. Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее» Материал для изготовления книжек – малюток разными способами Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества. Цель: выявить знания детей о сбыте товара Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают? » Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают( рынок, супермаркет, магазин) 4. Деньги Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать. Дидактические игры «Магазин», «Сберкасса» Материал: деньги различного достоинства. Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих( зарплата, пенсия, стипендия) Модель «Семейный бюджет» Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги. Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из 32 Простоквашино» Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки- схемы с изображением доходов и расходов. Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей»( старшая группа) № п/ п Ф. И. ребенка Потребность Труд Товар Деньги 1 2 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Всего детей с высоким уровнем Всего детей со средним уровнем Всего детей с низким уровнем Подготовительная к школе группа Экономика Владеет понятием «экономика» Умеет выделять экономическое понятие из художественных произведений Потребности Умеет устанавливать взаимосвязь потребности и возможности Труд. Профессии Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров Умеет выделять цепочку трудовых действий трудовых действий Осознаѐт взаимосвязь понятий «труд- продукт- деньги» Бартер Владеет понятием «бартер» Умеет определять выгодность «бартера» Самостоятельно совершает обменные операции Выгода, убыток Умеет владеть понятием «выгода», «убыток» Определяет выгодность сделки Деньги Владеет понятием «купюра». « б анк» Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу Реклама Владеет понятием «Реклама». Осознаѐт взаимосвязь «Реклама- продажа Бизнес и капитал Владеет понятием «капитал», «бизнес», «купля», «продажа» Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений. Методика оценивания: Высокий уровень( 3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень( 2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога Низкий уровень( 1 балл) – с заданием не справляется Подготовительная группа( задания) Экономика Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях( товар, цена, деньги) . Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос» Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки. Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха» Потребности Цель: выявить знания детей о потребностях и возможностях человека Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин» Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями. Труд, профессии Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий. Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко» Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд- продукт- деньги» Дидактическая игра «Необычайное путешествие». Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства. Бартер Цель: выявить знания детей о бартере Игра – ситуация «Бартер» Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории. Цель: выявить знания детей о выгодности бартера Дидактическая игра «Интересный обмен» Материал: комикс «Жила- была денежка», карточки с условным изображением предметов. Цель: выявить знания детей о выгодности бартера Дидактическая игра «В стране « Обмении » Материал: карточки, фломастеры, карандаши. Выгода и убыток Цель: выявить знания детей о выгоде и убытке 34 Дидактические игры «Удачная покупка», «Рынок» Материал: товары, деньги Беседа по художественному произведению «Как мужик гусей делил» Деньги Цель: выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке. Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк» Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги Дидактические игры «Магазин «Катюша» Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п. Реклама Цель: выявить знания детей о рекламе Дидактическая игра «Мир рекламы» Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки- бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п. Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи Дидактические игры «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар» Материал: письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование. Бизнес и капитал Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия» Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания. Беседа по сказкам с экономическим содержанием( «Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес») Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей»( подготовительная группа) № п/ п Ф. И. ребенка Экономика Потребности Труд профес сии Деньги Бартер Выгода, убыток Реклама Бизнес и капитал 1 2 1 1 2 3 1 2 3 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 3 Всего детей с высоким уровнем Всего детей со средним уровнем Всего детей с низким уровнем II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Организация образовательной деятельности. Содержание программы реализуется на подгрупповых занятиях, имеет сюжетно- тематический, интегрированный принцип построения учебной деятельности, практическую направленность. Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры, осуществляется деятельностный подход к обучению. Родители( законные представители) принимают участие в проведении промежуточных и итоговых мероприятий, им даются рекомендации по приобщению детей к финансовой грамотности. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие. Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: Художественно – эстетическое развитие: изготовление сюжетно ролевых игр экономического содержания. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; воспитание экономических качеств личности( трудолюбие, расчетливость, практичность и тд. ) через использование художественной литературы. Познавательное: совершенствование знаний монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач. Работу с  дошкольниками по формированию финансовой грамотности   разделена на семь экономических разделов.   Раздел: «Окружающий мир как результат труда людей. » Дать представление о труде, его виды ( сель скохозяйственный, домашний и т. д. ) . Учить выделять последовательность трудовых действий. Воспитывать уважение к труду; трудолюбие; отрицательное отношение к лени. Развивать умение выделять  экономическое  содержание из сказочного произведения. Дать понятие  экономической категории   «потребности». Различать виды потребностей ( материальные, духовные, социальные) . Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. , потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д. Раздел: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны? » Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих ( зарплата, пенсия, стипендия) . Дать представление о доходе, его динамике ( увеличение/ уменьшение) ; о сущности расходов, показать их  многообразие. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.   Раздел: «Покупаем, продаем и обмениваем» Для продажи и покупки в игровой  форме  дети изучают спрос и предложение, принимают  «заказы»  на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами. Дети знакомятся с понятием  «деньги»  как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле- продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше ( дешевле) . Раздел: «Тратим разумно, сберегаем и экономим» Научить  дошкольника  более ответственно относиться к деньгам, уделить внимание таким тесно связанным с деньгами понятиям, как богатство,   экономность, щедрость, жадность. Раздел: «Учимся занимать и отдавать долги» Узнают с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что- то взаймы на время, одолжить – дать что- то взаймы на время. Выясня ют, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. Осозна ют, что если взял что- то в долг на время, обязан вовремя вернуть( возвратить) . Воспитыва ть ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. Знают понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник». Раздел: «Учимся планировать» Знают понятие «план». Объясня ют важность составления планов. Формируем основы планирования. Учатся организовывать свое время. Уч атся решать несложные экономические задачи. Воспитыва ть желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Раздел: «Что такое богатство? » Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории  «Бизнес»,   «Капитал»,   «Купля- продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой. Формировать  положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость. Формир овать представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность. 2. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Формы реализации образовательной программы Игра- ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно- исследовательской, коммуникативной, музыкально- художественной деятельности. Игровая ситуация- форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно- ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно. Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно- исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого- педагогической работы разных образовательных областей. Мастерская- форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную( мелкую моторику) , коммуникативную, познавательно- исследовательскую, трудовую деятельность. Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др.   Коллекционирование- форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего- либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.   Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане( в уме) . Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента- отношения ребёнка со своим социальным окружением. Проект  — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.   Викторины и конкурсы- своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно- развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Методы реализации программы Методы- упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.   Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:   методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности( образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. ) ; методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности( метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации) ; методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности( рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др. ) ; информационно- рецептивный метод- предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения( распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение) ;   репродуктивный метод- создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением( упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно- схематическую модель) ; метод проблемного изложения- постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;   эвристический метод( частично- поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети( применение представлений в новых условиях) исследовательский метод- составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов( творческие задания, опыты, экспериментирование) . Предварительный выбор метода определяется взрослым и зависит от ряда факторов: конкретной образовательной задачи, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, вида осуществляемой деятельности, реализуемой темы и логики её представления, применяемой методики и( или) технологии, наличия определённых условий и др. Совокупность факторов может учесть только педагог и, соответственно, сделать в каждой конкретной ситуации свой, субъективный выбор. 