a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Автор: Самохина Ольга Владимировна Опубликовано: 2021-03-09 10:27:08

Документы для скачивания

Консультация на тему: « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр » Подготовила: Самохина О. В. МБДОУ д/ c « Ивушка » г. Цимлянска 2020 г. Цель: п оказать эффективность дидактических игр в развитии интеллектуа льных способностей дошкольников; р азвитие интеллектуальных умений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр; и нтеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Игра основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольни ков. Дидактическая игра игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умения, навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса, дети быстро отвлекаются и утомляются. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по- другому воспринимается детьми. Они с интересом повторяют нужные действия, слова. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру. В первые два года жизни, когда воображение ребенка еще не развито, игры в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью» К двум годам в детских играх прослеживаются те черты, которые ярко проявляются в более позднем возрасте: подражанием взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать. На третьем году жизни у ребенка начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет. Игровые действия ребенка 3- 4 летнего возраста основываются на действиях с игрушками. В этом возрасте для малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Дети в возрасте 4- 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное, слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Детям 4- 5 лет интересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач. Для пятого года жизни ребенка целесообразно использовать чаще словесные игры, и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач. Важным критерием оценки развития ребенка 6- 7 лет является его способность к усвоению новой информации. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия. Для развития 6- 7 летнего ребенка характерным является наглядно образное мышление. В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников: - сюжетно ролевые; - театрализованные; - подвижные; - дидактические. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В детском саду в каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром, развитие речи. Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений и т. д. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность( природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и т. д. ) Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие это проявление активности детей в игровых целях. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным. Выбор игры для воспитателя дело серьезное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен, назначение предметов и смысл вопросов должны быть ясны и понятны детям. Классификация дидактических игр: н астольные игры; с ловесные дидактические игры; д идактические игры с предметами. Во время игр с предметами( игрушками) дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. В дидактической игре нужно сделать предметом внимания и содержания речи детей именно то, что отвечает цели, поставленной воспитателем. Если закрепляем названия определенных предметов, то необходимо подобрать именно эти предметы. Если мы закрепляем названия качеств, то эти качества должны быть отчетливо видны детям. Например, воспитатель закрепляет у детей точное название цвета. Он подбирает для дидактической игры «Угадай, что спрятала» несколько однородных предметов разного цвета. На столе шесть флажков: синий, белый, красный, желтый, зеленый, оранжевый. Воспитатель прячет синий флажок. Водящий ребенок должен назвать признак предмета. Очень нравятся детям такие игры как «Найди и принеси», «Волшебный мешочек», «Что лишнее», «Угадай, что изменилось». В этой игре воспитатель комбинирует расположение предметов так, чтобы детям пришлось использовать слова: слева, справа, впереди, сбоку, сверху, снизу. Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями. Дидактические игры незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытия потенциальных возможностей дошколят. