НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
«Народная культура и традиции»
Рекомендую родителям:
- рассказать детям о народных промыслах, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (если возможно);
- рассмотреть материал, из которого изготавливались (глина, дерево, керамика и др.), цвет, форму, величину.
- вырезать и приклеить картинки с изображением народного промысла;
- побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что замечательные красочные предметы (игрушки) создают народные мастера — народные умельцы, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой;
Рекомендую дидактические игры, в которые можно поиграть дома
с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:
«Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) — глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) — керамическая (куколка).
Прочитайте ребенку:
«Игрушкины частушки»:
Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни — кавалеры наши.
Развитие речи
Посмотрите, какие здесь игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы. Назовите некоторых из них.
Дымковская игрушка Городецкая роспись Гжель
Народная кукла Поделка из бересты Кружево
Свистулька Хохлома Матрёшка
Упражнение «Один - много»
Дымковская игрушка – дымковские игрушки
Матрёшка – матрёшки
Кружево – кружева
Поделка из бересты – поделки из бересты и т.д.
Свистулька – свистульки
Народная кукла – народные куклы
Упражнение «Назови ласково»
Матрёшка – матрёшечка
Короб – коробок
Народная кукла – народная куколка и т.д.
Свистулька-свистулечка и т.д.
Упражнение «Из чего? какой?»
-Дымковская игрушка сделана из …..глины
Она какая? (глиняная)
-Матрёшка сделана из ……дерева
Она какая? (деревянная)
-Свистулька сделана из ….. глины, фарфора
Она какая? (глиняная, фарфоровая)
- Коробок сделан из….из бересты
Он какой? (берестяной) и т.д.
Упражнение: «Жадина»
Ребёнок рассматривает картинки, и проговаривает: «Это моя дымковская игрушка, это мой берестяной короб, это моя матрёшка, это моя свистулька и т.д.»
Формирование целостной картины мира
- Посмотрите, какие здесь игрушки и посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы
Отгадайте загадку:
Сине – белая посуда, Расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла И цветами расцвела:
Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (Гжель)
-Какие цвета используют мастера в гжельской росписи? (Белые, синие и голубые цвета).
- Какие элементы используют в росписи? (Цветы, листья, завитки, сетка).
- А что расписывали гжельской росписью? (Посуду, сувениры, ….).
Отгадай загадку:
Знает каждый молодец, Чем прославен Городец,
Знает каждый мальчуган Про купавку и розан.
В росписи у мастеров, Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный, Это цвет, конечно, красный (Городец).
- Какие цвета используют мастера в городецкой росписи? (Красные, жёлтые, зелёные, чёрные и т.д).
- Какие элементы используют в росписи? (Розаны, бутоны, листья, птицы, кони).
Отгадай загадку:
Мастера для всех ребят Налепили жеребят,
Всадников, цыплят, Посадили их в ушат.
Посадили, подсушили, побелили. Краской яркой нарядили.
Разложили все в лоток. В изукрашенный платок. (Дымковская роспись)
- Какими цветами расписаны дымковские игрушки?,( жёлтые, зелёные, чёрные и т.д.)
- А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка).
-
А теперь послушай рассказ и подумай, почему они так называются - дымковские?
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село.
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково.
Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда приходила весна, весёлые люди выносили свои игрушки, продавали в разных городах и деревнях.
А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
-Как ты понял (а) почему Дымковская игрушка так называется?
Развитие графических навыков