2. 3. Примерное к алендарно- тематическое планирование Перспективное планирование( старшая группа) Дата Тема Содержание Практическая деятельность Раздел: «Окружающий мир как результат труда людей. » 1- я неделя октября Труд – основа жизни. Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. Называют в иды домашнего труда. Игра- соревнование «Мои домашние обязанности», дидактическая игра «Трудимся дома». 3- я неделя октября Работать и зарабатывать Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники( заработная плата, стипендия, пенсия) ; расход( обязательный и необязательный) Игра «Вот так заработали! » 1- я неделя ноября Все работы хороши, выбирай на вкус Закреплять знания детей о разнообразии профессий. Расширять представления детей о профессиях в экономике. Показать детям, что существуют различные профессии, работая по которым человек создает различные продукты труда. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи( товар) . Дидактические игры: «Что создается трудом? », «Как продукты труда в товар превращаются», «Угадай профессию», «Услуга или товар? », загадки на тему «Все профессии важны, все профессии нужны», угадай профессию по продукту труда. 3- я неделя ноября Чем пахнут ремесла? Закреплять понимание экономических категорий( потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. Проблемная ситуация: «Что будет, если люди перестанут работать? ». Итоговое мероприятие: Мини спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Раздел: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны? » 1- я неделя декабря Как придумали деньги Расширить знания детей о возникновении денег, о том что служило деньгами для древних людей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. Игра: «Нарисуем деньги для нашей группы». 3- я неделя декабря Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда они берутся Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление 2- я неделя января Валюта- деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги. Формировать первичные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. 3- я неделя января враля Финансовая школа Познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет( депози т) », «доход», «расход»; Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; Игра «Денежкин домик». Сказка «Где живут деньги? » 1- я неделя февраля Квест – игра «Путешествие с гномом Экономом» Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. Игры «Хочу, надо». Итоговое мероприятие: КВН  - «Путешествие в денежную страну» Раздел: «Покупаем, продаем и обмениваем» 3- я неделя февраля Потребности и желания Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги- жетоны, Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим Игра: «Выбреем самое важное» 1- я неделя марта Стоимость и цена товара Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. Определя ют стоимость товара( сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Игра: «Где что купить? » 3- я неделя марта Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу. Деловая игра  - «Рекламное агентство» 1- я неделя апреля Выгодно- невыгодно Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. Игра: «Сколько это стоит? ». 3- я неделя апреля Русская ярмарка Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. «Изготовление поделок для ярмарки»  2 – я неделя мая Копейка рубль сбережет Формировать умение правильно делать покупки( потребительская грамотность) . Развивать у детей умение экономить; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике Дидактическая игра: «Дорого- д ешево». Итоговое мероприятие: Развлечение «Русская ярмарка» Перспективное планирование( подготовительная группа) Дата Тема Содержание Практическая деятельность Раздел: «Тратим разумно, сберегаем и экономим» 1- я неделя октября Тратим разумно, экономим Научить понимать назначение денег; Дать детям представление о денежной единице; Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег; Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами Игра «Деньги получили- е рунды накупили». Викторина «Разумные траты сказочных героев». 3- я неделя октября Копим и сберегаем Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен.  Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, дать понятие, что такое проценты. Мини – спектакль «Копилка» 1- я неделя ноября Финансовая безопасность Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Расширить представление детей о труде взрослых; Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности Ситуационные задачи «Мы копим». Игра «Копим и сберегаем» 3- я неделя ноября Магазин. Виды магазинов Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты; - уточнить у детей представления о разных видах магазинов; - учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов Сюжетно ролевая игра «Покупаем подарки на день рождения» Итоговое мероприятие: Досуг «Сберегаем и экономим» Раздел: «Учимся занимать и отдавать долги» 1- я неделя декабря Мы- ребята деловые! Развивать социально- личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рацио- нального поведения в сфере экономики. Игра «Занять и одолжить». 