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Речь является важнейшей психической функцией человека, это неотъемлемая часть жизни человека. Дошкольный возраст- период интенсивного развития речи детей, овладение ею является важным условием для нормального психического развития. Исследование речи началось сотни лет назад, но актуально и по сей день. К сожалению, несмотря на движение прогресса, проблемы с речью у детей дошкольного возраста остаются, и, что бы профессионалы в этой сфере( дефектологи и логопеды) могли помочь подрастающему поколению решить столь важную проблему, нужно знать всю подоплеку вопроса, теорию и возможные последствия затруднения речи у детей. Столь важной мы называем проблему речи и речевого аппарата, поскольку развитие речи неразрывно связанно с развитием личности и психики в целом, это некий индикатор интеллектуального и эмоционального становления. Также речь призвана служить средством межличностного и группового общения людей. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в последнее время наметилась тенденция снижения речевой активности, развития речи. Она связана с несколькими факторами: ухудшение здоровья детей, снижение уровня речевой культуры, появление современных гаджетов, уменьшение общения взрослых с детьми из- за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания. Низкий уровень речевого развития в детстве очень опасен, поскольку ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности. Вследствие этого необходимо развивать речь детей. Идеальным средством для повышения речевой активности служит дидактическая игра. С помощью дидактической игры в ДОО решаются задачи ФГОС по всем направлениям развития ребёнка. Дидактическая игра в ДОО включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей. В игре, дети совместно создают предметно- пространственную игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения, что способствует развитию коммуникативной деятельности. При анализе, психолого- педагогической литературы нами было обнаружено противоречие теоретически обоснованной необходимостью использования игр при развитии речи у старших дошкольников и недостаточным их использованием в практике для решения проблемы развития речи. Развитие речи в период детства с использованием дидактической игры также имеет ряд ключевых особенностей. Проблема формирования речи детей старшего дошкольного возраста была изучена многими педагогами, психологами и физиологами, среди которых можно выделить О. Ф. Гейфельдера, В. Т. Прейера, И. А. Сикорского, Г. Компере, Б. П. Китермана, А. К. Левоневского, В. А. Богородицкого, В. Штерн, К. Бюлера, Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, Л. С. Выготского, Н. Х. Швачкина, Е. К. Каверина, Г. Л. Рознгарт- Пупко, С. Л. Рубинштейн и др. Г. С. Швайко, Е. И. Щербакова рассматривают игру как следствие формирования не только связной речи, но и как результат развития личности ребенка дошкольного возраста. Они считают, что игра содержит большие возможности для процесса формирования речевых умений и навыков старших дошкольников. Таким образом, значительная актуальность затронутой проблемы обусловили выбор темы исследования «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». Теоретические подходы к изучению развития речи детей старшего( 5- 6 лет) дошкольного возраста посредством дидактических игр Речь как психический процесс Речь является социально опосредованной высшей психической функцией человека, которая в филогенезе появляется последней. Под овладением языком( родным или иностранным) психологи понимают «…формирование умений и навыков понимания и выражения своих мыслей». Овладение речью представляет собой многогранный процесс развития лингвистических способностей индивида, основанный на психоэмоциональном, предметном, игровом, учебно- познавательном взаимодействии с окружающей средой. Как отмечал Л. С. Выготский, процесс овладения речью представляет собой «сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка». Следует отметить, что процесс формирования и развития речи ребенка проходит три стадии: дословесную, переходную и словесную. Коллектив авторов- М. М. Алексеева, Б. И. Яшкина и др. , подчеркивают, что «в развитии речи детей выделяют три стороны – психофизиологическую, психологическую и логическую». В исследованиях различных ученых демонстрируется периодизация речевого развития детей дошкольного возраста. Наличие вариативных подходов к установлению периодизации свидетельствует о том, что в процесс овладения речью происходит неравномерно, в то же время, данное положение позволяет сделать вывод о наличии специфических закономерностей, отличающих один период от другого. Достижение тех или иных параметров в рамках каждой классификации периодов речевого развития позволяет говорить о переходе ребенка на новый этап коммуникативного развития. Следует также отметить, что речевые навыки ребенка формируются в определенной последовательности, что позволяет согласиться с тезисом о том, что «овладение речью подчинено общему закону развития ребенка – от недифференцированности ко все большей дифференциации». Развитие речи детей дошкольного возраста проходит также некоторые этапы в части использования средств установления