Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»
«Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»
Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.
Я попробую показать, как можно решить эту задачу через народное декоративно-прикладное искусство. А для наших ребятишек это еще и прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественную гениальность народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера — смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми можно познакомить детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Работу по знакомству детей с народными декоративно-прикладным искусством начинают с изучения декоративно-прикладного искусства народов, населяющих РФ, ознакомленная с особенностями украшения изделий, формой и материалами из которых они изготавливаются.
Рассматривая вместе с детьми иллюстрации обращать внимание детей на старинную русскую одежду, знакомить с ее названиями (кафтан, сарафан, кокошник, рубаха и т. д.).
Эффективным средством ознакомления детей с народным декоративным прикладным искусством являются экскурсии в музей, на выставку народного искусства или в художественный салон. Эту работу я связываю с образованием у детей конкретных представлений об особенностях народного искусства, национального узора.
Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствуют запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных проблем настоящего времени.
Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь не возможна без глубокого познания произведений народного искусства, которое несет в себе духовные, эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Декоративно – прикладное творчество является составной частью народного искусства. Соприкосновение с декоративно – прикладным творчеством формирует у детей духовные потребности, чувство патриотизма, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического воспитания личности через декоративно – прикладное искусствонеобходимо решить следующие задачи:
-познакомить детей с разными изделиями декоративно – прикладного творчества, с историей их возникновения ;
-формировать художественные умения в разных видах декоративной росписи;
-создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей.
Для успешного решения поставленных задач педагог должен быть сам знаком с народно – декоративным творчеством, историей их возникновения.
В возрасте 2-3 лет возможности детей в декоративном рисовании весьма ограничены. Дети с удовольствие играют матрешками, ваньками-встаньками, дымковскими, филимоновскими, богородскими игрушками.
Детей второй младшей группы знакомят с элементами дымковской, филимоновской росписи.
В средней группе детей знакомят с городецким промыслом,выделяя элементы узоров: бутоны, розаны, купавки.
В старшей группе детей знакомят с полхов - майданскими игрушками.
Полхов –майданские мастера считаются самыми главными игрушечниками.Они делают разнообразные игрушки: свистульки, каталки, матрешки и. д. и называются эти игрушки - таратушками. Основной элемент узора – цветок шиповника.
Гжельские мастера расписывают фарфоровые изделия голубой и синей краской по белому фону.
Детей подготовительной группы знакомят с хорошо все известной хохломой и мезенской росписью, которая считается одной из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен.
Работа по ознакомлению детей с народно декоративным творчеством осуществляется поэтапно.
На первом этапе детей знакомят с историей возникновения декораивно-прикладного искусства, рассматривают предметы промысла, выделяют цветовые приемы, основные элементы узора.
На втором этапе дети упражняются в рисовании простейших элементов росписи.
На третьем этапе дети составляют узоры, используя приобретенные навыки.
На четвертом этапе дети упражняются в умении наносить роспись на вырезанные из бумаги силуэты, глиняные формы.
Одним из важных условий для самостоятельной художественной деятельности детей является создание мини-музеев, где дети имеют возможность не только рассмотреть, но и потрогать экспонаты. В непосредственной близости от мини-музея целесообразно расположить художественный материал для воплощения замыслов, иллюстрации для рассматривания.
Создание условий для выставки детских работ создаст дополнительный стимул к творчеству, вызовет интерес к своим национальным истокам, приобщит детей к истории русского народа, что в свою очередь способствует развитию патриотических чувств.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных проблем настоящего времени.
Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь не возможна без глубокого познания произведений народного искусства, которое несет в себе духовные, эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Список литературы:
- Атемаскина Ю. В., Л. Г. Богословец «Современные педагогические технологии в ДОУ»учебно- методическое пособие. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
- Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»Москва 2005 год.
- Гонеев А. Д. Основы педагогики Текст. / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитанияв первобытном обществе до конца ХХ в.Текст: / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
5.Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II[Электр] / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2007.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии[Электр] / Г. К. Селевко. — М., 2008.
- Сластенин В. А.ПедагогикаТекст: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2005.