3- я неделя декабря Долги Дать детям, понятие долга. Учить детей анализировать поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам. Чтение рассказа Осеевой «Долг», обсуждение русской поговорки. 2- я неделя января Денежная прибыль. Долг Раскрыть детям сущность понятий прибыль, долг, зависимость между качеством товара и получаемой прибили при его продаже. Сюжетно ролевая игра «Магазин» 3- я неделя января Акция. Биржа Раскрыть понятие акция, место, где она продается, профессиями брокер. Сюжетно ролевая игра «Биржа» Итоговое мероприятие: Мини- спектакль «Долг платежом красен » Раздел: «Учимся планировать» 1- я неделя февраля Все по плану Знают с понятие «план». Знают важность составления планов. Формировать умение составлять свой план. Учатся организовывать свое время. Умеют решать несложные экономические задачи. Игра «План на следующий день» 3- я неделя февраля Творим добро Знают понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументируют свои ответы. Мастерская «Изготовление подарков» 1- я неделя марта Сделал дело – гуляй смело Учить подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща Дидактическая игра «Поступки» 3- я неделя марта План Лисенка Рыжика Воспитывать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Игровая ситуация «Составь план» Итоговое мероприятие: Досуг «Наш план» Раздел: «Что такое богатство? » 1- я неделя апреля Наше богатство Выясняют, что не все продается и покупается, что главные ценности( жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр. ) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека. Игра «Что нельзя купить? ». 3- я неделя апреля Щедрость и жадность Знают, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Знают такое качество человека, как щедрость. Определяют качества человека при помощи художественных приемов. Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик». Обсуждаем поговорки: - Всех конфет не переешь. 13- Сам потонет, а воды не даст. - 2 – я неделя мая Бережливость Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». Итоговое мероприятие: Сюжетно ролевая игра «Магазин» Основные понятия и термины по экономике: Деньги- это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости. Банк- финансово- кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банкир- управляющий или владелец банка. Доход- деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой- либо деятельности. Расход- деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары. Потребность- то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь. Предложение- количество и качество предлагаемых товаров и услуг. Реклама- информация( обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю- сделать нужную покупку Семейный бюджет- распределение доходов и расходов в семье. Зарплата( заработная плата) - деньги, получаемые за работу. Цена- денежное выражение стоимости товара или услуги. Бартер- прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег. Заработная плата- это цена работы по производству товаров и услуг. Цена- некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением. Рынок- обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям 2. 4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка- дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Цель: повышение экономической образованности родителей. Задачи работы с родителями: повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка; изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания; вооружение родителей основами экономичес ких знаний через консультации, семинары, рекомендации. Перспективный план по взаимодействию с семьей М есяц Формы работы Сентябрь Анкетирование родителей по теме «Дети и деньги» Октябрь Консультация для родителей «Экономическая культура личности дошкольника» Стендовая консультация Ноябрь Памятка для родителей по финансовой грамотности дошкольника «Принципы успешного финансового воспитания детей» буклет Декабрь- Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников Январь Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников» Февраль Изготовление атрибутов совместно с детьми Март Консультация для родителей «Должен ли ребёнок иметь карманные деньги» Стендовая консультация Апрель Папка – передвижка «Экономический словарь» Май Анкетирование родителей «Что нового узнал Ваш ребёнок» III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Описание м атериально- техническо го обеспечение программы Материально техническое обеспечение изучения основ финансовой грамотности должно быть осуществлено в соответствии с требованиями: санитарн о- эпидемиологических норм( требования к освещению, воздушно тепловому режиму, территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию и т. д. ) ; санитарно- бытовых условий( оборудование мест ли чной гигиены и т. д. ) ; пожарной и электробезопасности; охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала. Вс е виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами. Для реализации программы требуется: а) групповое помещение для проведения ООД, игр, всех видов детской деятельности. Помещение оборудовано игровым оборудованием, мебелью для детей старшего дошкольного возраста и для взрослых, магнитными досками, информационными стендами, компьютером, видеопроектором и экраном, канцелярскими принадлежностями: ножницами, ватманами, ручками, фломастерами, маркерами, бумагой А4, стендами по экономической тематике, фот о- - видеоаппаратурой, ноутбуком, интерактивной доской и т. д. б) музыкальный зал для проведения совместных мероприятий с родителями. Помещения и условия для реализации программы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ отвечают всем установленным санитарно- гигиеническим требованиям. 