контакта с окружающим миром. Сначала дети опираются лишь на экспрессивно- мимические средства, выступающие источником( индикатором) подачи негативного или позитивного сообщения. Затем осваивается предметно- действенный способ общения, которые проявляется в процессе совместной деятельности со взрослым. В данный период ребенок выражает свои сообщения через использование предметов окружающего мира, а также посредством яркой демонстрации поведенческих черт, приглашая взрослого к непосредственному контакту, устанавливая вектор общения. С течением времени возрастные «языки» становятся подобными языковой системе, которую используют взрослые, представляющие окружение ребенка. Исследование конкретных этапов становления речи ребенка, трансформация, установление последовательности и особенностей перехода из одной формы общения в другую отражено в работах отечественных и зарубежных авторов. Так, одной из первых в российской науке можно отметить периодизацию, разработанную Е. Г. Бациной: 1) подготовительный период, или период рефлекторных криков и гуления, начинающийся со дня рождения и заканчивающийся на втором году жизни; 2) период упрощенного произношения слышимых слов, продолжающийся около четырех месяцев; 3) период большего приближения к произношению взрослых, продолжающийся около шести месяцев; 4) период, когда ребенок, уже достаточно овладевший звуками языка, переходит к обычной речи. Несколько иной взгляд на периодизацию речевого развития представлен в исследованиях авторов ХХ века: количество этапов значительно разнится, более того, в классификации авторов прослеживается их принадлежность к различным научным направлениям. Учитывая особенности биологического и социального развития личности ребенка, О. Л. Соболева выделила следующие коммуникативно- познавательные периоды детского возраста: «младенческих криков( 0 мес. –2- 3 мес. ) , гуления( 2- 3 мес. – 5- 6 мес. ) дошкольного лепета( 5- 6 мес. –9- 10 мес. ) , лепетных псевдослов( 9- 10 мес. – 12- 14 мес. ) и позднего мелодического лепета( 12- 14 мес. – 18- 20 мес. ) ». О взаимосвязи речевого развития с социальным происхождением индивида писал и Д. Б. Эльконин: «первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка- это потребность в другом человеке». В процессе общения потребность видоизменяется по содержанию в зависимости от вида осуществляемой совместной деятельности ребенка ее взрослым. Однако надо заметить, что такая потребность в участии взрослого сохраняется на каждом этапе речевого развития ребенка. Вопросы теории и практики речевого развития детей занимают важное место в развитии теории и методики дошкольного образования. Особенно важно изучение, обобщение и систематизация научных трудов прошлых лет, а также оценка их значимости и актуальности на современном этапе. Это позволяет найти оптимальные, продуктивные подходы к решению образовательных и воспитательных проблем. В этом году известному учёному и педагогу Галине Михайловне Ляминой исполнилось бы восемьдесят пять лет. Г. М. Лямина была выпускницей дошкольного отделения педагогического факультета МГПИ им. В. И. Ленина, ученицей и последовательницей Е. А. Флёриной, Д. В. Менджерицкой, М. М. Кониной. В своих исследованиях она развивала идеи учителей, и в первую очередь Е. А. Флёриной — творческого педагога, научного работника и одного из лучших организаторов народного образования. Галина Михайловна Лямина является одним из авторов — составителей данной программы. В 1972 году Г. М. Лямина перешла на работу во вновь организованный НИИ школ МП РСФСР и стала заведующей сектором дошкольного воспитания, благополучно возглавляя его в течение длительного времени. Всё своё внимание она сосредоточила на создании комплексных методик воспитания и обучения детей во всех возрастных группах детского сада, подготовке к школе и воспитательной работе с шестилетками в начальных классах. Основные исследования Г. М. Ляминой были посвящены проблемам развития речи детей раннего и дошкольного возраста, её любимый возраст детей — 5- 6 лет. По мнению автора, для выявления специфики процесса развития речи детей дошкольного возраста важно также изучить особенности овладения ребенком фонетической стороной речи, в частности, отличительные черты процесса овладения звуко- слоговым составом русской речи. Как отмечают С. В. Железнова, Т. А. Фалькова, «на начальной стадии формирования речи семантическую нагрузку несут в основном ритм и интонация, а в дальнейшем – звуковой рисунок слова. До десятимесячного возраста дети дают положительную реакцию на основные типы интонаций», в то время как сознательная реакция на семантический смысл слов, составляющих законченное высказывание, отсутствует. В исследованиях А. И. Максакова речь идет о двух фонологических системах, которые, по его мнению, можно выделить в процессе развития языкового сознания ребенка. Первая из них – «фонологический слух», выступает основой перцептивных возможностей ребенка, опережая развитие второй – «артикуляционных» возможностей. Исследователи также отмечают, что звуки появляются не отдельно, а группами, причем их появление связано с выполнением определенной артикуляционной работы, которая до этого периода времени не выполнялась. По мнению Н. А. Рыжовой, ребенок начинает произносить слова тогда, когда у него уже оказывается практически сформированной система фонологических противопоставлений. В то же время становление речи связывают и с социо- физиологическими аспектами развития: на втором году жизни у ребенка возрастает интерес к внешнему миру: он хочет все увидеть, познать, взять в руки, попробовать, однако данные желания превышают самостоятельные возможности ребенка, и поэтому он вынужден обращаться за помощью к взрослому. Поскольку имеющихся средств общения( жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым и добиться получения необходимой вещи( предмета в поле зрения) , возникает необходимость решения сложного противоречия, которое может быть достигнуто лишь путем возникновения новой формы общения- активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Таким образом, переход к самостоятельной речи является значимым периодом в психическом развитии ребенка. Как отмечает С. Л. Рубинштейн, во втором полугодии второго года жизни ребенка происходит активное развитие словарного запаса ребенка: к году 8 месяцам он достигает порядка 100 слов, к двум годам- свыше 300 слов. Важно отметить, что тематическое развитие словарного запаса происходит ассиметрично: Р. В. Павелко, О. П. Цигипало подчеркивают, что «слов- предметов у ребенка всегда больше, чем слов- действий; слов- отношений больше, чем слов- признаков». Затем, на третьем году жизни «дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими». Еще одна особенность развития речи детей дошкольного возраста заключается в превалировании пассивного словаря над активным( в 1, 2- 1, 3 раза) . В период дошкольного детства словарный запас ребенка усложняется- многозначность лексем сменяется более высокой степенью устойчивостью слова, предметная отнесенность слова становится более выраженного характера. Важные процессы происходят и на этапе усвоения грамматического строя языка. С. В. Еременко выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Первый период характеризуется построением предложений, состоящих из аморфных слов- корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде( стадия однословного предложения, которая длится в период с 1 года 3 месяцев по 1 год 8 месяцев и стадия двух- трехсловных предложений) . Такой тип предложения можно отнести к ситуативной речи, которая может быть полноценно идентифицирована при учете эмоционального состояния, мимики и жестов ребенка. В качестве второго периода автор выделяет период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий, а также с использованием средств их внешнего выражения. Данный период отличается быстрым ростом разных типов предложений( простых и сложных) , а также усвоением служебных слов, которые помогают связать речь ребенка в единое целое( предлогов, союзов и т. д. ) Более того, к трехлетнему возрасту ребенок владеет практически всеми падежами и предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. «Первые умения реплицирования формируются, когда ребенок словом- предложением выражает повеление к действию, сообщает информацию о предмете или запрашивает ее о скрытых свойствах этого предмета или явления, субъекте и обращается к взрослому, призывая к общению»- пишет А. Н. Веракса. Таким образом, о формировании совместной речевой деятельности со взрослым можно говорить в отношении ребенка двухлетнего возраста. Следует подчеркнуть, что звуковая оболочка языка развивается совместно с семантическим содержанием речи, лексико- грамматическим строем, большое влияние оказывают и процессы овладения произношения звуков, ритмическая и слоговая структуры слова. Таким образом, несмотря на то, что развитие речи происходит по индивидуальной траектории, опираясь на описанные классификации, исследования авторов в области фонетического и грамматического строя детей дошкольного возраста, можно выделить следующие общие особенности развития речи детей дошкольного возраста: 1. Разновременное, но последовательное развитие «ярусов» единиц речи в процессе освоения языка. 2. Усвоение языкового поля происходит с овладения интонационными типами речи. Эмоциональное содержание речи выступает ведущим для ребенка в возрасте до года- полутора лет. 3. Постепенность и последовательность в освоение фонетико- грамматической системы речи. 4. Периоды « гуления » и лепета выступают подготовительным этапом к собственно произношению слов. 5. Неустойчивость артикуляции. 6. На начальных этапах становления и освоения речевых единиц наблюдается низкая ступень абстрагирования от индивидуального. 7. Более раннее развитие импрессивной речи. 8. Тесная взаимосвязь речеслухового и речедвигательного анализаторов. 9. Взаимозависимость развития артикуляторных навыков, мелкой( ручной) и общей моторики. 10. Общая аритмичность речи, наличие итераций и пауз. 11. Превалирование слов- предметов в речи ребенка 12. Освоение грамматического строя языка в два этапа: сначала преобладают аморфные слова- корни, постепенно сменяющиеся законченными предложениями со служебными частями речи и грамматическими характеристиками слов. 13. Скачкообразность в развитии речи в целом. Итак, период дошкольного детства крайне значим для развития речи ребенка. В это время происходят значимые социально- биологические процессы, обуславливающие необходимость формирования речевых навыков. Овладение речью является значимым этапом в жизни ребенка, а коммуникативная функция играет важную роль в его психическом развитии. Становление речи происходит индивидуально, однако имеется ряд ключевых особенностей, характеризующих саму логику развития этого процесса, что позволяет скорректировать процесс обучения наиболее эффективным образом, обеспечивая полноценное и своевременное развитие речи ребенка. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст- это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности, речевого развития. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности». У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, воспроизвести интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики( словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком) , однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного( синонимы) или противоположного( антонимы) значения, а также многозначными словами. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи- одна из главных. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной( диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога по законам литературного языка. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Необходимо развивать у детей умение строить диалог( спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств, в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей- усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. По мнению Е. И. Тихеевой, в процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы( начало, середину, конец) , и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания. У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает. Как отмечает В. В. Гербова, владение связной монологической речью- высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи- лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание( мир в статике) , повествование( событие в движении и во времени) , рассуждение( установление причинно- следственных связей) . При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста( начало, середина, конец) и представления о способах( средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка- дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами «потому что», «если», «когда» и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры. Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня: ребенок овладевает контекстной монологической речью, составляет разные виды рассказов: описательные, сюжетные творческие( рассказы сообщения, раздумья, пояснения, этюды) , пересказывает художественные тексты, составляет рассказы по плану воспитателя и самостоятельно, рассказывает про события из собственной жизни, по смыслу картины, художественных произведений, на тему игровой и вымышленной ситуации. У воспитанников накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. К концу дошкольного возраста ребенок начинает не только пользоваться связной речью, но и осознавать ее строение. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников: некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонацией, регулировать скорость и громкость речи, делают ошибки в образовании разных грамматических форм( падежи, единственное и множественное число) . В старшей группе детей продолжают знакомить со звуковой стороной слова и вводят новый вид работы- ознакомление со словесным составом предложения. Это необходимо для подготовки дошкольников к усвоению грамоты. О. С. Ушакова отмечает, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5- 6 годам то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. Ребенок усваивает язык, овладевает речью в результате социального опыта общения и обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Речь- это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь- это психический процесс обобщенного отражения действительности, форма существования сознания человека, служащая средством общения и мышления. Старший дошкольный возраст- это период интенсивного формирования новых психических качеств, существенной перестройки познавательных процессов. Этот период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи: 1) речь из ситуативной становится контекстной; 2) развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение; 3) складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности; 4) совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов; 5) совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом. Таким образом, речь- это могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся управляемыми. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление и воображение. Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Игра представляет собой вид деятельности не продуктивной, ее мотивация в самом процессе, а не в ее результатах. Эта деятельность, как правило, направлена на оттачивание навыков ориентирования в социальной реальности и в предметном мире, и на отражение впечатлений ребенка от их познания. Игра не только ведущий вид деятельности дошкольников и средство их всестороннего развития, но еще и важнейший воспитательный метод, помогающий организовать реальную социальную практику для дошкольника. Благодаря игре реализуется следующее: - психика ребенка изменяется для последующего перехода на более высокую ступень развития; - порождаются различные стороны личности; - развиваются процессы самосознания и самооценки; - развиваются творческие способности; - насыщается эмоциональная сфера; - развивается речь и восприятие, воля, чувства и мышление; - познается окружающий мир; - познается система человеческих взаимоотношений; - устанавливаются отношения со сверстниками. За счет игровой деятельности дошкольник может сформировать представления о мире взрослых, развить свои умственные способности, получить основы некоторых важных для последующего образования умений, как- то: контроль своих действий, дисциплина мыслей, последовательность в рассуждении, сосредоточенность и т. д. Игра имеет весьма значительный потенциал для развития дошкольников. В последнее время дети зачастую подменяют наполненные различным смыслом игровые взаимоотношения на не требующее каких- либо творческих способностей элементарное манипулирование игрушками. Следовательно, одной из задач педагога является помощь дошкольнику в развитии его творческих способностей путем наполнения игровой деятельности самым разным по смыслу интересным содержанием. Здесь необходимо сделать важное уточнение. Игра представляет собой в буквальном смысле жизненно необходимый компонент деятельности для абсолютно любого индивида. Некоторые исследователи связывают инфантильность взрослого человека с тем фактом, что он недостаточно времени в детстве уделил игре. Серьезная взрослая жизнь воспринимается им как продолжение детских игр. По этой причине он так безответственно и легкомысленно относится к собственной и к чужой судьбе, считая, что все можно будет «переиграть». Как любое другое явление, игра имеет свои особенности. Ключевая( первая) особенность любой игры( и дидактической в том числе) заключается в наличии определенных правил. Эти правила регламентируют события внутри игры и действия в ней таким образом, что игра существует лишь тогда, когда выполняются ее правила. Внутри сферы игры обычаи и законы повседневности и мира не имеют никакой силы, не существуют и не вызывают никакого интереса. Особенно ярко это свойство проявляется в играх, связанных с переодеванием: маска и( или) костюм временно делают из одного человека совсем другого, мистическим образом «превращают» индивида в совершенно иное существо или личность. Второе явление, которое присуще только игровой деятельности, называется «заигрывание». Под заигрыванием понимается потеря реальности, перевозбуждение, влиянию которого может поддаться и взрослый, не только дошкольник. Если в самом начале действия выйти из игры достаточно легко, то по прошествии некоторого времени индивид может так увлечься процессом, что его тяжело вывести из игровой деятельности. Наконец, третья особенность игры в том, что она эволюционирует вместе с развитием дошкольника. Сперва ребенок общается в игровом процессе со взрослыми, потом со сверстниками; в какой- то момент реальные ситуации подменяются мнимыми; позже игра получает элементы, в которых дошкольнику нужно проявить настойчивость и силу, ловкость и смелость, преодолевая какие- то трудности. Так игра дает ребенку возможность для развития, а он реализует свои стремления к тем образцам человеческой личности, которые считает правильными и важными. Речевое развитие является ведущей задачей дошкольного воспитания. Для совершенствования речевого аппарата, должны создаваться такие условия, при которых ребенок способен слышать и воспроизводить звуки, которые он произносит. Прежде всего, это своевременное удовлетворение потребностей и пожеланий ребенка, поскольку дети с преобладанием негативных эмоций в одиночестве не проявляют голосовых реакций. Дидактическая игра является очень эффективным методом совершенствования речи детей, так как главной деятельностью детей дошкольного возраста является непосредственно сама игра. Своеобразие такой игры заключается в том, что с ее помощью педагог может осуществлять не только развитие речевых умений, но также осуществить обучение, упражнение, а также развитие умственных способностей, формирование взаимоотношений детей между собой в доступной и интересной для них форме. Особенность дидактических игр определяется их названием. Это обучающие игры. Они разрабатываются взрослыми в целях обучения и воспитания и детей. Но для играющих дошкольников образовательное значение дидактической игры не проявляется открыто, а реализуется посредством игровой задачи, игровых действий и правил. Ребенка привлекает не обучающая задача, заложенная в игре, а возможность проявить активность, разворачивать игровые действия, выиграть. А. Л. Бондаренко считает, что активное участие, выигрыш в дидактической игре во многом зависят от того, в какой степени ребенок освоил знания и овладел умениями, которые определяются её обучающей задачей. Это развивает у ребенка стремление быть внимательным, сравнивать, классифицировать, запоминать, уточнять свои знания. Таким образом, дидактическая игра помогает дошкольнику учиться в легкой, непринужденной и увлекательной форме. Для практики дошкольного образования наиболее важным является развивающее воздействие дидактической игры. Это развитие психомоторики, двигательного аппарата, поведения в соответствии с правилами; сопереживания. А также формирование умений планировать, предвосхищать действия, ориентироваться в ситуации. Дидактическая игра – это своеобразная школа, увлекательная школа произвольного поведения. В связи с этим важным становится целенаправленное обучение дошкольников процедуре игры, объяснение её пра вил, содержания, способов действий. Как отмечает О. А. Гордеева, по характеру влияния на умственное развитие ребёнка дидактические игры можно отнести к следующим группам: 1. Требующие от дошкольников исполнительской деятельности. Дети выполняют действия по образцу, примером такой игры может служить «Составим узор». 2. Требующие воспроизведения действий. Такие игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Например, «Лучший летчик», «Математическая рыбалка» и др. 3. Игры с элементами поиска и творчества. Например, «Угадай загадки Буратино», «По какой тропинке ты пойдешь? », «Определи курс движения самолета» и др. Одним из главных и обязательных компонентов игры является ее правила, с помощью которых педагог управляет поведением детей, а также учебно- воспитательным процессом. Следовательно, обязательными структурными элементами дидактической игры являются игровые действия и правила, задача. Каждая дидактическая игра имеет свое определенное задание, это главное отличие одной игры от другой. Главная функция игровых правил – создать условия для организации поведения детей. Правила могут разрешать, запрещать, делать игру интересной, напряженной. Для того чтобы игра стала более интересной, в нее включаются игровые действия. Стоит отметить, что в правилах показан и моральный аспект игры. Очень часто можно наблюдать проявления позитивных эмоций детей в случае выигрыша и огромные переживания в случае неудачи. Соблюдение правил дидактической игры направляется и контролируется игровыми действиями. В основном, развитие игровых действий в большей степени зависит от замысла воспитателя, но иногда и дети, при подготовке к игре, вносят свои предложения. Игровые действия бывают очень разнообразными относительно возраста детей. В играх, предназначенных для малышей, игровые действия заключаются в подражательных движениях, в разложении картинок. Более в старшем возрасте игровые действия становятся сложнее, потому что они требуют взаимодействия детей между собой, а также последовательности и очередности. Итак, по мнению Н. М. Козловой, игра становится дидактической, в случае, если присутствуют основные компоненты: правила, задача, игровые действия. Отсутствие любого из данных компонентов приводит к разрушению игры, она превращается или в обычное дидактическое упражнение, или в беседу с применением дидактического материала( картинок, игрушек, реальных предметов) , которые очень часто встречаются в практике дошкольных учреждений. К оптимальным видам игр для обучения речи относятся материнские напевы, потешки, небольшие сказки, которые включают доступные формы обучения, такие игры близки детям по содержанию, образам, игровым действиям. Дидактические игры вызывают работу всех мыслительных процессов и способности их существовать в единстве, и среди них главными являются сенсорные процессы, особенно в комплексе с языком, наиболее наглядным проводником, которого является слово. Исходя из этого, сенсорное воспитание ребенка неразрывно связано с лингвистическим. Начиная со старшего дошкольного возраста, у детей значительно улучшается произношение. Они не так часто допускают пропуски либо замену звуков, способны сохранять правильную структуру даже в многосложных словах; укрепляется и становится более подвижным артикуляционный аппарат детей, слуховое восприятие становится более развитым, а также фонематический слух. Это создает хорошие условия для закрепления чистого и выразительного произношения слов, правильного произношения всех звуков, а также исправления существующих недостатков речи. А. И. Сорокина считает, что огромное значение для развития речи детей имеют словесные дидактические игры. Такие игры помогают в решении одной из главных учебных задач, а именно, развития речевой культуры детей: способствует пополнению и активизации словаря, формированию правильного произношения, развитию связной речи, умения корректно выражать свои мысли. В таких играх ребенку необходимо самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, давать описание предметов, группировать различные предметы по свойствам, отгадывать по признакам сходства и различия, самому придумывать рассказы. По мнению И. В. Комаровой, Л. С. Половодовой, речевые игры способствуют эффективному развитию фонематического слуха, закреплению правильного произношения, воспитанию плавности речи, тренировке речевого дыхания и мышц органов речи. В процессе игры уточняются и закрепляются понятия, а также представления детей, развивается мышление, речь, их творческое воображение. Ребенок в будущем быстрее и легче может воспринимать новый материал, овладевать новыми знаниями и навыками. Словесные игры строятся на основе накопленного опыта детей, их наблюдений. Задача таких игр состоит в обобщении и систематизации. Они применяются на этапах повторения и закрепления учебного материала. Так, например, в играх «Забей гол в числовые ворота», «Наоборот» и др. дошкольники должны воспроизвести знания, вспомнить вычислительные приемы, изученные правила. Игры- загадки, игры на составление и дополнение высказываний также относятся к словесным. По мнению О. А. Чунаревой, большую роль в развитии речевой активности играет и детский фольклор, фольклорные игры. Они в наиболее интересной для ребёнка форме помогают ему освоить родной язык, обогатить словарь, и даже усвоить грамматические нормы речи. Помимо этого, фольклорные игры развивают память, внимание, раскрывают творческий потенциал ребёнка. Такая игра позволяет не только освоить диалогическую речь, но также является хорошей возможностью для импровизации и для развития связной речи у детей, поскольку по ходу инсценировки они могут придумывать свои реплики развивать фантазию. Очевидно, что речь является важнейшей психической функцией человека, через речь ребенок познает психические процессы, ребенок может излагать свои собственные мысли, переживания, это неотъемлемая часть жизни человека. Для развития речи необходимо создавать условия, которые вызвали бы интерес и побудили к речевой активности. Поэтому большое значение в развитии речи дошкольников принадлежит дидактической игре. Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития речи детей. Поэтому своевременное овладение правильной речью – одно из условий нормального психического развития старшего дошкольника. Речь является важнейшей психической функцией человека, это неотъемлемая часть жизни человека. С помощью речи ребенок общается, может передавать информацию, получать новые знания. Наиболее значимым фактором развития речи у старшего дошкольника является речевая активность. Для того чтобы человек научился говорить, необходима постоянная, разнообразная речевая практика. Большое значение в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста принадлежит дидактической игре. Участвуя в них, дети через слово не только познают окружающий мир, но и учатся правильно говорить, тренируют речевые умения и навыки. Таким образом, мы можем говорить о том, что дидактическая игра даёт огромный простор для развития речевой активности старших дошкольников. Она направлена на владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности.

Оставить комментарий: