« Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях»
« Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях»
В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и сложной проблемой, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
- Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
- Именно в этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.
Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющей воспитательно-образовательной работы, поэтому была разработана система работы в ДОУ, которую можно представить себе следующим образом:
- Семья,
- Детский сад
- Мой город
- Родная страна
Цель воспитания: развитие гуманных, духовно - нравственных качеств личности ребенка и воспитание достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе воспитательно-образовательного процесса определили для себя следующие задачи:
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Для достижения задач, чтобы занятия были запоминающиеся и интересные, используются различные формы работы с детьми:
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (по улице, городу Тарко - Сале).
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
- Творческие вечера.
Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально.
Учет возрастных особенностей требует применение игровых приемов, неоднократного обращения к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности, посещение музеев, а также организация музеев в ДОУ
Привитие чувств духовности, нравственности начинается с младшего возраста. В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Например, цикл занятий «Мамины помощники». Сюда включается составление детьми рассказов о том, как они помогают маме дома, беседы о членах семьи и близких. Совместно с детьми родители делают небольшой проект дома, после чего на аппликации и рисовании дети совместно с воспитателем оформляют стенд «Дом, в котором живут мамины помощники», на конструировании создают постройки своей квартиры. Идет знакомство детей с произведениями художественной литературы и устным народным творчеством, песенками о маме.
В средней группе расширяются знания детей о детском саде, о профессиях о народно – прикладном искусстве, о русской культуре. Ежемесячно в разных разделах учитываются темы по формированию у детей духовно – нравственного и патриотического воспитания. Например, цикл НОД по проекту «Дом Радости», где дети знакомятся с жителями этого дома, их работой. Эти занятия воспитывают уважение к своему детскому саду, к окружающему, развивают навыки труда. Дети учатся с помощью взрослых ухаживать за растительным миром, формируется бережное отношение к природе и всему живому на занятиях, как «Люблю я пышное природы увядание..», «Уход за растениями», «Вода - волшебница».
В старшей группе особое место занимает театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это такие занятия, «Помощники» по сказке «Репка», «Как люди добывали огонь» и др..
В ходе НОД по речевому развитию предусматривается специальная работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа.
В старшей группе, реализуя проект «Край родной, навек любимый!» , где даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Духовно – нравственное, патриотическое воспитание детей осуществляется через занятия по Рр: «Как красива улица, на которой я живу!», «Землю красит солнце, а человека труд», ОО. «Познание» - «Знакомство с памятниками города», « Улица Анны Пантелеевой», «День Победы в моей семье», «Животные и рыбы нашего края», «Красавица природа», «В гостях у куклы ненки», «Краеведческий музей», «Наш родной город», конструирование «Город моей мечты»; Оо. «Художественное творчество» - коллективная работа «Эти дети живут на Севере» « Мастеровая». Итоговое мероприятие проекта является интегрированное занятие совместно с родителями «Родной мой край, навек любимый!» с оформлением выставки «Острогожск Старый- Острогожск новый». Проходили совместные занятия под названием «Встречи с интересными людьми» Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю формируют чувства национального достоинства, ответственности и перерастает в любовь и чувство гордости за свою страну. Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Вся работа строится на занятиях познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области и организации творческой деятельности детей: рисование, аппликация ; музыка:«Нас много на шаре земном», «Как жили славяне»,«Древняя Русь»«Земля – наш общий дом», « Москва – столица моей Родины», «Я гражданин России», “Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице),«Сильны и могучи Защитники Отечества!», «Народные промыслы России», «Русский лес – чудесный лес», «Климатические зоны России», «Красная книга России»
Продуктивная деятельность:
Аппликация: «Флаг России» «Город мой родной!» «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»; Конструирование: «Кремлевская башня» «Открытка для папы!»
Рисование: « Мы дети одной страны» «Наша Армия родная» Лепка барельеф – «Флаг и герб» Ручной труд «Мартенички» «Матрешка» (Оригами) . Лепка «Дымковская лошадка» Аппликация «Космонавт вернулся с космоса»
Рисование «Моя планета Земля», «Солнечная система»
Лепка «Ракета»
Оригами « Ландыш»
Чтение художественной литературы:
Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился»
Заучивание: П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенина «Береза»
Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живём» ». С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Музыка:
Слушание: «Пение птиц» Этюд «Ах, ты, береза русская!» рус. нар. мелодия.
Экскурсия в библиотеку Семейного чтения:
«По произведениям С.Я. Маршака»
Пословицы и поговорки о Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о природе.
Экскурсии к ВЕЧНОМУ ОГНЮ в музей боевой славы
Во время занятий используются дидактические игры и упражнения :
«Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная…); «Составь флаг», «Составь герб», «В магазине», «Профессии», «Найди дерево», «Собери картинку» ,«Узнай наш флаг», «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва»
Воспитание гуманной, духовно – нравственной, патриотической личности в системе как на занятиях, так и в свободной деятельности формирует такие качества у ребенка:
- Милосердие
- Доброта
- Любовь
- Коммуникативность
- Терпимость
- Чувство меры
- Отзывчивость
- Справедливость
- Ответственность
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
А.С. Макаренко