3. 2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Для осуществления образовательно й деятельности в дошкольном образовательном учреждении имеется программно- методическое обеспечение: программы, учебно- методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно- наглядные пособия( демонстрационный и раздаточный материал) , видео тека, диагностические материалы Комплекс дидактических материалов: - копилка с набором разных монет и банкнот; - рисунки- схемы семейного дохода( выполненные детьми вместе с родителями) ; - обложка для экономического словарика; - модель круга, карточки, которые являются секторами расхода; - карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров; - конверты разного цвета с карточками; - картинки с изображением людей разных профессий; - картинки с изображением инструментов; - схемы для составления описательных рассказов; - плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты; - макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка; - «товары» для магазина: муляжи продуктов; - «товары» для дома; - таблички с ценами на все товары; - изображение пластиковой карты, две пластиковые карты; - таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами; - «ценники»; - плакат с изображением пар товаров; - плакат с изображением внутреннего устройства банка; - таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка; - иллюстрации: договоры, чековая лента; - таблички для детей с надписями «Кассир», « Операционист », «Консультант», «Кредитный специалист»; - полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы; - сюжетные картинки; - карточки- картинки с изображением сказочных героев; - план- карта города, фото предприятий. 2. Произведения детской художественной литературы: С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь- огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева «Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др. ) , Сказки авторские и народные: «Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена», Ш. Перро «Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен « Дюймовочка », Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот», Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др. ) , Сказки, рассказы Два жадных медвежонка( Венгерская сказка) С. Михалков «Как старик корову продавал» Х. - К. Андерсен «Новое платье короля» Х. - К. Андерсен «Огниво» В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» Народная сказка «Мена» К. И. Чуковский « Федорино горе» К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» Народная сказка «Жадная старуха» Народная сказка «Чудесная рубашка» Список методической литературы Поварницина, Г. П. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурссный и диагностический материал. Занятия и игры/ Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселёва. – Вол гоград: Учитель, 2019. – 186 с. Стахович Л. В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова. – Вакоша, 2019. – 32 с. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : « Вентана- Граф», 2015. 176 с. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита- пресс, 2016. 336 с Слободчиков В. И. , Короткова Н. А. , Нежнов П. Г. , Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция/ Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с. Щербинина С. М" Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста" . Учебно- методическая программа. / . - г. Усолье- Сибирское, 2010. Дополнительная образовательная программа «Академия финансов»[ Электронный ресурс] / / Режим доступа:   https: / / www. art- talant. org/ publikacii/ jekonomika/ 7441- rabochaya- programma- po- dopolnitelynomu- obrazovaniyu- krughka- po- formirovaniyu- finansovoy- gramotnosti- shkola- gnoma- ekonoma. html Методические рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях[ Электронный ресурс] / / Режим доступа:   https: / / mosmetod. ru/ files/ Doshkolniki/ Rekomendatcii_ _ FGAOU_ DPO_ TCRGOPiIT. pdf Обучающий видеоконтент: Видео Серия видео- мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы- Что такое деньги? - Азбука денег тётушки Совы- Умение экономить. - Азбука денег тётушки Совы- Карманные деньги. - Азбука денег тётушки Совы- П отребности и возможности. - Азбука денег тётушки Совы- Домашние питомцы. Фиксики – Деньги Интернет- ресурсы: www. cbr. ru — официальный сайт Банка России fincult. info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки. р ф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Ваши финансы. р ф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами» 3. 3. Организация развивающей предметно- пространственной среды Требования к развивающей предметно- пространственной среде. 1. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особеннос тями каждого возрастного этапа. 2. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. 4. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Ц ентр по финан совой грамотности дошкольников включает в себя следующее: - информационная: произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, поговорки, пословицы, модели товаров, услуг. - занимательно- экономическая: кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, экономические задачи. - деятельностно- экономическая: дидактические игры с экономическим содержанием, атрибуты сюжетно- ролевых игр, модели денежных знаков, ценников.

Оставить комментарий: